Письма в

emissia.offline

2007

Электронный научно-педагогический журнал. Издается с 7 ноября 1995 года.

Электронное научное издание. Зарегистрировано в Федеральном депозитарии электронных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр" Министерства связи и информатизации РФ.
Государственная регистрация  # 0420700031 от 27.11.2006

ART  1131  

Январь 2007 г.


Теренин Андрей Евгеньевич
адъюнкт кафедры Военной психологии и педагогики, Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург

snakexboct@rambler.ru

Башкирцев Виктор Павлович
кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры Военной психологии и педагогики, Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург

Orbita@e-mail.ru

 Конгруэнтность как психолого-педагогический аспект профессионального становления курсантов военного вуза

Лица, поступающие в военный вуз, являются представителями различных социальных групп и, отсюда, являются носителями различных, конкретных ценностей и образа жизни. Человек входит в специфическую военную среду со своими целями; ценностями, взглядами, и он предпочитает "...самостоятельно формировать, для себя цели жизни, принимать решения о путях достижения этих целей и их осуществлять" [1].  

Военная организация предъявляет к нему свои требования, устанавливает свои проверенные практикой правила. Наиболее ценным из них, по утверждению генерала И. Амилахори,  является то, что «войска должны черпать свою боевую мощь в своих духовных, нравственных силах, а не искать её в материальном или численном превосходстве над противником».  

Задача исследования военно-профессионального становления курсантов  заключается в анализе сложных социально-психологических противоречий. Курсанты оказываются сразу вовлеченными не только в учебный процесс, но и в процесс военно-профессиональной деятельности, особых деловых и общественных отношений. Практика показывает, адаптироваться к ним способен далеко не каждый молодой человек. 

Овладение профессиональной деятельностью в системе высшего военного образования может выступать средством достижения определенных индивидуальных ценностей, но в процессе ее освоения (в ходе образовательного процесса) может стать привлекательной сама по себе, в случаях, когда ценностное содержание воинской деятельности  согласуется с личными ценностными приоритетами [2].  

Такое гармоничное согласование представлений личности об общественных ценностных нормах и индивидуальных ценностных ориентациях, реализуемых личностью в своем поведении, может быть, на наш взгляд, измерено психодиагностическими  методиками и определено как конгруэнтность личности. Несмотря на то, наш подход к изучению конгруэнтности несколько отличается от подхода таких исследователей как К. Роджерса, Ч. Осгуда, Э. Шострома, Т. Мерри и др., он может иметь свое теоретическое и практическое значение. 

Ценностный подход изучения и развития конгруэнтности уже используется в некоторых прикладных отраслях психологических знаний: психотерапии, профориентологии, организационной психологии, управлении персоналом, нейролингвистическом программировании, психологическом консультировании и др. 

Диагностика конгруэнтности личности на различных этапах учебно-воспитательного процесса представляется важным этапом психологического сопровождения курсантов. Проведённое исследование подтверждает роль уровня конгруэнтности как показателя адаптированности личности к воинской деятельности. В свою очередь, эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности. 

Для изучения ценностной сферы личности в психологии используется ряд методик: «Опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ») И. Г. Сенина, опросник ценностей М. Рокича (адаптация А. Гоштаутаса, А. А. Семенова и В. А. Ядова в ИСЭП АН СССР), «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) и «Методика предельных смыслов» Д. А. Леонтьева, методика “Изучение ценностей” Г. Олпорта, опросник “Ценности личности” Л. Гордона и др.  Однако, применение данных методик не позволяет получить целостное представление о конгруэнтности личности. 

Плодотворным направлением в решении актуальных задач, стоящих перед исследователями конгруэнтности личности, на наш взгляд, является   теоретический и методологический подход к изучению ценностей личности Ш. Шварца, разработанный во второй половине ХХ века. Согласно него, ценности личности существуют на двух уровнях: нa уровне нормативных идеалов и нa уровне индивидуальных приоритетов. 

Уровень нормативных идеалов более постоянен и отражает представления человека о том, как следует поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения. Уровень индивидуальных приоритетов более зависим от внешней среды и соотносится с конкретными поступками человека [3]. Поскольку на обоих уровнях исследуются одни и те же ценности, открывается возможность определения конгруэнтности личности. 

В рамках данного подхода было проведено исследование конгруэнтности личности курсантов и офицеров. Исследование проводилось на базе учебных групп курсантов 1-4 курсов обучающихся по гуманитарной специальности «Педагог-психолог», и офицеров, прибывших  из войск для обучения на командном факультете (КФ) с целью повышения профессиональной квалификации. К участию в исследовании было привлечено по 30 человек из каждой учебной группы (в общей сумме 120 человек, что представляло собой генеральную совокупность по курсантам гуманитарной специальности на весенний семестр 2006 года) и 30 офицеров командного факультета (репрезентативная выборка). Общее количество обследованных составило 150 человек. 

Результатами исследования по методике Ш. Шварца стали ранговые распределения ценностей для курсантов 1, 2, 3, 4 курсов и офицеров КФ на общественно-нормативном уровне и уровне индивидуальных приоритетов. Для различия ценностей общественно-нормативного и индивидуального уровней   обозначением (н)  укажем  на их принадлежность общественно-нормативному уровню. Например «Конформность (н)». 

Сравнивая ранговые показатели соответствующих ценностей различных уровней по каждой выборке (см. рис. 1, где по шкале Х - «1» – общественно-нормативный уровень, «2» - профиль личности), выявлено, что для каждого курса и группы офицеров согласуются ценности, занимающие низшее положение в иерархии ценностей по обоим уровням, и только на первом курсе и среди офицерского состава тип ценностей, стоящий на первой позиции общественно-нормативного уровня, занимает высшее положение и в профиле личности.  

Таким образом, в иерархиях всех выборок занимают последнее десятое место «Традиции (н)» и «Традиции», которые, согласно Ш. Шварцу, представляют собой следование нормам и обычаям общественной культуры. В виду того, что современное общество строится с опорой на индивидуалистические ценности, а в военной среде основной приоритет отдается коллективным, значение такого типа ценностей как «Традиции» на обоих уровнях снижено до самого незначительного (см. рисунок 1). 

  

 

                                     1 курс             2 курс          3 курс            4 курс            КФ

     

                                   1        2         1        2         1        2          1       2         1        2

уровни*

  *Уровни:

1 - общественно-нормативный уровень

2 - индивидуальный уровень

 

Рис.1  Ранговое соотношение ценностей на общественно-нормативном и индивидуальном уровнях (1, 2, 3, 4 курсы и КФ)

 

Однако, такое же низкое положение, начиная со второго курса, занимает тип ценностей «Универсализм», который по Ш. Шварцу включает ценности (понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы), которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне военной среды. Данный результат может быть интерпретирован с точки зрения особенностей ограниченных условий взаимодействия с внешней средой, а также объясняет пятое место «Универсализма» в иерархии профиля личности у курсантов на первом курсе, так как первокурсники оказываются вовлеченными в новую социальную среду. 

Одинаково ведущее положение ценности «Самостоятельность» у курсантов на обоих уровнях означает их стремление к выделению из «родительского гнезда» как самостоятельных, взрослых людей, что для данного возраста особенно актуально. «Самостоятельность (н)» постепенно теряет свою приоритетность в курсантской среде на общественно-нормативном уровне, сохраняя её на уровне индивидуальных приоритетов. У офицерского состава на вершине обоих уровней стоит тип ценностей «Безопасность». Она, на наш взгляд, раскрывает содержание  офицерской профессии через такие ценности, как безопасность семьи, национальная безопасность, безопасность для других людей и себя, социальный порядок, стабильность общества, взаимное расположение, взаимопомощь. 

По совокупности показателей, измеренных по методике Ш. Шварца, были выявлены достоверные различия (p ≤ 0,05) между ранговыми распределениями ценностей курсантов 1 курса и офицеров. Это может косвенно указывать на период адаптации курсантов 1 года обучения, поскольку ранговые распределения ценностных ориентаций курсантов, начиная со второго курса, достоверно не отличаются от ранговых распределений ценностных приоритетов офицерского состава. 

На основании результатов, полученных при проведении методики Ш. Шварца, была определена согласованность (конгруэнтность) ранговых распределений ценностей внутри каждой группы испытуемых. 

Таблица 1: Конгруэнтность (коэффициент корреляции Кендалла) ранговых распределений ценностей

 

                 Сравниваемые ранговые

                  распределения ценностей

Kendall

p-level

1курс(н) & 1курс

0,37

0,078

2курс(н) & 2курс

0,64

0,005

3курс(н) & 3курс

0,46

0,036

4курс(н) & 4курс

0,54

0,023

КФ(н) & КФ

0,64

0,005

 

Из таблицы 1 следует, что конгруэнтность (в среднем по выборке) ранговых распределений ценностей на обоих уровнях наблюдается на 2-ом, 3-ом, 4-ом курсах и в офицерской группе. Отсутствие согласованности на 1 курсе обусловлено протеканием адаптационных процессов. 

По тем же критериям определялась личная конгруэнтность курсантов. Конгруэнтной личностью в исследовании было принято называть личность, у которой достоверность корреляции ранговых распределений ценностей на уровне индивидуальных приоритетов и общественно-нормативных идеалов достигала уровня p ≤ 0,05.  

Наряду с методикой Ш. Шварца, в рамках исследования ценностной сферы курсантов, также использовались методика «Якоря карьеры» Э. Шейна и опросник терминальных ценностей И. Сенина. В результате корреляционного анализа было   обнаружено, что уровень конгруэнтности положительно коррелирует с показателями методики Э. Шейна: «Вызов» (преодоление препятствий, решение трудных задач; если все идет слишком просто, становится скучно) (r=0,29, р < 0,05), и отрицательно с переменными «Стабильность работы»(r=-0,30, р < 0,05), «Стабильность места жительства» (r=-0,32, р < 0,05). 

Из индивидуальных бесед с испытуемыми, у которых достоверность корреляции ранговых распределений ценностей на уровне индивидуальных приоритетов и общественно-нормативных идеалов достигала уровня p ≥ 0,05, было выявлено, что 75% опрошенных находились в ситуации выбора (продолжать обучение в военном вузе или нет), а остальные находились в состоянии внутриличностного конфликта. 

Таким образом, на основании значений уровня конгруэнтности может быть сделано предположение о наличии или отсутствии конфликтов внутри личности. Связь уровня конгруэнтности с карьерной ориентацией «Вызов» так же свидетельствует о стремлении человека с высоким уровнем конгруэнтности отстаивать свою мировоззренческую позицию. Однако, это отрицательно воспринимается в военной среде со стороны командования, несмотря на то, что карьерная ориентация «Вызов» положительно коррелирует с карьерной ориентацией «Служение» («добиваться гармонии между людьми», «работа с людьми», «служение государству», «желание сделать общество лучше»), важной для военнослужащих.  

Как показало наблюдение, взаимодействие курсантов с высоким уровнем конгруэнтности с некоторыми командирами и преподавателями приводит  к конфликтным отношениям, хотя за выполнение служебных обязанностей во время стажировок в войсковых частях они получают самую высокую положительную оценку, что явно указывает на необходимость индивидуального подхода к данной категории курсантов в ходе образовательного процесса. 

Таким образом, успешное развитие профессионально важных качеств личности курсанта, а также актуализация его учебного и профессионального потенциала, возможны только при условии определенного уровня конгруэнтности личности, в структуре индивидуальности каждого человека, выбравшего профессиональный путь офицера. 

В связи с этим, были предложены различные направления работы с ценностной сферой курсантов в рамках психолого-педагогического сопровождения в военном учебном заведении для следующих должностных лиц:

  • психолог – помощь в осознании курсантами собственных ценностных иерархий и личной конгруэнтности (неконгруэнтности);

  • профессорско-преподавательский состав и офицеры-воспитатели – формирование у курсантов профессиональных ценностей;

  • офицерский состав – демонстрация образцов поведения в соответствии с профессиональными ценностями на основе личной примерности.

 Результатом действий вышеупомянутых лиц должна стать сформированность и относительная устойчивость наиболее и наименее приоритетных элементов ценностной сферы курсантов, а также осознание курсантом собственной иерархии ценностных приоритетов, пониманию их роли в успешности настоящей и предстоящей профессиональной деятельности.

 Литература

  1.  Бодалев А. А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. — с. 336-344.

  2. Рогов М. Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования. Автореф. дис. ... доктора психол. наук. Ярославль 1999.

  3.  Карандашев В. Н. «Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство.» - СПб.: Речь, 2004 - 70 с.

  

Рекомендовано к публикации: 
И.А.Баева, доктор психологических наук, член Редакционной коллегии

 


Copyright (C) 2007, Письма в Emissia.Offline
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на "Письма в Emissia.Offline".
E-mail:  emissia@mail.ru, emissia@front.ru  
Internet: http://www.emissia.50g.com/ , http://www.emissia.org/ ,  http://www.emissia.spb.su/ , http://www.emissia.al.ru/
191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена.  Phone: +7-911-9504477, +7-904-5169922

 TopList