Письма в

emissia.offline

2007

Электронный научно-педагогический журнал. Издается с 7 ноября 1995 года.

Электронное научное издание. Зарегистрировано в Федеральном депозитарии электронных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр" Министерства связи и информатизации РФ.
Государственная регистрация  #
0420700031 от 27.11.2006

ART  1171  

Май 2007 г.


Третьякова Татьяна Анатольевна
соискатель кафедры  педагогики и психологии Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова, г. Саратов

soilzln@rambler.ru

Формирование  профессиональной  культуры  будущих инженеров ландшафтного дизайна

Профессиональная подготовка специалистов по дизайну в отраслевых вузах сравнительно новое, но востребованное и бурно развивающееся направление высшего образования в современном обществе. Профессия инженера-дизайнера, как отмечает большинство исследователей, обладает спецификой, отличающей ее как от инженерных, так и от собственно  художественных профессий. Дизайн маргинален, он находится как бы на границе материальной и духовной деятельности и имеет задачу удовлетворять как материальные, так и духовные потребности. Это не новая наука, это и не новое искусство, но без развития естественно-научных, технических и гуманитарных знаний, без использования опыта и знаний живописи, скульптуры, архитектуры, литературы, музыки, прикладного искусства он был бы просто невозможен. Профессия инженера-дизайнера – синтетический вид творческой деятельности, и в зависимости от специализации предусматривает интеграцию различных видов профессиональной подготовки. Так, например, профессия инженера ландшафтного дизайна предполагает знания техники, архитектуры, живописи, биологии, экологии, скульптуры, прикладного искусства и т.п. То есть, целью профессиональной подготовки будущих инженеров-дизайнеров становится не узкопрофильная подготовка специалистов, а общекультурное, социально и личностно значимое непрерывное развитие творческого потенциала личности, формирование высокого уровня профессиональной культуры.

В отечественной педагогике высшей школы всегда уделялось определенное внимание процессу формирования профессиональной культуры будущих специалистов. Общетеоретические и методологические проблемы формирования профессиональной культуры глубоко исследованы в работах, посвященных разработке культурологических основ содержания и технологий обучения в вузе [1-5].   На основе культурологического подхода исследованы механизмы, тенденции и условия формирования отдельных компонентов профессиональной культуры: духовной [6,7], методологической [8,9], профессионально-психологической [10], проектной [11], экологической [12], физической [13].Вместе с тем  проблема формирования профессиональной культуры инженера-дизайнера  в образовательной практике отраслевых вузов не имеет пока должного решения., Здесь  имеют место противоречия между технократическим (сциентическим) подходом к обучению и будущим характером деятельности инженера-дизайнера, между содержанием профессиональной подготовки и условиями его реализации, что, в конечном итоге, входит в противоречие с потребностями общества в инженерах-дизайнерах высокого класса. Все это вызывает необходимость дальнейшей разработки педагогических условий формирования профессиональной культуры будущих инженеров-дизайнеров.

 Понятие «профессиональная культура» получило широкое распространение в отечественной педагогике 80-х гг. ХХ столетия, что было сопряжено с разработкой культурологического подхода, с позиций которого рассматривались многие педагогические процессы и явления. Термин «профессиональная культура» подчеркивает, что культура здесь рассматривается в отношении специфического качества деятельности специалиста и раскрывает предметное содержание культуры, определяемое спецификой профессии, профессиональной деятельности и профессионального сообщества.

Деятельность инженера ландшафтного дизайна представляет собой специфическую социально-производственную систему, реализующую потребности общества в организации пространственной среды жизнедеятельности человека, включающую в себя три основных взаимосвязанных функциональных подсистемы: производственную, социокультурную и проектную.

При этом основной, базовой является подсистема производственной деятельности, характер которой обуславливает костяк профессии. Благополучное ее функционирование и организация обеспечивается, в свою очередь, функционированием двух других подсистем, которые, обслуживая базовую подсистему, являются одновременно и условиями ее развития. Подсистема социокультурной деятельности обеспечивает общее направление создания, репродукции и трансляции целевых установок, концепций, идей, знаний, образцов, а проектная - воспроизводство основополагающих ресурсов деятельности. Инженер ландшафтного дизайна, являясь «системообразующей составляющей» совокупной профессиональной деятельности, обнаруживает себя по-разному в каждой из подсистем. В производственной подсистеме он выступает как основное «средство» осуществления целевых установок деятельности. В проектной –  является «целью», а в подсистеме социокультурной деятельности – «проводником» существующих и «источником» новых знаний и идей.Любая профессиональная школа при подготовке специалистов опирается на принципы, выстроенные по приоритетности в соответствии с требованиями к профессии, собственными традициями и возможностями. 

Основными принципами формирования профессиональной культуры будущих инженеров ландшафтного дизайна можно считать следующие:

  • социальная ориентированность – предполагает приоритет социальных, т.е. необходимых обществу целей по отношению к другим;

  • сочетание универсального и полимодельного образования - обеспечивает студенту возможность выбора направлений будущей профессиональной деятельности на базе глубокого проблемно-ориентированного, универсально-энциклопедического образования;

  • фундаментальность – обеспечивает университетский характер образования, глубину и устойчивость знаний, способность к самообучению;

  • единство государственной, региональной и национальной составляющих образования – обеспечивает сохранение, развитие и обогащение будущих инженеров ландшафтного дизайна национальными и местными традициями и формирует образовательную среду в соответствии с глобальными и общемировыми процессами;

  • единство обучения, профессиональной и научной деятельности – требует совершенствования модели учебного процесса, связи его с реальной профессиональной деятельностью и соответствующей квалификацией преподавательского состава, а также научно-исследовательской работой студентов;

  • креативность – предполагает постоянное «погружение» в состояние творчества. Это должен быть такой процесс обучения, который обеспечивал бы возможности для студентов «самостоятельно образовываться в пространстве творческого бытия»;

  • междисциплинарность – подразумевает взаимодействие всех областей знаний, методов и форм преподавания. При этом ядром, объединяющим все дисциплины, должно быть дизайнерское проектирование;

  • экологичность – вытекает из специфики образования в эпоху экологических катаклизмов. Эта позиция призвана развить экологическое мышление как фундаментальную особенность профессиональной культуры инженера ландшафтного дизайна.

Исходя из данных принципов, можно утверждать, процесс формирования профессиональной культуры будущего инженера ландшафтного дизайна может быть успешным при создании следующих педагогических условий:

  • интеграции общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин, при этом ядром, объединяющим все дисциплины, должно быть дизайнерское проектирование;

  • инициирования научной рефлексии как механизма работы проектной деятельности студентов – будущих инженеров ландшафтного дизайна;

  • реализации в образовательном процессе будущих инженеров ландшафтного дизайна  культурологического и синергетического подходов;

  • гуманитаризации образовательного процесса подготовки будущих инженеров-дизайнеров;

  • взаимосвязи теоретической и практической подготовки инженеров ландшафтного дизайна на принципах контекстного обучения.

Создание данного комплекса педагогических условий формирования профессиональной культуры возможна  в логике реального образовательного процесса в рамках тех форм организации учебной работы, которые предусмотрены учебным планом подготовки будущих инженеров-дизайнеров, через  систему учебно-профессиональных задач, включающую:

  • вспомогательные профессиональные задачи, построенные на материале дисциплин общеобразовательного цикла и отрабатывающие умения студентов принимать решения в типовых условиях предстоящей профессиональной деятельности;

  • специализированные профессиональные задачи, построенные на материале цикла специальных дисциплин и базирующиеся на обосновании выбора решения из числа предложенных;

  • междисциплинарные профессионально-ориентированные задачи, построенные на комплексном изменении знаний общепрофессиональных и специальных дисциплин и требующие ответственного выбора варианта решения, оптимально соответствующего условиям предстоящей профессиональной деятельности.

Определяющим фактором всего этого механизма формирования профессиональной культуры может стать проектная модель учебной деятельности (третий тип учебно-профессиональных задач).

В настоящее время многими учеными, изучающими технологию проектного обучения, отмечается свойство проектности, как качества, присущего не только деятельности проектирования (как ее функциональный результат), но также языку, сфере образования, культуре, среде человеческого обитания и т.д. Внедряя ее в  систему образования, убеждает В.Ф. Сидоренко, важно не упустить  «проектность», «как актуальнейшую ценность и проблему содержания образования, как особый тип и культуру мышления, которая должна воспроизводиться в сфере образования» [14]. Проектная модель обучения противопоставлена дисциплинарно-ориентированной и основана на компетентностном подходе, в соответствии с которым основой учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и способы усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Именно в проектной модели обучения формирование профессиональной культуры может приобрести дальнейшее развитие, особую ценность, новую трактовку. Ведь на первое место в образовательном процессе выходит деятельность как сотворение образа (в данном случае дизайнерского), познание его в контексте сотворения (в процессе проектной деятельности) и личность (инженер-дизайнер), которая персонально ответственна за свои творения. Основная идея этой модели обучения заключается в том, что в ней отсутствуют дискретные учебные дисциплины. Логика образовательного процесса базируется на идее познания окружающего мира в контексте его «сотворения»: проектирования, моделирования, конструирования, исследования и всесторонней оценки результатов завершенного проекта с точки зрения качественного и количественного уровней и в сопоставлении с окружающим миром. В работе над проектом могут участвовать преподаватели различных учебных дисциплин, а предметные знания интегрируются за счет общих объектов изучения. Проектное обучение призвано объединить до сих пор не пересекавшиеся направления образования: гуманитарное, художественное и техническое. Родившись в недрах естественно-научного цикла, перенесенное в область гуманитарных предметов, оно может стать методологическим фактором, объединяющим традиционно выделяемые сегменты научного знания в общее пространство. В процессе проектного обучения студент усваивает всесторонний подход к организации материально-пространственной среды социальных процессов. Он овладевает методами типологического, функционального, экономического и визуального анализа, оценки и синтеза, приемами компоновки целостной системы дизайнерского объекта.

Таким образом, создаются предпосылки для успешного развития профессиональной деятельности в каждой из выделенных нами областей: производственной, социокультурной, проектной и идет формирование профессиональной  культуры будущих инженеров дизайнеров, осуществляется интеграция учебных дисциплин, инициирование научной рефлексии студентов, гуманитаризации, взаимосвязи теоретической и практической подготовки, культурологического и синергетического подходов, что  создает особую психолого-педагогическую ситуацию целостного обучения.

Литература

  1. Вербицкий А.А. О контекстном обучении [текст] / А.А. Вербицкий // Вестник высшей школы. – 1985. - №8. – С. 27 – 30.

  2. Исаев И.Ф. Теория и практика профессионально – педагогической культуры преподавателей высшей школы [текст] / И.Ф. Исаев. – Москва – Белгород, -1993. – 218 с.

  3. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста [текст]./ Н.Б. Крылова – М.: Высшая школа, 1990. – 142 с.

  4. Леднев В.С. – Содержание образования: сущность, структура, перспектива. [текст] /В.С. Леднев– М.: Высшая школа, 1991. –224 с.

  5. Сластенин В.Л. О моделировании образовательных технологий [текст]/ В.Л. Сластенин// Наука и школа. – 2000 - №4. – С. 50-56.

  6. Братусь Б.С. Общая психология  в 7 томах.. Учебник для вузов [текст]  / Братусь Б.С. – М.: Academia 2006 т.4 

  7. Щуркова Н.Е. Новое воспитание [текст]/ Н.Е. Щуркова. -М.Пед. об-во России, 2000. – 128 с.

  8. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога- исследователя [текст] / В.В. Краевский. – Самара: СамГПИ, 1994 – 110 с.

  9. Ходусов А.Н. Формирование методологической культуры учителя. [текст]/ А.Н. Ходусов – Москва; Курск – 1997.

  10. Лифинцева Н.И. Формирование профессионально – психологической культуры учителя. [текст]  / Н.И. Лифинцева. М.: Моск. Пед.гос. ун-т., курс. Гос. Пед.ун-т. – М.;Курск: Изд-во Курск. Пед. гос. ун-та., 2000 – 202 с.

  11. Гурье Л.И. Проблема совершенствования обучения в высшей технической школе [текст]: Сб. ст. / Л.И. Гурье // М-во обр. РФ, Казань.: Казанский гос. технол. Ун-т., 2001. – С. 15.

  12. Глазачев С.Н. Пробуждение экологического сознания. [текст]  / С.Н. Глазачев // Вестник экологического образования, 1998. - №2.- С.5.

  13. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном , образовательном пространстве Вуза [текст] / М.Я. Виленский  // Физическая культура: воспитание, образование тренировка – 1996. - №1. – С.27-32.

  14. Сидоренко В.Ф. Дизайн – образ культуры [текст] / В.Ф. Сидоренко// Вестник Высшей школы, 1982. - №12. – С. 48 – 54.

 Рекомендовано к публикации:
А.В.Дружкин, доктор педагогических наук, научный руководитель работы
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционного совета


Copyright (C) 2007, Письма в Emissia.Offline
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на "Письма в Emissia.Offline".
E-mail:  emissia@mail.ru, emissia@al.ru   
Internet: http://www.emissia.50g.com/ , http://www.emissia.org/ ,  http://www.emissia.spb.su/ , http://www.emissia.al.ru/
191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена.  Phone: +7-911-9504477, +7-904-5169922

 TopList

    Rambler's Top100