| |||
Электронный научно-педагогический журнал. Издается с 7 ноября 1995 года. | |||
Электронное научное издание.
Зарегистрировано в Федеральном
депозитарии электронных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр"
Министерства связи и информатизации РФ. | |||
| |||
Насырова Мусфира
Бадиковна
Этнокультурологические аспекты педагогического образования Специфика государственной политики, направленной на усиление хозяйственной самостоятельности субъектов федерации, передача части функций управления на региональный и муниципальный уровни усиливает задачу сохранения и развития, как культурной самобытности регионов, так и единого культурно-образовательного пространства России. В этих условиях рождается новое понимание проблем, связанных с приобщением молодого поколения к ценностям мировой культуры и к культуре своего народа, воспитанием их в духе взаимоуважения и взаимопомощи, бережного отношения к родному языку и национальному достоянию народа, равенства и равноправия всех наций и народностей, на основе приоритета общечеловеческих ценностей. При решении этих проблем важную роль играет включение в национальную систему образования на всех её уровнях традиционной культуры воспитания, обращение к опыту народной педагогики каждого этноса. Образование без этнокультурной составляющей не отвечает изменившемуся характеру запросов этнических сообществ, не решает одну из своих основных задач - воспроизводства, трансляции и освоения в жизнедеятельности новых поколений особо устойчивых конструктов культуры - традиций и опыта. В связи с этим возникает необходимость в интенсификации деятельности по разработке теоретических и практических аспектов опыта народного воспитания в современных условиях. Учитывая это обстоятельство и степень разработанности вышеозначенных проблем мы предприняли попытку исследования проблемы воспитания культуры межнационального общения студентов на основе этнопедагогического подхода. При этом под культурой межнационального общения будем понимать органическую часть культуры общества, культуры человеческих отношений в нём, определённый уровень проявления совокупности специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий членов общества, в процессе взаимодействия представителей различных этнических общностей, позволяющий достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. Сущность культуры межнационального общения, в её личностном аспекте, - это способность (умение) взаимодействовать, «не мешая партнёру» сохранить свою этническую идентичность. Культуру межнационального общения студентов педагогического вуза мы определяем как совокупность специальных знаний, умений и адекватных им поступков и действий студентов, которая обеспечивает в процессе профессиональной подготовки полноценное межнациональное общение, направленное на освоение национальных и общечеловеческих ценностей и целостное развитие и обогащение личности студента. Под воспитанием культуры межнационального общения студентов педагогического вуза будем понимать педагогический процесс, направленный на обеспечение студентов теоретическими знаниями о ценностях общечеловеческой и национальных культур и о культуре межнационального общения, развитие ценностно-мотивационной сферы и расширение опыта межнационального общения студентов, формирование практических умений и навыков общения с представителями других национальностей. Большую роль в воспитании культуры межнационального общения студентов на основе этнопедагогического подхода мы отвели педагогике (педагогическим дисциплинам) как учебному предмету. Причиной тому являются: приобретение педагогикой статуса синтезирующей сферы научного знания [1,2]; возрастание в современном обществе значимости педагогической науки [3-5]; возрастающая роль педагогических знаний в современном профессиональном (не только педагогическом) образовании; попытка системы педагогического образования отвечать «вызовам времени» и активное изучение современными исследователями различных аспектов педагогического образования [2,6]; значимость педагогической составляющей при выборе абитуриентами учебного заведения, учителями – факультета повышения квалификации, субъектами образования элективного курса [7]. Вышеизложенное обосновывает наш выбор в качестве информационной базы воспитания культуры межнационального общения студентов педагогику и её весомую составляющую – этнопедагогику. В сфере гуманитарного образования, к которой относится педагогическое образование, культурологическое пространство может быть представлено содержанием образования, ценностями культуры (общечеловеческой и национальных), нормами поведения и общения в полиэтнической среде. Культуросообразность пространства педагогического образования в его деятельностной характеристике обеспечивается диалогичностью взаимодействия носителей различных этнокультурных ценностей. Образование, являясь социокультурным феноменом и выполняя социокультурные функции, играет одну из основных ролей культурно исторического развития человека. Именно культурологическая составляющая образования обеспечивает функционирование связи между прошлыми образцами культуры (ценности этнопедагогики), опредмеченными в учебной информации курса педагогических дисциплин и ориентацией (овладение культурой межнационального общения) студента, субъекта учения, на содержание и процесс жизнедеятельности в многонациональном, поликультурном, мире. Образование (педагогическое в том числе) рассматривается нами как процесс приобщения человека к культуре и в то же время как результат интериоризации культуры, включения его в мир человеческой субъективности, как одна из важнейших форм трансляции культуры, социокультурная система, обеспечивающая культурную преемственность поколений и развитие человеческой индивидуальности. В связи с этим при выявлении этнопедагогического компонента педагогического образования методологическим ориентиром стала для нас культуроцентристская парадигма. Основные положения обозначенной парадигмы заключаются в следующем:
Этнокультурная ориентация педагогического образования в нашей опытно-экспериментальной работе обеспечивалась учебными и специальными курсами, в которых представлены: · фундаментальные знания о культуре как способе жизнедеятельности человека, выражающем его родовую специфику; · знания о национальных культурах конкретных этносов, отражающие социокультурный и этнопедагогический опыт народа, теоретическое и практическое освоение которых обеспечивает необходимый уровень культуры межнационального общения в полиэтнической среде. Для актуализации этнопедагогических знаний в содержании педагогических дисциплин и формирования содержания спецкурсов были выполнены следующие логические процедуры: · выделены, в соответствии со структурными компонентами цикла педагогических дисциплин, дополнительные компоненты содержания путём соотнесения их с содержанием мировой педагогической культуры; · отобраны этнопедагогические объекты, явления, процессы, события, способные с необходимой полнотой отразить этнопедагогическую реальность в прошлом и настоящем; · введены компоненты, обеспечивающие предпосылки развития современных форм педагогического знания в контексте гуманистической этнопедагогики; · полученный вариант содержания пилотажно апробирован, проанализирован и откорректирован с позиций взаимообусловленности научной и этнической педагогики, этнокультуросообразности, дидактической целесообразности; · актуализированы в содержании «точки развития» этнопедагогических знаний в процессе педагогического образования современной молодёжи (категории, проблемы, требующие междисциплинарного рассмотрения, единицы процесса воспитания культуры межнационального общения); · введён материал, создающий предпосылки для выхода студента в сферу этнокультурологического самообразования. Литература
1.
Журавлев, В. И. Педагогика в системе наук о человеке /В. И. Журавлев. –
М.: Педагогика, 1990. – 120 с.
Рекомендовано к
публикации: | |||
| |||
Copyright (C) 2007, Письма в
Emissia.Offline При перепечатке и цитировании просим ссылаться на "Письма в Emissia.Offline". E-mail: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена. Phone: +7-911-9504477, +7-904-5169922 |