Праздничных Ольга
Юрьевна аспирант кафедры информатики РГПУ им. А.И. Герцена prola@yandex.ru
Смирнов Игорь
Александрович аспирант кафедры информатики РГПУ им. А.И. Герцена
angesigor@mail.ru
Камерис Андреас аспирант
кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена kamerisand@yahoo.com
Раздел
«Стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности» курса
информатики, как средство профессиональной подготовки современного
педагога-музыканта
Многочисленные эксперименты с музыкальными
синтезаторами в прошлом веке привели к возникновению новых способов
создания музыки, появлению разнообразных стилей и направлений в
современной музыкальной культуре. Многие известные композиторы (К.
Штокхаузен, О. Мессиан, А. Шнитке и др.) уже тогда создавали произведения
с применением новых электронных инструментов [1]. В 80-е годы XX века
появились компьютерные программы, которые запоминали, воспроизводили и
редактировали музыку, создавали новые тембры, печатали партитуры. Сегодня
компьютер - неотъемлемая часть любой звукозаписывающей студии, а владение
музыкально-компьютерными технологиями (МКТ) стало составляющей культуры
современного музыканта.
Вместе с тем, как показывают результаты
опросы студентов – будущих музыкантов и музыкантов-педагогов
(музыкально-педагогический факультет РГПУ им А.И. Герцена,
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А.
Римского-Корсакова, Академия культуры им. Н.К. Крупской) многие студенты
не имеют адекватного представления о возможностях МКТ в их будущей
профессиональной деятельности. Между тем такое знание особенно важно для
будущих музыкантов-педагогов, поскольку владение современными МКТ
значительно расширяет возможности приобщения детей к музыкальной культуре
[2,3].
Сказанное выше дает основания полагать, что подготовка
педагога-музыканта сегодня должна включать обучение пользованию
современными компьютерными программами, позволяющими создавать и
редактировать музыку. Мы полагаем, что такая подготовка должна
включать:
-
разработку соответствующего
раздела курса информатики для студентов-музыкантов,
-
обучение студентов-музыкантов с
использованием этого раздела на базе МКТ.
Задача настоящего исследования
состояла в разработке указанного раздела курса информатики и проведении
обучения с его использованием в экспериментальном
порядке.
Разработанный раздел курса информатики под названием
"Стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности"
включал следующие части:
I. Вводная часть. В рамках этой части
раздела происходит освоение основных понятий раздела (звуковой сигнал,
оцифровка звукового сигнала, электронный и акустический инструмент,
генератор звука, музыкальный компьютер). Используя самостоятельно
созданный (например, записанный с помощью микрофона), или готовый
(загруженный с диска или с другого устройства) музыкальный материал,
студенты знакомятся со способами его представления и обработки. Изучаются
средства обработки звука - звуковые редакторы (Sound Forge, Samplitude,
Adobe Audition (Cool Edit Pro). Разнообразие программ позволяет выбрать
интерфейс, подготавливает к дальнейшему их освоению в процессе
самостоятельной работы, знакомит с основами звукорежиссуры.
II.
Изучение профессиональных программ-секвенсеров. Задача этой части раздела
– познакомить с возможностями компьютера при создании музыкальных
произведений и аранжировок, способствовать развитию у студентов
творческого потенциала, что в свою очередь развивает их интерес к
информационным технологиям. Программы-секвенсеры имеют понятный для
музыканта интерфейс, так как он по структуре похож на традиционную
музыкальную партитуру и связан непосредственно с творческо-композиторской
сферой деятельности. Создавая аранжировку, студенты учатся правильно
записывать и подбирать инструменты, грамотно выстраивать музыкальную форму
(связь с курсом анализа музыкальных форм), изучают типы и виды имитирующих
акустических и электронных инструментов (связь с курсом
инструментоведения). Данный раздел курса, творческий (с музыкальной точки
зрения) и интегративный (по характеру решаемых задач) эффективно
способствует формированию прочных знаний как в области
музыкально-теоретических, так и информационно-технологических дисциплин.
Для обучения были выбраны секвенсеры: CakeWalk Pro Audio (имеющий наиболее
простой интерфейс) и Cubase (имеющий практически неограниченные
возможности для творчества). Уделялось внимание осмыслению таких понятий,
как MIDI-интерфейс, VST-инструменты, секвенсер, семпл, луп и др.,
являющихся базовыми на пути формирования прочных профессиональных знаний
будущих музыкантов и развитию их информационной культуры в
целом.
III. Изучение программ-автоаранжировщиков. Эта часть
является необходимым элементом в процессе изучения МКТ, так как с помощью
заранее продуманных, художественно грамотно выстроенных алгоритмов
построения музыкальной композиции, можно за короткий срок создать
аранжировку для праздника или концерта. (Это вызывает большой практический
интерес у будущих музыкантов-педагогов, активизирует их знания по
музыкуально-теоретическим дисциплинам и др.). Автоаранжировщики очень
просты в управлении: с музыкальной точки зрения достаточно знать лишь
цифровую запись аккордов. Это имеет важное методическое значение в
последующей музыкально-педагогической деятельности студентов. Для обучения
мы выбрали программу Band-in-a-Box. С помощью этой программы студенты
могут самостоятельно изучать музыкальные стили и подстили.
Автоаранжировщик работает с уже знакомыми студентам форматами файлов MIDI
и Wave, которые в дальнейшем могут быть конвертированы в профессиональные
музыкальные программы.
IV. Изучение музыкальных конструкторов (или
программ для создания танцевальной музыки). Компьютерная танцевальная
музыка сегодня является весьма востребованной, поэтому важно, чтобы
педагог музыки был знаком с технологией ее создания. Принцип работы
музыкальных конструкторов заключается в составлении повторяющихся
музыкальных фрагментов - семплов [4]. Студенты узнают, что электронная
музыка имеет глубокие корни и предпосылки, их классическое музыкальное
образование расширяется за счет музыкально-эстетических представлений
современной музыкальной культуры, пополняя творческие возможности и
тезаурус будущего музыканта-педагога.
В рамках раздела студенты
знакомятся также с организацией структуры концертной деятельности, ролью
компьютерной техники в этой структуре, в управлении музыкальными шоу, в
синхронизации всех действий, происходящих на сцене (например, соответствии
видеоряда и музыкального сопровождения, управлении осветительными
приборами на сцене и в зале и др.).
Еще один актуальный аспект,
включенный в раздел - Интернет-технологии в обучении музыкантов, поддержка
традиционных методов обучения музыке компьютерными телекоммуникациями,
обеспечивающими доступ к разнообразной учебной информации. Выбор формы
представления материала с использованием Интернет-технологий определяется
конкретными видами занятий. Материалом для обучения выступают электронные
библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии,
виртуальные музеи, каталоги обучающих музыкальных программ, электронные
пособия. Этот материал либо сопровождает лекции, либо является базой для
самостоятельного изучения музыкальных дисциплин.
Разработанный
раздел курса информатики был апробирован в течение трех лет в обучении
студентов 1-х курсов факультета музыки РГПУ им А.И. Герцена.
Проверка результативности педагогического эксперимента
осуществлялась с применением традиционных для педагогической науки методов
получения данных: интервьюирования, анкетирования, экспертной оценки,
наблюдения за деятельностью преподавателей.
Ниже приведены
сравнительные результаты анкетирования студентов, проведенного до начала
обучения по разработанной методике и по его окончании. Вопросы анкеты были
направлены на выявление у студентов динамики ряда их личностных качеств:
креативности, информационно-коммуникативной компетентности, ценностного
отношения к применению МКТ в своей профессиональной
деятельности.
На возрастание креативности указывает возрастание
процента студентов:
-
стремящихся к самостоятельному
изучению музыкально-компьютерных программ ( 9 / 21 %),
-
желающих создавать собственные
творческие работы на основе МКТ (11 / 32 %).
На возрастание
информационно-коммуникативной компетентности указывает возрастание
процента студентов:
-
выразивших желание участвовать в
коллективных творческих проектах (5/15 %),
-
освоивших принципы поиска,
отбора и передачи информации различного типа (46 / 63%)
-
научившихся адекватно
оценивать результаты собственной деятельности (16 / 32%).
На возрастание ценностного
отношения к применению МКТ в своей профессиональной деятельности указывает
возрастание процента студентов, выразивших желание расширить свои познания
в области:
-
музыкально-компьютерных
технологий (19 / 67 %),
-
информатики (6 / 25 %),
-
Интернет-технологий (28 / 82 %),
-
композиции и аранжировки (23 /
71 %).
Представленные результаты
позволяют заключить, что подготовка студентов с применением разработанного
курса и выбранной формы организации занятий привела к желательным
результатам.
Литература
-
Холопова В., Чигарева Е. Альфред
Шнитке. Очерк жизни и творчества. М., 1990.
-
Горбунова И.Б. и Горельченко
А.В. «Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе». СПб.: Изд-во
РГПУ им. А.И. Герцена. - 2003.
-
Белов Г.Г., Горбунова И.Б.,
Горельченко А.В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта).
Учебное пособие. СПб: СМИО Пресс, 2006.
-
Белунцов В. Компьютер для
музыканта. Самоучитель. СПб., 2001.
Рекомендовано к
публикации: И.Б.Горбунова, доктор педагогических наук, научный
руководитель работы А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член
Редакционного совета
|