Лоцман
Елена Сергеевна аспирант кафедры педагогики Карельского
государственного педагогического университета, г. Петрозаводск alocman@bk.ru
Об отношении учителей музыки к
проблеме становления личностно-гуманистической ориентации младших
подростков
Современные
тенденции общественного развития характеризуются обращением к
общечеловеческим, гуманистическим ценностям и идеалам, реализация которых
осуществляется в системе школьного образования. Гуманизм приобретает
актуальность как цель, содержание и результат образования. Гуманизация
системы образования как тенденция развития общественного сознания
продекларирована в Концепции модернизации российского образования до 2010
года.
Процесс гуманизации образования должен осуществляться в
соответствии с изменениями, обусловленными возрастными и индивидуальными
проявлениями школьника. На каждой ступени возрастного развития этот
процесс имеет свои особенности [1]. В то же время он строится на общих
основаниях, которые могут быть обозначены как идеи
личностно-ориентированной гуманистической педагогики. Каждый учебный
предмет, имеет в этом плане свои определенные возможности, обусловленные
его содержанием.
В работах отечественных и зарубежных ученых
представлены плодотворные идеи о влиянии музыкального искусства на
развитие личности. Реализация этих возможностей в школе во многом
определяется деятельностью учителя, его ориентацией на решение
воспитательных задач средствами своего предмета, в данном случае – музыки.
Насколько учитель музыки ориентирован на решение этих задач, озабочен
поисками путей и способов использования возможностей музыкального
искусства в этом плане, насколько он осведомлен о ценностных ориентирах
своих учеников – школьников – подростков, верит ли он в возможности
влияния на них средствами своего предмета и пытается ли эти возможности
использовать – на все эти вопросы отвечает проведенное нами
микроисследование.
Это был опрос 60 учителей музыки, работающих в
школах г. Петрозаводска и республики Карелия [2]. Исследование дополняли
наблюдения уроков музыки, всего 120 уроков в 5-6-х
классах.
Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство
учителей (80 % участвующих в опросе) высоко оценивают возможности своего
предмета для ориентации школьников на гуманистические ценности и считают,
что эти возможности могут быть использованы на уроках музыки в зависимости
от их содержания. Конкретизируя эти возможности, 70 % учителей вычленяют
особенности влияния музыки на эмоциональные состояния, обогащение
эмоционально-нравственного опыта школьников. Однако при этом только 10 %
опрошенных видят в содержании музыкального искусства гражданскую
направленность и стремятся ее реализовать на своих
уроках.
Следующей задачей диагностирования мы считали оценку
отношения учителей к ценностным ориентациям подростков. Результаты
показали, что большинство учителей видят основные ценностные ориентации
подростков, как направленные на собственную реализацию (40%), направленные
на материальные ценности (95%), направленные на отношение к знаниям (60%),
лишь 10% отметили ценности, направленные на отношение к Родине, и 5% -
ценности, направленные на отношение к людям, обществу. С целью уточнения
полученных данных мы просили некоторых учителей прокомментировать данные,
зафиксированные в ответах, и пришли к выводу, что учителя видят
закономерные источники основных противоречий в данной проблеме в кризисе
современного общества, в значимости в сознании людей материальных
ценностей. Все это, по мнению учителей, определяет ценностное пространство
современных школьников уже на этапе младшего подросткового возраста,
создает значительные трудности воспитательной деятельности.
В
процессе анкетирования нас интересовало, анализируют ли сами учителя
музыкальные интересы подростков. 86% опрошенных – ответили положительно.
Как известно, чаще всего современные подростки увлекаются так называемой
поп - культурой (сленговое название массовой культуры), которая, как
правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем подлинная
культура, то, что называется серьезной музыкой. Мы просили учителей
оценить отношение современного учащегося к серьезной музыке. Было
выявлено, что 70% учителей считают, что лишь небольшое количество учащихся
способно оценить значение серьезной музыки, и лишь 10% учителей считает,
что современные подростки увлечены серьезной музыкой. Часть учителей
считают, что отношение подростка к серьезной музыке зависит от
возможностей учебной деятельности по музыке, от настроя учителя, его
умения создать определенную атмосферу на уроке. Однако таких учителей
оказалось не так уж много – около 20%.
Далее в ходе исследования мы
выявляли отношение учителя музыки к существующим программам и оценку
учителем возможностей достижения на основе существующих программ
воспитательных целей. Оказалось, что абсолютное большинство опрошенных
учителей (85 %) работают по программе Д.Б.Кабалевского [3]. Они, эти
учителя, ценят в ней основную направленность на реализацию воспитательных
возможностей музыкального искусства, связи учебных и воспитательных целей.
Но только 15 % учителей полностью удовлетворены этой программой. 85 % -
воспринимают эту программу достаточно критично именно потому, что она
затрудняет учителя в решении воспитательных задач – в ней много
устаревшего материала, политизированного, неактуального в современных
условиях. Поэтому педагоги вносят в программу такое содержание, которое,
по их мнению, отражает современную ситуацию общественного развития, а
главное, особенности современных школьников. Хотя достаточное количество
учителей (58 % опрошенных) считает, что субъектный план программы, ее
направленность на особенности и интересы подросткового возраста в
известной мере обозначены. Среди педагогов школ г. Петрозаводска и Карелии
20% учителей работают по другим программам. И опять таки отмечают, что
воспитательная, гуманистическая направленность этих программ достаточно
ограничена. В целом 90 % учителей считают, что для учителя музыки
необходима собственная, авторизированная программа, учитывающая
возможности музыкального искусства для решения не только учебных, но и
воспитательных проблем, и она в той или иной степени эту задачу решают. И
лишь 10 % учителей считают, что и существующие программы в целом
достаточно приемлемы.
Данные проведенной работы позволяют сделать
следующие выводы, существенные для нашего исследования проблемы
становления личностно-гуманистической ориентации младших подростков в
учебной деятельности.
Прежде всего, отметим, что большинство
учителей музыки понимают возможности влияния личности учителя на
становление личностно-гуманистической ориентации учащихся, на их
эмоционально-нравственное развитие. В большинстве своем они положительно
оценивают возможности учебной деятельности, в частности по музыке, в ее
содержательном и процессуальном плане в достижении этой цели. Учителя
музыки достаточно критично фиксируют особенности своих учащихся в их
отношении к личностно-значимым гуманистическим ценностям, в том числе и в
пространстве музыкального искусства, соотносят это отношение с современной
ситуацией общественного развития, видят противоречия этого процесса. Они
понимают значимость направленности собственной учебной деятельности на
решение этих проблем и видят одну из возможностей реализации этих задач в
содержании музыкального образования. Поэтому педагоги опять таки
достаточно критичны в этом плане к программам по музыке, не отказываются
от собственной работы над ними.
Вместе с тем, в полной мере понимая
и принимая значимость личностно-гуманистической ориентации школьников, в
частности на этапе младшего подросткового возраста, и возможности музыки в
этом плане, значительное большинство учителей не ориентированы в
практических способах организации учебной работы, остаются на уровне
понимания этих проблем.
Отсюда, значимость научных поисков в полной
мере обозначающих систему воспитательных средств, способов, приемов,
реализуемых в учебной деятельности, решающих задачи становления
личностно-гуманистической ориентации учащихся и вооружение этими
результатами практики обучения и воспитания, что и составляет содержание
нашего исследования.
Литература
-
Зосимовский
А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном
возрасте /А.В.Зосимовский.- М.: Изд. Моск. ун-та, 1981.-343с.
-
Лоцман Е.С.
Гуманистическая ориентация личности учащихся средствами музыкального
образования / Е.С. Лоцман // Университеты в начале ХХI века: актуальные
вопросы научных исследований: сборник научных трудов преподавателей и
аспирантов КГПУ/ ГОУВПО «КГПУ». Выпуск 1/ [под.науч. ред. Е.А.
Сергиной].- Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2005.-140с. С. 95-101.
-
Программы
средней общеобразовательной школы. Музыка. V- VIII класс. / под науч.
рук. Д.Б.Кабалевского. Авторы - Э.Б.Абдуллин, Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендерова,
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И.В.Кадобнова и др.- М.: Просвещение, 2004.-
225с.
Рекомендовано к публикации: К.Д.Радина,
доктор педагогических наук, научный руководитель работы, А.А.Ахаян,
доктор педагогических наук, член Редакционного
совета
|