Жданова
Светлана Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры
социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического
университета им. В.Чкалова, г.Оренбург swetawait@mail.ru
К вопросу о роли полихудожественных методов в
процессе эстетического освоения мира учащимися
Эстетизация образования как идея выражается в
возможности использования формирующих эстетических влияний, фактом своего
проявления способных объединять в единое целое интеллектуальные и
эмоциональные проявления личности. Актуализация эстетического как
целостного отношения к миру позволяет преодолеть барьеры отчуждения
личности от своей сущности, качественно изменяет процесс освоения
социальных ценностей в сторону позитива. Сущность эстетической осваивающей
деятельности раскрывается в творческом процессе создания неповторимо
оригинального продукта, отражающего реальность и воплощающего личность
автора на уровне его воспитанности, образованности и развитости личности.
Целенаправленная эстетическая установка личности на освоение мира является
одним из важнейших факторов образования человека, от которых во многом
зависит состояние общества.
Суть полихудожественного подхода
состоит в раскрытии внутреннего родства проявления образа в процессе
нахождения его эквивалента в других видах искусств в соответствии с
педагогической системой художественных модальностей, предложенной
Б.П.Юсовым как системы каналов чувственного восприятия информации
окружающего мира (словесных, двигательных, кинестетических, зрительных,
обонятельных, звуковых и цветовых). Задачей педагога является развитие
полифонического воображения как «мира синтеза чувств, возвышения и
очищения» [1,с.55]
Традиционно полихудожественные методы
рекомендуют применять на уроках искусства ради достижения высокого
художественного развития и получения результата в конкретной творческой
работе. Мы применяем данный подход в целях обеспечения более полного
эмоционально и интеллектуально насыщенного процесса освоения явлений и
событий окружающего мира посредством погружения в богатую палитру
модальностей образа, позволяющую проследить духовные связи слова, звука,
цвета, пространства, движения, формы, жеста на разных уровнях
эстетического отношения к действительности.
Полихудожественные
методы являются системой способов и алгоритмов гармонизации духовной и
практической жизнедеятельности человека, средством эстетического освоения
социума. Педагогические задачи обнаруживаются в целевом развитии
способности использовать систему имеющихся образов на различных этапах
жизненного пути
Разработка технологии полихудожественного типа
основывается на «азбуке наблюдения» за интонационным, цветовым,
динамическим многообразием мира и человека. В процессе освоения пошаговые
операции целенаправленно следуют друг за другом:
-
Поиск
пределов выразительности посредством сопоставлений тождеств и
контрастов, нарушений норм в характере линий, мелопластики, ритма,
объемов, фактуры, цветовых акцентов;
-
Прочувствование всех эмоциональных констант,
логики их «сцепления»;
-
Всматривание
в детали, соотношение целого и частей;
-
Постижение
красоты наблюдаемого феномена, соотнесение значимого для многих людей
эталона с личностным смыслом значения красоты;
-
Варианты
интерпретации своего «шлейфа восприятия» и воплощение в акте
созидания.
Так применение
приема контраста заостряет внимание на главном, прерывает инерцию
восприятия, заставляет включить воображение и ассоциации. Использование
метода структурирования наблюдений и эмоций посредством контраста,
тождества, сопоставления, нахождение символов, высказываний, несущих
общезначимые смыслы, способствующих проведению аналогий, установке связей
между образом и значением.
В ходе нашего исследования разработаны
и внедрены инновационная группа полихудожественных методов:
-
метод
проблемной эстафеты,
-
эмоционально-образный тренинг,
-
моделирование звуковых картин,
-
эвристическая работа с сюжетом,
-
техника
полимодальных шагов.
Обратимся к
рассмотрению сути отдельных инновационных методов, обеспечивающих
ненасыщаемость игры, удовлетворение потребности в эмоциональном контакте и
фантазировании; наличие «внутренней пружинки» интереса и эффекта новизны;
мобилизацию духовных и физических сил.
Метод проблемной эстафеты
служит мостиком между предыдущим фреймом всей социальной жизни индивида,
которая остается «за порогом» занятия и необходимостью «здесь и сейчас»
быть деятельным. Эстафета проблемных приветствий призвана выровнять
эмоциональную сферу собравшихся, создать атмосферу заинтересованности;
начинается с простых заданий вспомнить своих любимых персонажей, назвать
волшебные предметы, символы счастья, секреты успеха в сказках, методы
превращений и т.п. Педагог вправе запускать эстафету в том варианте
образного ряда, который больше всего подходит для реализации темы занятия
и активизации внимания детей. Эстафета высказываний учащихся
сопровождается передачей предмета-символа, что заметно повышает внимание и
интерес учащихся. Цепочки перечислений чередуются с эстафетой проблемных
вопросов, активизирующих изучение по методу тождества или контраста
(вышеизложенных). Для преодоления трудностей вводится закон помощи при
обращении взглядом. Системное проведение эстафет несет в себе мощный
стимул освоения предлагаемого материала на образном, реальном и
метафорическом уровнях.[2,с.76 ]
Эмоционально-образный тренинг
сложился как система развивающих вопросов и творческих заданий в
результате требования эмоциональной настройки на тему занятия посредством
выявления разнообразия интонационной сущности исследуемого феномена.
Эффективной формой проведения эмоционально-образного тренинга является
эстафета ролевых реплик: смысловая цепочка должна содержать не более семи
слов и завершаться ключевым обобщенным словом, имеющем самое прямое
отношение к теме занятия (например, « Добрый день – Что? – Где? – Мороз? -
зима - Сказка – Чудо!»). Педагог сам задает тон в максимальной
интонационной выразительности, оптимизируя самобытные варианты
интонационного подтекста. Учащиеся очень любят игровые диалоги на одном
слове «Да», «Нет», «Чудо», которые. выстраиваются по принципу контраста –
сходства. Учащиеся в своем опыте постигают разницу интонируемого смысла
словесного выражения исследуемого образа. [2,с.80]
Моделирование
звуковых картин является хорошим тренингом поисковой креативности для
выражения состояния души и мира в формировании позиции нацеленного
наблюдателя за явлениями природы, жизни, характерами, типами людей и
животных, шумовыми прообразами музыки. В процессе моделирования звуковых
картин проявляется поисковый характер ориентации у мальчиков, и адаптивный
– у девочек. Данная техника способствует освоению эталонов мужественности
и женственности учащимися посредством постоянного обращения к
«телесно-духовному алфавиту» искусства. [2,с.82]
Эвристическая
работа с сюжетом способствует увеличению личностного банка сюжетов и
образов, формируя образные ряды и содействуя кристаллизации собственных
эталонов. Методически определяющими являются три момента: формирование
установки к восприятию; эвристическая подача образа (через
противоборство); «выращивание» сюжета в детских вариантах и импровизациях.
[2,с.87]
Техника полимодальных шагов построена на поэтапном
моделирование образа предмета или явления во всем поле модальностей, то
есть восприятия и проявления человека в жесте, мимике, движении, звуке,
слове, в цвете, в форме, аромате и пространстве, от наглядно-словесного,
звуко-двигательного к знаковому, символическому и резонансному. Техника
полимодальных шагов позволяет, оттолкнувшись от универсального «зерна»
деятельности педагога, применять алгоритм в любой другой сфере
монодеятельности обширного поля эстетического освоения социума. Выбранный
для работы образ проявляется и «зреет» в воображении участников по мере
продвижения по ступеням «лесенки модальностей», которая является
алгоритмом и ориентиром в проектировании и проведении занятий. [2,
с.89]
Аудио и видео-материалы хранят уникальные результаты
творчества детей разных возрастов. Один из примеров фиксирует деятельность
пятилетних детей на занятиях бумажной пластикой. Базовым выбран образ
кошки. Пройдя по всем ступенькам лесенки модальностей в эстафетном режиме,
дети выдают более богатые вариантами силуэты кошки по сравнению с
результатами занятий по традиционной методике. Море удовольствия, которое
получают дети от перевоплощения в образ любимицы, создает атмосферу
увлеченности, рождая попутно «шедевры танца и пластики. Выбранный для
работы образ персонажа из сказок или из жизни проявляется и «зреет» в
воображении участников по мере продвижения по ступенькам «лесенки
модальностей». Сама лесенка задает алгоритм совместной деятельности детей
и педагога и служит ориентиром в планировании занятия. [2,с.90]
Социоигровые методы реализуются как игра в поведение [3,с.324], В
процессе применения социоигровых методов формируется человек общительный,
чуткий, умеющий слушать и понимать своего партнера, с развитым чувством
ритма, пространства и времени, с развитым чувством слова, владеющего
искусством общения; и человек действенный, ибо вся организация игры
направлена на поиск решения, на открытие, нахождение средств воплощения.
Направленность социоигровой методики на освоение социальных ролей
позволяет выбрать ее в качестве «сквозной» в процессе эстетического
освоения мира учащимися.
Полихудожественные методы нацелены на
управление состоянием вдохновения, обеспечивают поэтапно управляемый
процесс последовательного друг от друга «зажигания» искорок интереса и
увлеченности, вырастающих до инсайтов и озарений в поисках характерных
черт образа. Цепная реакция вдохновения дает чудесный результат оттого,
что участники занятия, удерживаясь на ярком моменте вдохновения, ведомые
сквозным образом, в своем стремлении раскрыть его в танце, в красках, в
рифме, в интонации и звуковых импровизациях совершают «прыжок через
пропасть бессилия» и преодолевают дефицит технического развития, порой
сами порождают новый технологический прием решения образной задачи.[4,
с.201] Педагогический эффект включения воображения заключается в том, что
имаго-техники вдохновения выводят на высокий уровень внутреннего
отображения явлений в заповедном пространстве личности, в соответствии с
синергетическими закономерностями рождения образа от блуждания в
творческом хаосе до яркой определенности. За этим следует и яркая
реализация образа в жизни, и второй реальности – искусстве.
Так
полихудожественные методы, содержащие в своей основе работу с образами,
позволяют эффективно формировать действенные установки на гармонизацию
жизнедеятельности, межличностного взаимодействия учащихся и педагогов в
процессе эстетического освоения явлений
мира.
Литература
-
Юсов Б. П.
Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии
школьников. - Луганск, 1990.- 175 с.
-
Жданова С.Н.
Эстетическое освоение мира школьниками в процессе дополнительного
образования: учебное пособие / С.Н.Жданова .- Оренбург: Изд-во ОГПУ,
2005. – 104с.
-
Ершов П.М.,
Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения
учителя. – Изд.2-е. перераб. и доп. – М.: Московский
психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 336с.
-
Жданова С.Н.
Педагогика эстетического освоения мира: монография / С.Н.Жданова, –
Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006.- 244с.
Рекомендовано к публикации: А.А.Ахаян,
доктор педагогических наук, член Редакционного
Совета
|