Л.П.Серафимова
гимназия №3, г.Красноярск
Влияние физической картины мира на развитие образования
Для определения связи
между образованием и
физической картиной мира
выберем из многообразия
определения этих понятий
следующие:
-образование – то, с
помощью чего люди понимают
друг друга;
-физическая картина мира(ФКМ)
– это наиболее общие
конкретно-исторические
представления о физическом
мире, которые с точки
зрения стиля научного
мышления данной эпохи,
рассматриваются как
наиболее важные и
существенные.
Попытаемся установить
связь между ФКМ и
образованием. С момента
возникновения государства,
культуры, науки
государство определяло
чему и как учить и
образовывать своих граждан,
т. е., формировало
социальный заказ.
Идеология государства
определялась научной
картиной мира.
Рассмотрим основные
картины мира и
соответствующие им типы
образования.
Античная картина мира (АКМ)
возникла в период
рабовладельческой
античности, существовала
почти полторы тысячи лет до
нового времени, до момента
смены феодализма
капитализмом. Основой этой
картины мира было
индуктивное мышление и
вера в абсолютность
чувственного познания мира
(«то, что вижу, ощущаю, то и
есть»). Методы – наблюдение
и абстрактное мышление (как
логически
непротиворечивое
объяснение наблюдаемого).
В АКМ существовало
несколько разных моделей
мира, но в каждой из них мир
был гармоничен, упорядочен,
рационален, сложен,
качественно
дифференцирован и не
математизирован. Человек
активен, могущественен,
независим, его
подчиненность сюзерену
ограничена и подозрительна.
Разнообразны были и формы
античных государственных
устройств: демократия,
охлократия, диктатура.
Образование было доступно
свободным и достаточно
богатым гражданам,
направлено было на
развитие тела (занятия
спортом на уровне участия в
олимпийских играх), разума (изучение
наук), чувств (изучение
искусств на уровне
профессионального
сочинительства и
исполнительства). Целью
такого образования было
гармоничное развитие
способностей человека и
становление его
мировоззрения.
Механическая картина
мира (МКМ) возникла в
эпоху замены феодализма с
его раздробленностью,
натуральным хозяйством и
непрерывными войнами на
капитализм с его машинным
производством,
дифференциацией хозяйства
и централизацией
государств.
Индуктивное мышление
сменилось дедуктивным,
вера в чувственное
познание – верой в
незыблемость, неизменность
мира, атомов,
тождественность законов,
описывающих разные
структурные уровни материи.
Методы: наблюдение,
абстрактное мышление,
эксперимент, как способ
задать природе вопрос, и
практика, как критерий
истины. Возникшее машинное
производство требовало
расчета и планирования и
математика проникла во все
науки.
Мир устойчив, равновесен,
действует по строго
определенному порядку, раз
и навсегда заданному Богом.
Человек вне природы, ее
царь и властелин.
МКМ и, сменившая ее,
электродинамическая
картина мира (ЭДКМ)
рассматривали явления вне
их взаимосвязи и развития,
изучали только замкнутые
системы и обратимые
процессы, линейные связи и
отношения, при которых
малый сигнал на входе давал
малые изменения во всей
области и на выходе системы.
Такие представления о мире
обосновывали
технократическую машинную
цивилизацию с
централизацией государств
вокруг светских и духовных
властителей, с
ограничением связей,
влияний, тотальным сыском,
тюрьмами и регламентацией
жизни человека от рождения
до смерти (жизнь есть
исполнение приказа). Для
такой цивилизации
характерны огромные
затраты энергии и труда, ей
нужны в большом количестве
исполнители-функционеры.
Соответствовала этим
представлениям и
требованиям
социоцентрическая модель
образования. В основе ее
лежала объектно-знаниевая
парадигма. Главным
является учебный предмет,
программа. И учитель и
ученик жестко зависели от
требований программы,
приказов управлений
образованием, жестких форм
контроля.
В 70-х годах двадцатого
века сформировалась
квантово-полевая картина
мира (КПКМ). На смену
жестким представлениям об
однозначности свойств
материи (либо дискретность,
либо непрерывность) пришли
представления о дуальности
свойств материи (то волна,
то частица). Стали
рассматриваться открытые
сложно организованные
системы, необратимые
процессы, нелинейные связи,
процессы самоорганизации,
превращения беспорядка в
порядок. Для этой картины
мира характерны
системность,
симметричность,
стохастичность.
Соответственно смене
представлений о мире, а
может быть вместе с ними,
происходят социальные
изменения. Разделение
сменяется объединением (ООН,
Европейское сообщество,
военные блоки), начинается
переход к обществу с
высокоразвитыми
информационными
технологиями, новыми
ресурсами. Состояние
общества характеризуется
ускоренными социальными
изменениями,
разупорядоченностью,
неустойчивостью,
разнообразием,
неравновесностью,
нелинейными отношениями,
темпоральностью (повышенной
чувствительностью к ходу
времени). Сейчас необходимо
улавливать общий ритм,
состояние окружающей среды
и среды общения. Жизнь - не
исполнение приказа, а
деятельность.
Система образования по
природе своей
консервативна, но в моменты
смены картины мира и
соответственно идеологии
она тоже меняется. В России
с 70-х годов проводятся
различные реформы
образования, но пока они
существенно не изменили
модель образования, пока
главным является предмет,
программа, государственные
стандарты, целью является
подготовка к поступлению в
ВУЗ. Хотя и существует
инновационное движение,
ведутся поисковые работы в
попытке заменить объектно-знаниевую
парадигму на субъектно-смысловую
или личностно-ориентированную,
в которой предмет - не цель,
а средство для развития
ребенка, подготовка
учителей продолжается в
русле старой модели и для
парадигмы и для реализации
нового просто нет кадров.
Итак, прошлое образования
– это социоцентрическая
модель образования,
соответствующая
технократической машинной
цивилизации и принятым в
ней картинам мира (МКМ и
ЭДКМ). Настоящее
образования –
модернизация с целью
приведения системы
образования в соответствие
с новой картиной мира и
новым состоянием общества.
Каково будущее образования?
В последние годы
двадцатого века и в первые
годы двадцать первого
появились в массовых
изданиях описания новых
представлений о мире, в
которых на первое место
ставится не материя, а
Сознание. Речь идет об
объединении науки и
религии с эзотерическими
знаниями и создание единой
картины мира и человека в
нем. В соответствии с этими
представлениями о мире и
человеке будущим
образования будет развитие
сознания. Это потребует не
просто модернизации
существующей системы
образования, а коренной ее
перестройки: прежде всего,
подготовки учителей,
которые будут хорошо
разбираться в современной
картине мира, смогут
развивать сознание
учащихся. Наряду с этим,
учителя-предметники должны
быть готовы не только
преподавать
информационные предметные
знания, но, имея глубокую
методологическую
подготовку, обучать
учащихся общим методам
работы с информацией,
построения различных
систем и картин мира. При
этом, особенно на первых
порах, не нужно
пересматривать программы и
учебники, даже при
имеющихся сейчас
программах и учебниках
методологически
подготовленный учитель с
широким философским
мировоззрением сможет сам
произвести нужный отбор
материала и подобрать
соответствующие методы
работы с ним и не только
информационно наполнять
учеников, но и развивать их
сознание. Такая система
образования будет
соответствовать не только
новым представлениям
человека о мире, но и
решению задач его
эволюционного развития.
Тогда, возможно,
образование сможет стать,
как говорит Б.С. Гершунский,
«религией третьего
тысячелетия, обеспечит
гармонию знания и веры».
|