Шарапова Оксана Владимировна соискатель
по кафедре педагогики и психологии Академии повышения квалификации и
переподготовки работников образования, г.Москва masham@online.ru
Роль
литературных произведений в нравственном воспитании младших школьников.
Подрастающее
поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся
реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой
дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей
учащихся. Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы
взаимодействия ребенка с внешним миром, с другими людьми.
Исходя из
этого, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания
в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти
адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы,
позволяющие, с одной стороны, убедительно показать детям непреходящий
характер «вечных» ценностей и социальных идеалов человека, а с другой –
позволяющие целенаправленно формировать опыт и личностные качества,
которые обеспечат успешность деятельности в современной жизни. Особое
место в нравственном воспитании отведено начальной школе: «В начальной
школе закладываются основы мировоззрения учащихся, формируется их
диалектическое мышление…» [1].
Воспитание и обучение - это единый
неразрывный процесс. В работах К.Д. Ушинского, С.И. Гессена и многих
других педагогов раскрыты представления о целостном педагогическом
процессе, охватывающем задачи обучения, развития и воспитания учащихся. Не
случайно, педагоги, занимающиеся разработкой проблемы содержания
образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и другие),
неотъемлемыми его компонентами наряду со знаниями, считают опыт
эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру. Без единства
преподавания и воспитательной работы невозможно реализовать обучение и
воспитание. А. Дистервег считал, что целостный педагогический процесс в
его содержательном аспекте – это процесс, в котором воедино слиты
«воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» [2].
В ходе
нашего исследования 100% учителей высказали мысли о необходимости
нравственного воспитания в начальной школе: причем 16% из них заметили,
что оно возможно, а 60% - что оно обязательно. Однако нами было выявлено,
что учителя не имеют целостного представления о том, как организовать
работу по нравственному воспитанию, с чего ее начать. Исходя из
полученных данных, мы сделали следующие выводы:
-
все учителя
едины в понимании необходимости нравственного воспитания в начальной
школе,
-
большинство
учителей понимают возможности нравственного воспитания в начальной
школе;
-
однако в
современных условиях это направление воспитания является, в силу многих
причин, серьезной педагогической проблемой, требующей
исследования.
Исходные
положения исследования заключаются в следующем. Мы рассматриваем
нравственное воспитание в целостном образовательном процессе. Начальная
школа является одним из основных этапов формирования этических норм.
Целенаправленная и систематическая работа по формированию этических норм
должна осуществляться с опорой на те особенности мышления, восприятия,
чувств, которые характерны для детей начальной школы и которые изменяются
и исчезают с возрастом. “По целостности функционирования психики ребенок
стоит на вершине. У взрослого больше знаний и умений, у него больше
возможностей, несравнимо большая продуктивность, но нет той целостной
психики, которая наблюдается у ребенка” [2]. Содержание современных
учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его
реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды,
содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках
классно-урочной системы, так и во внеурочное время. Особенное значение в
духовно-нравственном воспитании ребенка начальной школы, в развитии его
моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей,
эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической
культуры имеют произведения литературы. Г.М. Шакирова показала, что
специфика формирования у школьников нравственных убеждений под влиянием
уроков чтения определяется работой нескольких взаимосвязанных
психологических механизмов: смыслообразования (литературные герои
приобретают для детей определенный личностный смысл); возникшим в
результате этого сопереживанием героям; переключения эмоций сопереживания
на нравственные знания, которые лежат в основе мотивов поведения героев;
осознания этих знаний в качестве источников сопереживания; отношения к
нравственным знаниям, первоначально представленным лишь в эмоциях
сопереживания [3]. В процессе знакомства младших школьников с системой
теоретико-литературных понятий, освоения языковых и речевых умений,
анализа литературных произведений следует учитывать возможности возраста
для формирования этической культуры, способности к межличностному и
межкультурному диалогу. Произведения литературы представляют младшим
школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности,
расширяют позитивный социальный опыт учащихся. Многообразие авторских
программ по чтению помогает учителю выбрать тот курс, который, с его точки
зрения, наиболее полно отвечает поставленным воспитательным и
образовательным задачам.
Одной из форм работы по нравственному
воспитанию младших школьников является проигрывание литературных
произведений на классных часах с последующим обсуждением. При отборе
произведения учитель выбирает то, которое соответствует ситуации
взаимоотношений между детьми в классе. Например, он может выбрать сказку
«Петушок и бобовое зернышко», если считает, что дети в классе не понимают
преимуществ коллективного преодоления трудностей, не отзывчивы к чужому
горю, к просьбе о помощи. Одним из направлений исследовательской работы,
проводимой на протяжении 12 лет, была разработка последовательности
этапов, которая облегчает усвоение новых нравственных понятий.
Первый этап работы - выявление в классе проблемы нравственного
характера. Работу необходимо начать с прослушивания литературного
произведения на аудиокассете. Произведение читают артисты театра, что
придает сказке дополнительную яркость и эмоциональную окраску. Необходимо,
чтобы дети хорошо знали сюжет произведения – это второй этап
работы. На следующем этапе предлагаем детям разделиться на группы для
проигрывания литературного произведения. Целесообразно разделить
класс на три группы. Две группы будут разыгрывать произведение, а третья
группа - зрители, которые будут обсуждать и выбирать лучшую команду. При
обсуждении сказки важно обратить внимание детей на характер героев,
выделить основные характеристики действий персонажей – это четвертый
этап работы. Детям можно предложить подумать, как бы они поступили,
окажись на месте героев литературного произведения, как бы они вели себя в
аналогичной жизненной ситуации, чтобы они вспомнили, как они действительно
поступили, если такая ситуация с ними случалась. Постепенно детей подводим
к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как они
действуют на самом деле. После проигрывания произведения обсуждаем, какие
по характеру герои получились у детей. Важно обратить внимание детей на
то, что в игре доброту героя необходимо показать своими действиями, и
попросить детей – зрителей назвать, какие именно действия ребенка,
играющего эту роль, можно назвать добрыми. Для облегчения задачи, если она
вызывает затруднение, можно попросить детей привести пример из жизни, в
котором проявилась доброта в действии, и сыграть это действие. Доброе
действие из жизни сравнивается с добрым действием героя произведения, в
них выявляется либо сходство, либо различие. Необходимо, чтобы дети
поняли: то, что названо словом, должно быть подтверждено действием и,
наоборот, то, что показано в действии, должно быть названо. При
проигрывании часто сталкиваешься с необходимостью разъяснения значения
привычных понятий. Так, доброту ребенок часто воспринимает как «делать
приятное и легкое». Однако добрые дела часто требуют определенных усилий,
и к такому выводу надо детей подвести. Со временем доброе, приятное и
легкое в сознании детей начинают различаться [4].
Результат такой
работы - дети сами начинают искать соответствие между словами и
действиями, сами пробуют характеризовать как действия героев литературных
произведений, так и свои.
Далее дети – зрители выбирают лучшую
команду, которая, на их взгляд, наиболее удачно показала характер героев
литературного произведения. Для закрепления полученных знаний о характерах
героев детям можно предложить нарисовать понравившийся персонаж на выбор.
Итогом работы можно считать умение ребенка применять полученные
знания в реальной или воображаемой ситуации.
В процессе
проигрывания различных нравственных ситуаций (в том числе и на основе
литературных произведений) активизируется воображение ребенка. Это имеет
важное значение для положительных изменений в самом ребенке, благодаря
появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам.
Систематическая и целенаправленная работа в этом направлении дает
возможность детям к четвертому классу самостоятельно искать новые способы
разрешения нравственно-этических ситуаций. Дети могут самостоятельно
описать ситуацию и предложить разные варианты действий людей в этой
ситуации (например, конфликт в детском коллективе, в семье с родителями).
Результаты работы мы оценивали, исходя из ответов учащихся на
вопросы «Как ты поступишь, если…». В конце первого и четвертого классов
детям предлагалось ответить на такие вопросы:
Как ты
поступишь, если узнаешь, что 1. друг попал в беду; 2. вещь,
нужная самому, срочно потребовалась другу; 3. твой друг совершил
обман; 4. отправляясь на дачу, друг просит тебя сказать в школе, что
заболел.
В конце
первого класса ответы детей были следующими: 1 вопрос: 74% - помогу, 8% -
нет, 18% - затруднились ответить. В конце четвертого класса 100% детей
дали положительный ответ, причем 82% обосновали свои ответы. На второй
вопрос в первом классе – 63% оставили бы вещь себе, 28% отдали бы другу,
9% затруднились с ответом. В четвертом классе 92% детей отдали бы вещь
другу, причем 44% из них предложили отдать вещь другу без оговорок, 48%
предлагали иные пути решения проблемы (ее совместное использование или по
очереди, замена другой вещью, покупка аналогичной вещи), 8% отказались
отдать вещь. На третий вопрос дети первого класса ответили так: 90%
ответили, что рассказали бы об обмане взрослым, 10% затруднились ответить.
В четвертом классе только 23% рассказали бы взрослым, 87% детей сказали о
необходимости честного разговора с другом и дальнейшего его убеждения
осознать свой обман и самостоятельно исправить положение. Четвертый вопрос
дал следующие результаты – в первом классе отказались обмануть учителя 81%
учащихся, 19% детей затруднились с ответом. В четвертом классе 96% детей
отказались передать нечестное оправдание отсутствия друга, 92% обосновали
свой ответ (типичные обоснования: попробую убедить друга в
безнравственности его просьбы, не позволю даже другу использовать меня в
своих целях), 4% учащихся предпочли промолчать.
Анализ ответов
показал, что систематическая работа по нравственному воспитанию младших
школьников на основе литературных произведений позволяет повышать уровень
нравственного развития детей, “относительно самого себя”. Ответы учащихся
четвертого класса отражают накопленный ими нравственный опыт, способность
давать нравственную оценку ситуаций, умение выражать свои мысли,
обосновывать их, т. е. защищать свою нравственную позицию.
Литература
-
Шакирова
Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной
жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.
-
Дистервег.
Избранные педагогические сочинения. – М, 1956. – С.237.
-
А.Шадриков
В.Д. Развитие и воспитание духовности. // Школа духовности. – 1997. №1.
– С. 21.
-
Развитие
способности воображения: экспериментальная программа для детского сада и
начальной школы. Отв. ред. Л.В. Голубцова. – М.: Пушкинский институт,
ОАО «Московские учебники», 2005. -352с.
Рекомендовано к
публикации: А.И.Савостьянов, доктор педагогических наук, научный
руководитель работы, А.С.Роботова, доктор педагогических наук, член
Редакционной коллегии
|