| |||
Электронный научно-педагогический журнал. Издается с 7 ноября 1995 года. | |||
Электронное научное издание.
Зарегистрировано в Федеральном
депозитарии электронных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр"
Министерства связи и информатизации РФ. | |||
| |||
Семашко
Михаил Александрович Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках Установление адекватных предмету любого научного, в особенности гуманитарного исследования понятийно-категориальных характеристик является сложным вопросом. Это связано с тем, что социальное взаимодействие является объектом изучения комплекса гуманитарных дисциплин, каждая из которых базируется на определенных теоретико-методологических основах и имеет свой понятийный тезаурус. Это вносит в определение одного и того же научного понятия-термина свои особенности. Ключевым понятием нашего исследования является понятие толерантности. Изучение научной литературы, словарей и энциклопедий стало основанием для вывода о том, что в настоящее время нельзя говорить о толерантности как об окончательно сформировавшемся и единообразно понимаемом термине. Понятие толерантности формировалось на протяжении длительного времени и постепенно приобретало и накапливало все более разносторонние значения, чтобы во всей полноте соответствовать современности. В русском языке существуют два слова со сходным значением – терпимость и толерантность, причем первое из них появилось в русском языке гораздо раньше второго. Слово «терпимость» или «терпение» (от глагола «терпеть») присутствует практически во всех словарях русского языка [1-3] и этимологических словарях [4-6]. В «словаре В.И. Даля» [1] слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что-либо или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхождению». С.И.Ожегов [3] приводит такое определение: «умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению». Аналогичным образом толкуют данное понятие и большинство этимологических словарей. Так, Черных П.Я. [4] дает следующее определение глагола «терпеть»: стойко и безропотно переносить, переживать что-либо тяжелое (в нравственном смысле) или неприятное, крепиться, мужаться, мириться с наличием чего-либо, страдать. В «словаре Фасмера М.» [5] глагол «терпеть» имеет еще более конкретный смысл – «цепенеть, застывать». Аналогичное определение приведено и в «словаре Шанского Н.М» [6]: «терпеть» – общеславянское слово того же корня, что и «неметь» (литовское tiřpti), «становиться неподвижным, оцепенелым» (латвийское torpëre), «умирать» (немецкое zterben). Т.о. существительное «терпимость» или глагол «терпеть» в соответствии с приведенными выше определениями содержат в себе основное значение пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность «подставить вторую щеку». Впервые понятие «толерантность» в научный оборот ввел в XVIII в. Дестют де Траси [7]. Вначале оно трактовалось как «терпеливость», а затем как «терпимость». В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX в. в позитивном смысле. С середины 30-х гг. XX века это понятие исчезло из политической лексики. Так, в «Большой советской энциклопедии» издания 1956 г. этот термин еще отсутствует, а в издании 1977 г. приводится только его естественнонаучное значение. В российской научной литературе понятие толерантности вновь появилось в начале 90-х гг XX века. Как перевод (толерантность – терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо) этот термин приведен в «Словаре иностранных слов» [8]. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова [2] понятие «толерантность» полностью отождествляется с понятием «терпимый» - способный, умеющий терпеть что-нибудь чужое, мириться с чужим мнением, характером и т.п.). Так в «Советском энциклопедическом словаре» [9] «толерантность» определяется сходным образом : как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Это же определение повторяется, например, в «Российском энциклопедическом словаре» издания 2001 г. [10], «Украинском советском энциклопедическом словаре» издания 1989г. [11], а также в ряде других словарей [12-16]. Важно отметить, что в ряде профильных изданий того же периода термин «толерантность» отсутствует («Философский энциклопедический словарь, 1983 г.»; «Философский словарь, 2004 г.»; «Российская педагогическая энциклопедия, 1999 г.» и др.). Обобщая вышесказанное, можно сказать, термин «толерантность» рассматривается как способность терпеливо или снисходительно (в позитивном смысле слова) относиться к другому, к его инакодействию или инакомыслию. Имеющееся во многих европейских языках слово толерантность, от латинского tolerantia – терпение (англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance) связывается с терпимостью, снисходительностью к кому- или чему-либо, обозначает готовность предоставить другому человеку возможность осуществить свободу мысли и действия. В XIX в. глагол «терпеть» насчитывал множество лексем и выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д. [17]. Таким образом, несмотря на многозначность значений глагола «терпеть», в определение термина «терпимость» доминировал созерцательный смысл. Более полное определение (хотя толерантность здесь равна терпимость), раскрывающее нравственную суть толерантности (терпимости), дано в «словаре по этике»: «Терпимость — моральное качество, характеризующее терпимое отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я» [18]. На уважении субъектами друг друга базируется и определение «толерантности», предлагаемое американским словарем «American Heritage Dictionary»: «Толерантность — способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей» [19]. «Оксфордский словарь» определяет толерантность как «готовность и способность принимать без протеста или вмешательства личность или вещь» [20]. Однако исследователь К. Уэйн утверждает [21], что данное определение неполно, т.к. «толерантность – это не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей», которые отличаются от нас. В «других» признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат». Такое определение особенно актуально для многонациональных государств, т.к. объект нетерпимости — представители конкретных этносов и сами этносы. В.М. Золотухин [22], проанализировав эволюционное возрастание интереса к понятию «толерантность» («терпимость») в историко-философской мысли, указал на многообразие определений данного понятия, на ее недостаточную разработанность и нечеткостью в историко-философском плане. В своей работе В.М. Золотухин приводит отличающиеся друг от друга определения толерантности (терпимости), сформулированные в различные исторические периоды и в различных философских школах и направлениях, что свидетельствует не только о различии взглядов на понятие и связанные с ним проблемы, но и подчеркивает их многогранность. В «Философском словаре по правам человека» [7] также отмечается, что возросший в конце ХХ в. интерес к толерантности как общественному явлению со стороны общественных и гуманитарных наук определил различное толкование термина. Здесь же подчеркивается, что «толерантность» не есть терпимость или снисходительность. Она – активное признание прав и свобод другого, безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным особенностям. Современная философская трактовка понятия толерантности близка последним определениям. Так, в «Философском энциклопедическом словаре» [23] толерантность определяется как «терпимость к иного рода взглядам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции». Аналогичное определение содержится в «Новой философской энциклопедии» [24], где толерантность определяется как «качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие». В «современном философском словаре» [25] определено, что толерантность – «термин современной философии, означающий воздержание от употребления силы для предотвращения отклонений во мнениях, верованиях, поведении другого человека или группы людей». Аналогичная трактовка толерантности получила преимущественное отражение и развитие в современной политологии. Так, в «энциклопедическом словаре по политологии» [26] толерантность политическая определяется как «позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах; в случае, если эти силы находятся у власти». В «Политической энциклопедии» [27] читаем следующее: «Толерантность политическая - непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами». Таким образом, толерантность распространяется на лиц (группу лиц), стремящихся к позитивному взаимодействию, упорядоченным отношениям, не нарушающих общечеловеческие законы бытия, не причиняющих вред другим лицам при реализации собственных свобод. Далее сказано, что «толерантность вовсе не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей ее стороны качество». Таким образом, толерантность — категория далеко не пассивная, это не только уважение чужих, но и позиция, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами. Данное определение подчеркивает, что толерантные отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека, независимо от его культурного и социального уровня. Иную смысловую нагрузку имеет определение толерантности в психологической литературе. В «Большом психологическом словаре» [28] толерантность определяется как «установка либерального принятия моделей поведения, убеждения и ценностей других»; как «способность выносить стресс без серьезного вреда»; как «переносимость лекарств». Таким образом, этимологическое значение толерантности заключается в психологии, что термин употребляется для обозначения способности к сопротивлению: стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, лекарствам, собственному раздражению поведением другого индивида. Составители словаря также указывают, что толерантность может иметь как положительную, так и отрицательную окраску. «Толерантность включает энергичную защиту ценностей других и признания плюрализма, а также, что истинно толерантный, терпимый человек будет противостоять любой попытке помешать их свободному выражению. Другие, однако, используют его в неопределенном отрицательном смысле, подразумевающем, что толерантность является своего рода неестественным воздержанием, видом скрежетания зубами при смирении с поведением, убеждениями и ценностями других». Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность — не пассивное, покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами , во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. Наиболее точное определение понятие «толерантность» приобрело в «Декларации принципов толерантности» генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»[29] . Отметим также, что не смотря на большое значение воспитания толерантности, определение этого понятия отсутствует в «Педагогическом энциклопедическом словаре»[30]. Литература
А.С.Роботова, доктор педагогических наук, научный руководитель работы
| |||
| |||
Copyright (C) 2007, Письма в
Emissia.Offline При перепечатке и цитировании просим ссылаться на "Письма в Emissia.Offline". E-mail: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена. Phone: +7-911-9504477, +7-904-5169922 |