Мартишина
Нина Васильевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогических технологий Рязанского государственного университета имени
С.А. Есенина, г. Рязань pedteh@rspu.ryasan.ru
К
вопросу о становлении и развитии творческого потенциала
педагога
На рубеже
ХХ–ХХI веков произошла смена культурно-исторических парадигм. Сложившаяся
в результате духовно-этическая, политическая, экономическая и
социокультурная ситуация в качестве одного из приоритетов современного
мира диктует становление творческой личности с ярко выраженной субъектной
позицией, активной, способной быстро адаптироваться к изменяющимся
условиям жизни. Огромная роль в этом процессе принадлежит педагогу и
образованию в целом. Говоря о педагоге, мы имеем в виду профессионала,
которого отличает духовно-нравственное начало, высокий уровень культуры,
творческое самосовершенствование, гуманистический почерк педагогической
деятельности.
В целом проблема профессиональной подготовки и
профессионального развития педагога занимает важное место в теории и
практике педагогики. Вопросы оптимизации педагогической деятельности,
повышения уровня мастерства входят в сферу интересов как отдельно взятых
педагогов-практиков, так и педагогических коллективов школ, вузов, иных
образовательных учреждений страны. Среди них особое место занимает вопрос
становления и развития педагога как творческой личности. С нашей точки
зрения, это обусловлено тем, что в современной педагогической науке и
образовательной практике существует ряд противоречий:
- между
научно-технической и гуманитарно-культурологической парадигмами,
предполагающими разные подходы к образовательному процессу, разные
модели личности современного педагога; - между признанием
необходимости способствовать становлению творческой, готовой к
самосовершенствованию личности и отсутствием в массовой практике
ориентации образования на развитие креативности личности, на
формирование у неё творческого отношения к жизни и творческого способа
деятельности; - между стремлением педагогов к творческому развитию и
отсутствием необходимых для этого условий.
С целью
преодоления названных противоречий необходимо на основе глубокого научного
анализа, реального оценивания существующих трудностей и данных широкой
педагогической практики пересмотреть образовательную политику и
сложившуюся на её основе систему непрерывного педагогического образования
на предмет усиления позиции творчества в жизни и профессии.
Одним
из ключевых элементов становления и развития творческой личности педагога
является становление и развитие её творческого потенциала. Данный вопрос
представляет интерес для учёных. Назовём лишь несколько имён и работ.
Большое внимание уделяет данной проблеме В.А. Сластёнин [1]. Значительный
объём ценной информации содержит монография В.Г. Рындак [2] . В 2006г.
Е.Е. Адакин защитил докторскую диссертацию [3], положения которой помогают
осмыслить, в том числе, и профессиональное становление будущего педагога.
Мы рассматриваем становление и развитие творческого потенциала педагога
как: проблему, требующую исследования на основе интеграции научного знания
с учётом комплекса методологических подходов; актуальную проблему
гуманистически ориентированного профессионального образования; личностную
и профессиональную проблему специалиста, осваивающего и осуществляющего
педагогическую деятельность, творческую по своей сути. Понимание данного
процесса невозможно без осмысления сущности и структуры самого творческого
потенциала педагога, определения совокупности психолого-педагогических
условий и педагогического инструментария, обеспечивающих его
действенность. Целью нашего исследования явилось выявление и обоснование
теоретических и технологических основ становления и развития творческого
потенциала педагога в системе непрерывного профессионального
образования.
Мы определяем творческий потенциал педагога как
выступающую основой реализации педагогом себя в качестве субъекта
творческой педагогической деятельности динамическую личностную структуру,
выраженную интеграцией ценностного, когнитивного и деятельностного
компонентов.
Ценностный компонент связан с мировоззренческой
позицией человека, с его личностными приоритетами. Он отражает признание
творчества как ценности, жизненной необходимости, принятие образов
творческих личностей в качестве ориентиров в судьбе и в профессии. Для
педагога, чья деятельность по определению является творческой, необходимо
разобраться в ценностной природе самого творчества. Она заключается в
первую очередь в возможности описания с позиций творчества (разного по
природе, личностно-общественной окраске, масштабности, последствиям,
оценке) всех трёх проекций картины мира (прошлое, настоящее, будущее), их
сопоставления, соединения, перехода из одного состояния в другое,
многомерности и неоднозначности явных и скрытых причинно-следственных
связей. В этом случае через призму творчества яснее видится вся сложность
смыслового насыщения временного пространства. Здесь речь идёт о его не
столько количественных (месяцы, годы, столетия и т. д.), сколько о
качественных (культура, социальные отношения и пр.) параметрах. Творческое
описание и осмысление картины мира тесно связаны с аккретаксией (от лат.
accretio – приращение, увеличение и греч. axia – ценность). Данный термин
отражает способность творцов и усиливать значение известных ранее
ценностей, и формировать новые ценностные установки. Ещё одним проявлением
ценностной природы творчества является заложенная в нём возможность
ценностного прогнозирования. Следует отметить, что творчество присутствует
в педагогических ценностях, которые в науке трактуются как нормы,
регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как
познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим
звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования
и деятельностью педагога. Здесь в разной степени, в разных ракурсах
предстают творческий характер педагогической деятельности, творческое
преодоление разрывов между реальным и идеальным, производные креативных
способностей, становление и развитие творческой индивидуальности самого
педагога и его шаги по раскрытию творческого мира своих воспитанников,
творческое самовыражение всех участников образовательного процесса и
творческие отношения между ними. Существенным элементом ценностного
компонента творческого потенциала личности педагога является, с нашей
точки зрения, наличие идеалов и образов-ориентиров в жизни и в профессии.
И то, и другое стимулирует процессы жизненного и профессионального
самосовершенствования, самоактуализации,
самореализации.
Когнитивный компонент отражает многоплановость
знания, способствующего пониманию и реализации на практике творческой сути
педагогической деятельности. В первую очередь это знания о человеке,
личности, её креативности. Термин «креативность» обозначает способности
индивида творчески осмысливать события жизни и собственный опыт, творчески
использовать и преобразовывать известное, созидать качественно новое.
Креативность педагога находит отражение в его профессиональной
деятельности, в том, что принято характеризовать как педагогическое
творчество. Знание его специфики является ещё одним показателем
когнитивного компонента. В структуру названного компонента нами также
включён творчески ориентированный педагогический кругозор. Мы намеренно
предлагаем подобную формулировку, уже самим названием делая акцент на
творческой составляющей педагогического знания. В качестве его показателей
выступают: знание педагогических концепций, авторских школ, важнейшей
компонентой которых является творчество; знание креативной педагогике и
психологии, креативной психопедагогике; знание творческого педагогического
опыта; глубокое знание и понимание своего предмета; общекультурная
компетентность. Вместе с тем для педагога-мастера, педагога-творца мало
знать свой предмет и быть эрудитом. Необходимо так преподнести это знание,
чтобы оно вызвало живой отклик у слушателей, пробудило у них желание к
познанию, а для этого важно в свою очередь знать и владеть разноплановым
педагогическим инструментарием. К инструментарию такого рода относят
педагогические технологии, средства, формы, методы и т. д. И если такое
технологическое знание является ещё одним проявлением творчески
ориентированного педагогического кругозора и входит тем самым в состав
когнитивного компонента творческого потенциала личности педагога, то
мастерское владение таким инструментарием есть проявление компонента
деятельностного.
Деятельностный компонент творческого потенциала
педагога обеспечивает проявление других потенциальных творческих
особенностей его личности, способствует творческой организации им
образовательного процесса.В качестве важнейшей составляющей данного
компонента выступают творческие способности педагога. Опираясь на
изученные материалы, собственные исследования и профессиональный опыт, мы
выделяем в деятельностном компоненте творческого потенциала личности
педагога следующие способности: генерирование идей, создание нестандартных
композиций из стандартных элементов, соединение традиционного и
инновационного, аранжировка и детализация высказанных ранее идей и
предшествующего опыта, способность находить позиции сближения в несхожих
явлениях и позиции расхождения в явлениях близких по сути, свобода
ассоциаций, быстрое реагирование на изменения, видение незнакомого в
знакомом, выявление скрытого замысла, осмысление и учёт многомерности
педагогических явлений, плодотворное с позиции творчества использование
актов общения, продуктивное использование «эффекта зеркал» (отражение
творчества педагога в творчестве воспитанника и творчества воспитанника в
творчестве педагога), частота, чёткость, эмоциональная насыщенность и
продолжительность творческого представления, отказ от тупиковых творческих
решений и стимулирование нового творческого поиска, рефлексия, совершенная
речь. Каждый из названных элементов может существовать в отдельности и с
успехом активизироваться в педагогической практике, научной деятельности,
но вместе они не только усиливают друг друга, но, главное, расширяют сам
творческий потенциал личности педагога и придают ему дополнительную мощь.
К деятельностному компоненту следует отнести и творческое владение
педагогическим инструментарием. Подобное владение приходит к педагогу в
процессе активных действий, практики, упражнений и постепенно становится
его достоянием, элементом его творческого потенциала. Оно невозможно без
первоначальной отработки необходимых умений и навыков. Но чтобы владение
педагогическим инструментарием действительно стало творческим, необходимо
«включение» воображения.
Становление и развитие творческого
потенциала педагога – диалектически связанные, сложные, многоплановые
процессы, определяемые ценностно-смысловым содержанием «Я-концепции»
личности, её индивидуальной оценкой обстоятельств жизнедеятельности и
реакцией на них. Это – соединение типичного и присущего только конкретному
человеку. Здесь присутствует элемент конечного (результат на момент
рассмотрения и анализа явления) и элемент бесконечного (дальнейшее
развитие субъекта; влияние происходящего на всё последующее). И если
первый элемент достаточно конкретен и может быть описан и оценен в той или
иной степени, то второй – многовариантен в способах и формах своего
проявления и нередко непредсказуем в силу зависимости от множества
объективных и субъективных факторов. При осмыслении этих процессов важно
учитывать особенности протекания стадий самоидентификации, самоопределения
и самореализации.
Самоидентификация предстаёт как единство
самопознания и соотнесения своего образа с образами других людей.
Самоопределение накладывает на личность ответственность за свою судьбу и в
этом плане несёт в себе мощный ценностно-мотивационный заряд. В
определённой степени самоопределение есть та отправная точка, от которой
начинается процесс самореализации. Самореализация соотносит потенциальное
и актуальное начала в человеке. Внутренний мир, обогащённый в процессе
самоидентификации и самоопределения, переводится во внешний план с помощью
механизмов развёртывания интеллектуального, творческого, коммуникативного
потенциалов личности.
Становлению и развитию творческого потенциала
педагога способствует реализация следующих взаимосвязанных
психолого-педагогических условий:
-
стимулирование активности, самостоятельности, внутренней свободы; -
использование рефлексии в процессе личностного и профессионального
становления и развития; - проектирование и организация
образовательного процесса на основе личностных и профессиональных
ценностей, определённых гуманистической и творческими парадигмами; -
широкое использование в образовательной практике креативного
подхода; - насыщение творчеством образовательно-воспитательного
пространства личности педагога.
Анализируя
процессы становления и развития творческого потенциала педагога, мы
учитываем следующие закономерности:
-
профессиональное образование неотделимо от общего образования и
общекультурного развития личности; - профессиональное педагогическое
образование детерминировано социальным заказом на компетентного,
творчески мыслящего и творчески работающего специалиста; -
эффективность профессионального образования обусловлена активностью
самого педагога, его включённостью в профессиональное, творческое
саморазвитие; - творческий характер и результативность
профессионального образования зависят от гармоничной связи творчески
ориентированных содержания, средств, форм и методов, адекватных цели и
субъектам деятельности.
Чтобы добиться
становления и развития творческого потенциала педагога, его
профессиональное образование должно строиться на принципах гуманизации,
целостности, непрерывности, преемственности, креативности,
культуросообразности, полисубъектности, индивидуализации, рефлексивности.
В содержание такого образования необходимо, помимо прочего, включить:
программы и модели формирования, становления и развития творческой
личности. Широкое применение должны получить педагогические технологии на
основе личностной ориентации образовательного процесса;
субъектно-деятельностные педагогические технологии; педагогические
технологии развивающего образования с направленностью на творческое
развитие и саморазвитие личности. Названные составляющие присутствуют на
всех этапах системы непрерывного педагогического образования.
Литература
-
Сластенин
В.А. – М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. – 488с.: ил.
-
Рындак В.Г.
Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя
(теория взаимодействия): Монография. – М.: Педагогический вестник, 1997.
– 244с.
-
Адакин Е.Е.
Теория и методика развития творческого потенциала студентов: Дисс. на
соискание учёной степени доктора педагогических наук. – Кемерово,
2006.
Рекомендовано к публикации: А.А.Ахаян,
доктор педагогических наук, член Редакционного
Совета
|