Мелехова Виктория
Юрьевна аспирант кафедры педагогики и методики образования Курского
государственного университета, г. Курск transpor@kursknet.ru
Фольклорный образ как средство
формирования культуры гендерных отношений у подростков (к постановке
проблемы)
Сегодня
неоспоримым является факт, что мир традиционных представлений и ценностей
претерпевает изменения, разрушаются и трансформируются традиционные
гендерные установки и стереотипы, иной становится культура гендерных
отношений. Навязывание новых моделей поведения и переоценка ценностей
приводит к новым проблемам в воспитании подростков.
Так, гендерный
подход, активно заявляющий о себе в современной педагогике, утверждает
стратегию воспитания гендерно не схематизированных детей. Стратегия
состоит в том, чтобы дать детям такую схему, которая поможет им
перерабатывать социальную информацию и интерпретировать предлагаемые им
культурные образцы. Исследователи полагают, что такая схема помогает
школьникам освоить современные гендерные идеалы и модели поведения
[5].
В подобных идеях и утверждениях просматривается настойчивое
стремление к разрушению традиционных полоролевых отношений, основанных на
глубинных традициях культуры, нравственности, что противоречит русскому
менталитету, самосознанию, культуре, исторически сложившимся
представлениям о женщине, мужчине, о семье.
В русской культуре (о
чем свидетельствуют культурологические, исторические, этнографические
исследования) семья всегда рассматривалась как ценностный идеал, важнейшее
и непременное условие жизни каждого человека. Культура гендерных отношений
в семье строится на основе представлений о взаимоотношениях мужчин и
женщин, их возможностях и ролях. Культуру гендерных отношений мы
рассматриваем как способ, форму реализации представлений, мыслей, чувств,
оценок, суждений, установок, поведенческих паттернов в процессе
взаимодействия с противоположным полом.
Культура не возникает “из
ничего” - она есть совокупность того, что человек создает и усваивает в
своей сознательной, свободной и постоянно совершенствующейся деятельности.
Войти растущему человеку в культуру, в том числе и в культуру гендерных
отношений, помогает взрослый, педагог.
Сегодня появление и
декларирование анти-героя является новым явлением, связанным с «кризисом
положительного» в подростковой и молодежной субкультуре. Ценности, которые
веками формировали духовно-нравственный облик народа в России, уходят из
представлений о взаимоотношениях полов. Наше исследование показало, что у
части подростков сохранились главные ценности, характеризующие русских
людей, в том числе и ценности, характеризующие гендерные идеалы и
установки. Однако часто они оказываются невостребованными, поскольку не
обсуждаются в детской среде, не «проигрываются» в играх, не задействованы
в практике общения, и, следовательно, почти не участвуют в формировании
сознания и поведения мальчиков и девочек. Все это обусловливает
актуальность проблемы воспитания культуры гендерных отношений у
подростков.
В рамках антропологической трактовки, культура – это
«связь людей». Именно «человек в культуре» составляет основу и механизм
существования и развития культуры постольку, поскольку он стремится
«превзойти себя, чтобы быть самим собой». Культура, следовательно, есть
«труд, напряжение, усилие» [2,17-18]. Культура выступает как практическая
реализация общечеловеческих духовных ценностей в делах и отношениях людей.
Именно ценности объединяют многочисленные свойства
культуры.
Аксиологический (ценностно-смысловой) подход в
воспитании, в формировании культуры гендерных отношений, на наш взгляд,
должен стать доминирующим. В этом контексте реализация данного подхода в
образовательном процессе позволит сохранять и развивать нравственные
основания личности и духовно-нравственные основы человеческой жизни,
ценности гендерных отношений.
Классическая литература, выступает
тем средством, которое помогает подростку идентифицировать себя,
«построить» свое духовное «Я», интегрироваться в культуру, реализовать
свое женское или мужское начало. Культурные образцы гендерных отношений,
типические и архетипические, представлены в фольклоре, древнерусской и
классической художественной литературе. В них показаны модели и образцы
поведения, отношений, ценностных установок мужчины и женщины. Содержание
этих произведений приглашает к диалогу, их образы привлекают или
отталкивают, вызывают споры.
В данной статье мы раскроем значение
фольклора как средства воспитания культуры гендерных отношений у
подростков.
Фольклорные произведения в работе с подростками, на наш
взгляд, могут выступать средством расширения «семантического поля»
сознания развивающегося человека. Сила воздействия таких произведений
заключается в природе фольклорного образа. Это глубоко традиционный образ,
включенный в национальные обычаи. Он отличается широкой ассоциативностью,
вызывает многогранные и содержательные представления о человеческом мире,
непроизвольно вводит читателя и слушателя в жизненный цикл отношений к
людям, природе, быту, труду, к образцам поведения женщины и
мужчины.
Ценность фольклорного образа, по словам Ю.И.Юдина, в его
синкретизме. Он несет в себе «представление, нарождающееся понятие,
эмоцию, моральное отношение, устремленность к поступку, языковую
выразительность. Такой образ, затрагивая мир культурных представлений и
переживаний, актуализирует внутренние личностные ресурсы, формирует
культурные доминанты развивающегося человека [4,138-139].
В
фольклорных произведениях выражается общенародный идеал – представление
народа о прекрасном человеке, прекрасных отношениях и поступках.
Общенародный идеал со временем меняется, но главные ценности остаются
вечными.
Предметом нашего исследования и специальной формирующей
работы стали образы фемининности и маскулинности, модели гендерных
отношений, представленные в фольклоре, как средство воспитания гендерной
культуры подростков.
Обратимся к опыту изучения фольклора в 6 – 7
классах. Предметом обсуждения с подростками в 6-ом классе была сказка, в
7-ом – былина. При анализе фольклорных произведений обращалось внимание на
основные черты общенародного идеала: доброта, защита и поддержка слабых,
ум, справедливость, великодушие, скромность, находчивость, сноровка и др.
Технологическое решение поставленных задач осуществлялось через
различные формы, методы и приемы работы. Выделим среди них главные: чтение
текстов (совместное, коллективное, самостоятельное, по группам, с
последующими групповыми формами работы); ролевые игры; творческие работы
(словесное рисование, инсценировки, составление киносценариев). В основе
этих видов работ лежит организация и осуществление диалога, диалоговых
форм работы.
Например, основным видом работы при изучении сказки
«Царевна-лягушка» является составление кадров диафильма к заранее
обдуманным эпизодам (сколько кадров, названия кадров, что изображено, как
изображены герои, какой текст сопровождает кадр). Подростки, рассуждая о
следующем: должен ли кадру «Царь принимает караваи у сыновей»
предшествовать кадр «Василиса Премудрая печет каравай», приходят к
необходимости расстановки эпизодов таким образом, поскольку в нем мы
впервые видим чудесное превращение квакушки в Василису; видим ее очень
красивой («что ни в сказке сказать, ни пером описать»). Каравай, который
она испекла, говорит о ее мастерстве.
Одним из видов работы при
изучении сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» является выборочный
пересказ «О подвигах Ивана - крестьянского сына». В результате такой
работы подростки приходят к выводу о том, что именно Иван больше других
братьев понимает ответственность за безопасность своей земли. Школьники
выбирают и оценивают именно те фрагменты текста, которые свидетельствуют о
героических поступках Ивана, превосходящего своего противника не только по
физической силе и находчивости, стойкости и терпеливости, но главное - по
силе духа, которую дает ему сознание правого, справедливого дела защиты
родной земли. Основным выводом является характеристика героя: терпение,
мужество, скромность (не хвастает победами).
Обсуждая образ главной
героини сказки «Царевна-лягушка», выясняем, что царевна внимательная,
добрая, заботливая и скромная. Обращаем внимание, что Василису называют
премудрой тогда, когда рассказывают о том, как она трудится. А вот для
характеристики жен братьев берется крайняя степень отрицательного (у одной
каравай пригорел, у другой – сырой). Преувеличение, выраженное в
характеристике «премудрая», подчеркивает искусство Василисы.
В
характере царевича отмечаем смелость. Он снискал уважение к себе тем, что
справедлив, добр, борется против Кощея, которого боится даже Баба-яга.
К основным мыслям сказки: не суди по внешнему виду, смотри глубже,
оценивай людей по делам, по внутренним достоинствам – дети приходят в
результате детального изучения произведения.
После изучения русских
народных сказок пытаемся составить обобщенный образ идеальной женщины,
представленный в произведениях русского фольклора, следуя примерному
плану:
- Семейное положение. Обычно это молодая
красивая девушка, собирающаяся выйти замуж, и поэтому ей приходится
пройти ряд испытаний, или добропорядочная жена, которая всячески
старается помочь своему мужу. Именно такая, непопулярная сегодня, и
старая, как мир, установка на замужество и рождение детей заложена во
многих фольклорных сказках («Царевна-лягушка», «Марья Моревна»).
- Образ жизни. Она ведет порядочный образ
жизни, умеет готовить, выполняет работу по дому. Народная сказка четко
разделяет женские и мужские трудовые занятия. Женщина печет блины,
замешивает тесто, прядет, шьет. Мужские работы связаны с охотой,
рыболовством, строительством, заготовкой дров.
- Личностные качества. Обязательно умна,
хитра, мечтательна, любое дело доводит до конца. Особо выделяется
красота. Во внешней красоте воплощены наши представления об идеале
прекрасного. Внешняя красота сопряжена с внутренней одухотворенностью, с
богатым миром мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к
людям и к себе.
Современным педагогам необходимо
учитывать, что освоение культурного наследия прошлого, формирование
интереса к нему, уместное обращение к фольклору в своей деятельности
способствует решению одной из значимых задач - воспитания человека на
прекрасных образах произведений устного народного творчества.
Литература
- Воловикова М.И. Представления русских о
нравственном идеале. – М., 2000
- Зинченко В.П. Человек развивающийся. –
М., 1994.
- Клецина И.С. Психология гендерных
отношений. – СПб, 2004.
- Юдин Ю.И. Народное творчество и
народная культура в педагогическом учении Ушинского // К.Д. Ушинский и
русская школа. – М., 1994
- Bem, S. Gender Schema Theory and Its
Implications for Child Development // Signs: Journal of Women in Culture
and Society. 1983. Vol. 8. № 4. - P. 598 - 615.
Рекомендовано
к публикации: Н.И.Лифинцева, доктор педагогических наук, научный
руководитель работы А.С.Роботова, доктор педагогических наук, член
Редакционной коллегии
|