| |||
Электронный научно-педагогический журнал. Издается с 7 ноября 1995 года. | |||
Электронное научное издание.
Зарегистрировано в Федеральном
депозитарии электронных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр"
Министерства связи и информатизации РФ. | |||
| |||
Тимашков Николай Владимирович Принципы воспитания целостной личности В.В. Зеньковского На основе анализа педагогических взглядов В. В. Зеньковского, происходящих из богословско–философской концепции русского мыслителя, включающей в себя богословские, антропологические, психологические и философские взгляды ученого, нами были выявлены методологические принципы процесса воспитания, на которых базируется теория воспитания по В.В.Зеньковскому. К этим принципам можно отнести: принцип религиозности педагогики, принцип приоритетности воспитания в педагогическом процессе, принцип комплексного подхода светской и церковной администрации к созданию православной школы на государственном уровне, принцип ориентации на формирование православной атмосферы в школе (в противовес секулярной атмосфере), принцип свободного религиозного самоопределения воспитанника и принцип дуалистичности свободы, способной привести ребенка, как к положительному поведению, так и к антисоциальному. В рамках настоящей статьи рассмотрены:
Принцип религиозности педагогики В.В.Зеньковского вытекает из антропологической концепции автора [1,2], в которой представлены сущностные (с позиций православной культуры) аспекты личности. Автор выделяет следующие аспекты: неоднородность, иерархическая неравноценность, духовность и целостность человека. В концепции В.В.Зеньковского человек рассматривается как целостное иерархическое существо, состоящее из тела, души и духа. Автор считает, что «…равномерное развитие всех сил человека не наблюдается даже в физическом созревании человека. Путь человека не в том, чтобы все силы, присущие ему, развились да возможной высоты, а в том, чтобы главное в человеке не было подавляемо второстепенными и малозначительными движениями» [1, с.120-121]. В соответствии с характерным для православной культуры пониманием иерархической сущности человека, иерархичность строения личности в теории автора интерпретируется как преобладание одной сферы над другой: сфера души выше сферы тела, но по значимости уступает духу. Каждая из этих частей не может быть отделима от другой, и в этом заключается целостность личности. Принцип дуалистичности свободы рассматривается В.В.Зеньковским с позиций наличия во внутреннем мире человека изначально, с момента его рождения добра и зла. В этой связи воспитание в ребенке свободы предполагает, по автору, прежде всего научение его различению добра и зла. «Проблема воспитания добра или направления ребенка к добру есть не частичная проблема воспитания, а главная и основная проблема» [2, c. 32]. «Не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра, обеспечивание связи добра и свободы должно составлять цель воспитания: приспособление (функциональное, социальное и т. д.) к жизни имеет ведь чисто инструментальный характер. Добро в душе не рождается ни от физического здоровья, ни от хороших социальных навыков, ни от развития творческих сил: оно также невыводимо из периферии души, как ныне в психологии мышления признается сознание идей (в актах так называемой идеации) невыводимых из чувственного материала знания» [2, c. 33]. В связи с этим автор вводит понятие «ограничение свободы» воспитания и полагает необходимым создание таких условий воспитательного процесса, когда позитивное поведение становится необходимым для личности. Воспитание ребенка в педагогике В.В.Зеньковского направлено на становление духовной жизни. Автор пользуется понятиями светлой и темной сторон духовной жизни человека как следствием дуалистичности свободы выбора человеком положительного либо асоциального поведения. В заключении отметим, что интерес к анализу религиозной антропологии В.В.Зеньковского сегодня в немалой степени является следствием кризисного состояния воспитательного процесса в современной российской школе. Так, характеризуя варианты выхода из сложившейся ситуации, Н.Д.Никандров отмечает, что «опыт последних лет развития России показал, что в условиях свободы мы не можем рассчитывать на успех в воспитании, полагаясь либо только на общественные институты, прежде всего на школу, либо только на семью» [3, c. 6]. По мнению Н.Д.Никандрова, воспитательными институтами являются и школа, и семья и церковь. Литература 1. Зеньковский, В.В. Принципы православной антропологии // Русское Зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. Сборник - альманах богословских, искусствоведческих, художественных очерков. – М.: Столица, 1991. – С. 115 – 148 2. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Свято – Владимирское братство, 1993. – 222,[2] c. 3. Никандров, Н.Д. Православные традиции, семья и школа в современной России: [Выступление Президента Рос. акад. образования Н.Д. Никандрова на XIII Междунар. Рождеств. Образоват. чтениях, Москва, 23 янв. 2005 г.] // Педагогика. – 2005. – № 1. – C. 5 – 12.
Рекомендовано к публикации:
| |||
| |||
Copyright (C) 2007, Письма в
Emissia.Offline При перепечатке и цитировании просим ссылаться на "Письма в Emissia.Offline". E-mail: emissia@mail.ru, emissia@al.ru Internet: http://www.emissia.50g.com/ , http://www.emissia.org/ , http://www.emissia.spb.su/ , http://www.emissia.al.ru/ 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена. Phone: +7-911-9504477, +7-904-5169922 |