Галеева Эльвира Сазитовна
преподаватель кафедры дисциплин музыкального и изобразительного
искусства, соискатель по кафедре педагогики Сургутского государственного
педагогического университета, г. Сургут.
elvirag@mail.ru
Роль художественного образования как средства педагогической
реабилитации детей
Формирование у подрастающего поколения эстетического отношения к миру и
к себе – одна из актуальных задач отечественной системы образования на
современном этапе ее развития, решаемая средствами художественного
образования. Кроме того, художественное образование является одним из
решающих факторов целостного развития личности и использование этого
фактора в школьном мэйнстриминге (включении детей с физическими и
умственными нарушениями в обычные классы) [1] дает учащимся уникальный
шанс достичь успехов в обучении и социализации.
Вместе с тем, многими исследователями отмечается, что на сегодняшний
день педагоги не готовы к такого рода работе, не соотносят
художественное образование с развитием эстетического отношения учащегося
к миру, развитием его представлений о современном мире, развитием его
опыта художественно-творческой деятельности. Это обстоятельство
обуславливает необходимость поиска способов освоения специалистами
художественного образования новых подходов к реализации своих функций
одновременного обучения детей с различным уровнем развития.
Одним из доминирующих направлений в деятельности специалиста
художественного образования в общеобразовательной школе должны стать
средства реабилитационной педагогики, а именно артпедагогика и
арттерапия.
Мы рассматриваем арттерапию как синтез искусства, медицины и психологии,
а в учебной практике - как совокупность методик, построенных на
применении разных видов искусства и позволяющих посредством
стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию
нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в
личностном развитии ребенка [2].
Мы полагаем, что главное направление реабилитационной работы с учащимися
посредством искусства может осуществляться двумя путями:
-
путем
воспитания способности эстетически воспринимать предметы и объекты, как
в реальной действительности, так и через произведения искусства;
-
путем деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой,
музыкальной, изобразительной, театрализовано-игровой). «Художественная
деятельность позволяет в особой символической форме реконструировать
конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей
субъекта» [2].
Средства
арттерапии и артпедагогики призваны удовлетворять природно-психические креативные потребности, сублимировать их индивидуально-психические
производные, формировать на их основе социально-психические образования
у ребенка и создавать условия для их реализации. Являясь универсальным
источником позитивных эмоций, которые в состоянии оказывать на ребенка
мощнейшее саногенное и воспитательное воздействия, средства арттерапии и
артпедагогики высвобождают душевные силы (энергию) для творческого
подхода к изменению действительности [3].
Задача арттерапии и артпедагогики состоит не в том, чтобы при отсутствии
или недостаточном развитии сформировать у ребенка нужные психологические
качества, и не в том, чтобы переделать уже сформированные качества
личности или виды поведения. Задача состоит в оказании помощи ребенку в
его психологических проблемах, используя для этого средства искусства.
Сущность реабилитационно-терапевтического воздействия искусства на
ребенка проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с
помощью художественной деятельности, выведении переживаний, связанных с
ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также
создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей
и способов их удовлетворения. Направленность художественной
деятельности, в условиях обучения учащихся с различным уровнем развития
должна быть не на формирование специальных способностей (это задачи
профильного обучения), а на формирование творческого индивидуального
начала любой деятельности, как набором универсальных способностей,
которые они могут использовать в любой учебной деятельности (под
универсальными творческими способностями мы понимаем – психические
качества, которые необходимы для той или иной человеческой деятельности
и которые в этой деятельности формируются).
Сказанное выше свидетельствует о целесообразности привлечения
средств арттерапии и артпедагогики в обычные школы.
Для обучения школьников с различным уровнем развития требуется
определенные изменение в деятельности педагога,
суть которых заключается в полипозиционности его деятельности.
Имеется в виду, что специалист художественного
образования должен находиться в
нескольких основных педагогических позициях: дидакта, методиста, реабилитатора, культуролога
- в ходе практической полипозиционной деятельности по подготовке сценария и
реализации образовательных ситуаций. Сами по себе эти позиции не
представляют собой нечто совершенно новое для отечественной педагогической теории и передовой педагогической практики.
Однако мы имеем смелость утверждать, что в таком их понимании они
являются принципиально новыми для массовой педагогической
практики школьного образования, поскольку вступают в очевидное
противоречие с господствующими в ней стереотипами моносубъектного
подхода в преподавании.
В соответствии с условиями мэйнстриминга,
изменяется и сама форма организации учебной деятельности:
это не
традиционный урок, а занятие, если придерживаться следующего их различения:
основным принципом деления учебного материала на уроки является «порционная» разбивка с целью «уложиться» в 45 минут, подчиненная логике
учебного материала. Целью занятия является освоение учеником
единицы содержания, а построение занятия подчиняется логике детского
познания. Занятие не ограничивается 45-ю минутами (одно занятие может
включать не один урок): его длительность зависит от
темпа освоения учениками единицы содержания образования.
Занятие организуется учителем в виде образовательной ситуации. В
исследованиях Ю.В. Громыко, Д.Б. Дмитриева, М.В. Половковой
образовательная ситуация рассматривается как ситуации интеллектуального
затруднения, постановки и решения задач (ребенком – учебных; педагогом –
учебных задач в ситуациях «разрыва» в средствах и способах
педагогических действий). Главным признаком того, что ситуация
состоялась, является осознание учеником (учениками) своего незнания как
ограничения в дальнейшей, существенной для ученика деятельности, перевод
этого незнания в собственную учебную задачу [4, 5].
Необходимость освоения педагогами полипозиционной деятельности, требует
формирования у них способности к практической рефлексивно-проектной
деятельности. Рефлексивно-проектную деятельность мы понимаем как
деятельность по проектированию и перепроектированию способов
педагогических действий на основе рефлексивного исследования собственной
педагогической деятельности и действий ученика в специально
организованных или возникающих в ходе урока образовательных ситуаций
[4].
Деятельность педагога, находящегося в позиции реабилитатора, состоит в
оказании педагогической поддержки ученику в восстановлении его статуса,
здоровья и в его адаптации (школьной, социальной) средствами арттерапии
и артпедагогики.
Содержание рефлексивно-проектной деятельности педагога, находящегося в
позиции реабилитатора предполагает:
-
Способность педагога организовывать формы диагностической работы с
учащимися с различным уровнем развития:
- владение разными видами диагностик
(беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов
детского творчества и др.); - модификацию и разработку собственных методик диагностики; - использование диагностики на различных этапах занятия при создании
мотивации, постановке учебной задачи, проектирование способов ее решения
и контроля; - умение оценить ученика объективно, независимо от типа его
успеваемости; - умение вести целенаправленное наблюдение за поведением ребенка,
детского коллектива;
-
Способность педагога организовывать индивидуальные формы работы учащихся
с различным уровнем развития:
- умение
организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся с учетом:
-
уровня
умственного развития учащегося;
-
его
скорости усвоения способа деятельности;
-
личностных особенностей ребенка;
-
состояния его здоровья;
- умение
использовать способы ненасильственного общения (свобода выбора, снятие
или ограничение запретов поведения, позитивное подкрепление ответов,
приемы доверия, авансирования похвалы и др.);
- умение воспринимать работы (ситуации, ответы) учащихся как проблемные
ситуации, требующие размышления, разрешения, рассуждения;
-
Способность педагога организовывать коррекционную работу с учащимися:
- умение
использовать средства артпедагогики и арттерапии в обучении;
- оперативная коррекция и внесение изменений на основе данных
диагностики в учебную (образовательную) ситуацию;
- умение перепроектировать "трассы движения" ученика с учетом вариантов
понимания (непонимания) учеником учебной задачи.
Организация
художественного образования учащихся общеобразовательных школ в условиях
мэйнстриминга потребовало смены установок педагогов. В состав
профессионально значимых для успешной деятельности педагога установок мы
включили:
-
ориентация на работу с учащимися с различным уровнем развития;
-
ориентация на использование средств реабилитационной педагогики для
успешности обучения учащихся;
-
ориентация на организацию рефлексивно-проектной деятельности из
позиций дидакта, методиста, реабилитатора, культуролога;
-
ориентация на организацию и координацию совместной деятельности
субъектов учебного процесса по формированию опыта
художественно-творческой деятельности.
Мы считаем,
что эти установки должны стать ведущими (доминирующими) в подготовке
специалиста художественного образования к работе в условиях
мэйнстриминга.
Литература
-
Ньюкомб
Н. Развитие личности ребенка. – СПб.: Питер, 2002.- 640с.
-
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/ Под. ред. Н.М.
Назаровой. – М.: «Академия», 2001.- 246с.
-
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для
студентов сред. и высших. пед. учеб. заведений/ Е.А. Медведева, И.Ю.
Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А.Добровольская. – М.: «Академия»,
2001.- 248с.
-
Громыко
Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. - М.:
Московская Академия Развития Образования, 1996. -545 с.
-
Половкова М.В. Психолого-педагогические условия освоения задачной
формы организации образовательного процесса в средней школе:
Автореф.дисс…канд.психол.наук. - М., 2000. - 22 с.
Рекомендовано к публикации:
Ю.И.Калиновский, доктор
педагогических наук, научный руководитель работы
А.А.Ахаян, доктор педагогических
наук, член Редакционного совета |