Ежова
Татьяна Владимировна кандидат педагогических наук, доцент кафедры
немецкого языка и МПНЯ Оренбургского Государственного Педагогического
Университета, г. Оренбург ortatmin@mail.ru
Проблемы и
перспективы гуманитарного образования в эпоху социальных
реформ
Научно-технический
прогресс привел к деформации общества в целом и образования в частности.
На первое место ставится не конкретный человек как уникальная
индивидуальность, а заданная объективная реальность, когда результат
педагогической деятельности должен соответствовать заранее заданному
идеальному стандартизированному прогнозу, выведенному из социальной
целесообразности и детерминированному социокультурными обстоятельствами.
Стремясь к достижению этого результата, учитель часто оставляет без
внимания ту физиологическую, психологическую, нравственную цену, которую
платит за это ученик. При этом оба субъекты образовательного процесса: и
ученик, и учитель, становятся лишь средством достижения эталонного
результата и оказываются зачастую в одинаковом положении в смысле
личностных поисков и находок перед лицом общего вызова эпохи, когда
условия жизни резко меняются.
Постоянно убыстряющийся темп жизни
на фоне усиления ее технократической составляющей меняет человеческую
природу, все больше уподобляя людей сложным биосоциальным механизмам.
Технократизация современной жизни требует для человека своеобразной
«гуманитарной компенсации» через устойчивое развитие гуманитарных
оснований социальной жизни. Ведущей формой такой компенсации служит
образование. Как отмечает И.А. Колесникова, «образование ведет человека от
простого обучения функциональным социальным действиям к осмыслению
онтологических, гносеологических, аксиологических, культурологических
истоков собственного бытия. Это закономерно, поскольку по своей сути оно
призвано выступать средством не только индивидуального, но и видового
развития человечества» [1, с.87]. Гуманитаризация всех звеньев образования
представляется объективным и неизбежным процессом в историко-генетическом
плане. Движение человека от овладе¬ния своей природной (биологической)
сущностью к высотам духовности осуществляется через социальное
пространство и пространство культуры. Процесс «окультуривания»,
стано¬вящийся своеобразным ключом к гуманитарному развитию, немыслим без
образовательных усилий человека и обще¬ства в целом.
Центральной
идеей концепции модернизации российского образования стало возвращение к
идее абсолютной ценности человека как «меры всех вещей». Процесс
обновления парадигмы педагогического образования на основе принципов
гуманизма, духовности, культуросообразности, диалогичности,
фундаментальности, интегративности, вариативности, преемственности в
настоящее время является насущ¬ной необходимостью и потребностью общества.
Главное предназначение образования в современной гуманитарной парадигме
состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами
герменевтического понимания при взаимодействии с миром. В конечном счёте
речь идет о восприятии образования как личностно значимой ценности. При
этом в расширяющемся процессе овладения различными способами
взаимодействия с миром происходит обогащение, развитие личности
обучающегося. Ценности и нормы культуры, ис¬кусство, нравственность, все
достижения духовной сферы жизни должны создавать атмосферу обращенности к
человеческой личности, проникать во все структуры це¬лостного
педагогического процесса, обеспечить его ориентацию на
гуманитарно-личностное развитие студентов.
В настоящее время
сложились необходимые предпосылки для теоретического исследования проблемы
гуманитаризации образования и воплощения его результатов в образовательную
практику. В работах М.С. Кагана, И.А. Колесниковой, В.Т. Пуляева, Л.П.
Разбегаевой, В.Н. Сагатовского, Ю.В. Сенько, В.В. Серикова, В.А.
Сластенина и многих других представителей гуманитарного сообщества можно
найти глубокий философско-культурологический анализ человеческих оснований
социального бытия, форм гуманитарного познания, обосно¬вание путей
гуманитарного развития общества, в том числе с помощью образования. В
результате изменилось содер¬жание преподавания многих предметных областей.
На всех ступенях образования больше внимания стало уделяться проблемам
интеграции, коммуникативной куль¬туре, диалоговому общению, развитию
критического мыш¬ления, формированию в образовательных учреждениях
гу¬манитарной среды.
Ю.В. Сенько [2] называет два возможных пути
гуманитаризации образования. Во-первых, это можно делать в логике
предметного содержания, т.е. экстенсивным путем. Но ограничиваться лишь
таким способом решения проблемы, «вялой гуманитаризацией» (К. Ясперс)
нельзя, так как в этом случае не подвергается радикальному обновлению
главное – система взаимоотношений «учитель – ученик». Экстенсивный способ
гуманитаризации образования нуждается в дополнении его интенсивным. Речь
идет о гуманитаризации образования не только в логике учебного предмета,
но и в логике учебного процесса. Это прежде всего гуманистический стиль
отношений, гуманитаризация образовательной среды и приобщение учащихся к
культуре как живому воплощению мира человеческих ценностей и смыслов
[2].
Идея гуманитаризации образования раскрывается и через общие
подходы к его осуществлению: реализацию полисубъектного и
индивидуально-творческого характера образовательного процесса, когда
содержание обучения и способы его усвоения строятся на основе осмысления
предшествующего опыта обучающихся, удовлетворения жизненно значимых
образовательных потребностей; создания условий для построения
индивидуального образовательного маршрута, присвоения и созидания
субъективно нового, пристрастного, «живого» знания, которое обрело для
учащихся личностный смысл. Конечно, смысл образования – не только в
получении знаний. В.П. Зинченко писал по этому поводу: «Мы забыли о том,
что школа должна выводить прежде всего в люди, а уже потом в солдаты,
рабочие, ученые, патриоты и т. д.» [3, с. 27].
Гуманитаризация
педагогического образования должна быть направлена в первую очередь на
изменения:
-
целевой
ориентации;
-
индивидуально-личностных смыслов образования,
выступающих в качестве преобразующего и преобразуемого начала;
-
характера
межсубъектного взаимодействия участников образовательного
процесса;
-
типа
профессионального мышления и поведения педагога, предполагающего
личностно-гуманистическую ориентацию;
-
содержательной стороны учебного процесса;
-
статуса
знаний: из цели обучения - в средство, в инструмент для постижения
окружающего мира;
-
природы и
характера используемых педагогических технологий;
-
способов
восприятия, осмысления и субъективной трактовки явлений социальной и
педагогической реальности на основе рефлексии, интерпретации, поисков
личностного смысла.
Все это
требует изменения механизмов целеполагания, принципов педагогического
взаимодействия, пересмотра содержания образования, критериев оценки
результативности воспитания и обучения. Гуманистический вариант
целеполагания не на отвлеченно-теоретическом или политико-идеологическом,
а на собственно педагогическом уровне открывает сегодня перед учителем
возможность уйти от «усредненного», обезличенного целеполагания и создать
личностно-ориентированную модель своей деятельности. Это, в свою очередь,
позволяет выстроить содержание педагогического процесса, ориентированное
на жизненные и познавательные проблемы, потребности, интересы конкретных
учащихся. Как отмечает И.А. Колесникова, «если в целях не заложена
динамика развития личности, индивидуальности, межличностных отношений, то
они не принадлежат к кругу гуманистических педагогических целей, а могут
носить управленческий, организационный, информационно-кибернетический и
иной характер» [4, с.133].
Содержание гу¬манитарного образования
задается, условно говоря, двумя векторами. Один из них – это традиция,
которая должна передаваться от поколения к поколению. Это те ценности и
образцы, которые общество считает наиболее значимыми. Они так или иначе
должны быть представлены в этом содержании, и при том в явных, отчетливо
зафиксированных формах. Второй вектор ориентирован на современность и на
предвидимое, прогнозируемое будущее, то есть он более непосредственно
связан не с собственно гуманитарной, а с социальной составляющей
содержания образования, с социализацией личности.
Результатом
качественной гу¬манитарной подготовки должно стать развитие гуманитарной
культуры студентов, которая, по определению В.А. Сластенина, представляет
собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, ценностных
ориентаций и качеств личности, уни¬версальных способов познания и
гуманистических технологий профессиональной деятельности [5]. Сама же
гуманитарная подготовка подразумевает целостный процесс воспитания,
обучения и развития, базирующийся на признании абсолютной ценности
человека как «меры всех вещей», носящий двудоминантный характер,
обеспечивающий овладение студентами практикоориентированным
социально-антропологическим знанием, имеющий своей целью создание условий
для становления личности социально грамотной, приобщенной к универсальным
гуманистическим ценностям, способной к самоопре¬делению и самореализации в
профессиональной и непрофессиональной сферах жизнеде¬ятельности.
Гуманитаризация вузовского образования предполагает, что в
условиях изменяющегося общества на выходе из ВУЗа любого профиля окажется
не просто специалист, ов¬ладевший определенным объемом научно-технических
знаний и умений, но носитель гуманитарной культуры. Речь идет о человеке,
способном занять гуманитарную позицию в рамках своей профессии, умеющем
профес¬сионально работать с информацией, используя гуманитар¬ные способы
ее получения и интерпретации, готовом дей¬ствовать, принимая «гуманитарные
решения» в рамках сво¬ей компетенции, осуществлять гуманитарное
проектирование и экспертизу.
Гуманитаризация образования - это
многопла¬новое явление, которое может осуществляться (или не
осуществляться) па нескольких уровнях: в рамках выбора идеологии развития
общест¬венной системы воспитания и обучения, в границах разнообразных
пе¬дагогических процессов и систем, в практической деятельности
кон¬кретных работников образовательных учреждений, во внутренним мире
участников образовательного процесса, в движении от функционально-ролевой
позиции человека как биосоциального существа к развертыванию человеческой
сущности во всей ее полноте (как личности, субъекта,
индивидуальности).
Понимание сути этих проблем и явной
недостаточности простого описания факта взаимодействия культуры и
образования вызывает потребность более глубокого их осмысления и изучения.
И если мы ставим вопрос о преобразовании всей системы российского
образова¬ния, то необходимо начинать с преобразований в области
профессио¬нального – педагогического образования. Ничего не меняя в
подготовке учителя - среднюю школу изменить невозможно.
Литература:
-
Колесникова
И.А. Гуманитаризация непрерывного образования – одно из направлений
модернизации российского общества // Социально-гуманитарные знания. –
2004. - №1. – С. 86 – 107.
-
Сенько Ю.В.
Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: Учеб.
пособие для студ. пед. вузов / Ю.В. Сенько. – М.: Академия, 2000. – 240
с.
-
Зинченко
В.П. Перспективы ближайшего развития развивающего образования / В.П.
Зинченко // Психологическая наука и образование. – 2000. - №2. – С.
24-30.
-
Колесникова
И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. –
СПб.: СПбГУПМ, 1999.- 242 с.
-
Сластенин
В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог. – Барнаул,
1996. - №1.
Рекомендовано к публикации: А.А.Ахаян,
доктор педагогических наук, член Редакционного
Совета
|