| ||||
Электронный научно-педагогический журнал. Издается с 7 ноября 1995 года. | ||||
Электронное научное издание.
Зарегистрировано в Федеральном
депозитарии электронных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр"
Министерства связи и информатизации РФ. | ||||
| ||||
Макова Людмила
Леонидовна
Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность» (от лат.tolerantia – терпение, снисходительность). В Декларации принципов терпимости, принятой ООН в 1995 г., это понятие рассматривается как «правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений» [1]. С нашей точки зрения, это определение можно уточнить: важны не просто знания, а знания разных культурных и национальных традиций, не просто открытость, а проявление уважения к лицам другой национальности, свобода мысли и признание инакомыслия, других взглядов и убеждений. Совесть как категория этическая выражает способность человека к моральному самоконтролю. Интерес к проблеме толерантности в нашей стране связан в первую очередь с развитием философии и этики ненасилия в 90-х годах ХХ столетия. Этику ненасилия проповедовали многие великие философы, писатели, общественные деятели: М.Ганди, Н.Рерих, Ж.Ж.Руссо, Л.Толстой и др., понимая под этим высшее выражение духовной сущности личности, уважение и признание ценности существования каждого человека. Проблема формирования толерантности, понимаемая как обучение разрешению конфликтов на основе ценностей ненасилия, заключается в достижении учащимися усвоения универсальных и вместе с тем внешне заданных для человека ценностей. Существенную роль в решении обозначенной проблемы играет школа, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. Моделирование в школе ситуаций конструктивного разрешения конфликтов предполагает четкое представление культурных универсалий в виде ценностей ненасилия, создание условий для переживания конкретно-чувственного опыта, осознания и осмысления ценностей взаимного уважения и взаимодействия на уровне социально-группового сознания. Такое моделирование позволило бы участникам учебно-воспитательного процесса соотносить собственные ценности с заданными извне, осуществлять самоопределение в процессе общения. Особенно актуальна проблематика формирования толерантности у подростков, обучающихся в сельских школах в национальных округах, где издавна живут рядом коренные народы (в нашем случае буряты) и русские, где есть национальные (бурятские) и русские школы. Межнациональные отношения взрослых строятся на разумном уважении культуры другого народа, на сотрудничестве в трудовых делах, на взаимопонимании и взаимовыручке в сложных ситуациях. Что же касается подростков, то и в ходе неформального общения, и во время формальных встреч (смотры, конкурсы, спортивные соревнования и т.п.) между ними зачастую возникают конфликты, основанные на непонимании особенностей национального характера, незнании культурных традиций, неумении решать спор конструктивно. Воспитание терпимости, ненасилия среди школьников – непростая задача, затрагивающая жизненную позицию личности, ее интересы, специфику самопроявления в подростничестве. Задача осложняется тем, что зачастую в многонациональном социуме любые выяснения отношений в молодежной среде воспринимаются (или выдаются) взрослыми за межэтнические. Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Рассматривая толерантность как ненасилие в широком смысле, мы видим суть ее в умении соотносить и сочетать культурные ценности общества и индивидуальные ценностные ориентации, как альтернативу психологии насилия и насильственных способов взаимодействия. К ценностям ненасилия мы вслед за Баныкиной С.В.и Егоровым В.К. относим [2]:
Ценности ненасилия подразумевают ориентацию на сотрудничество, компромисс, поиски согласия и содружества в совместной творческой деятельности и выступают условиями толерантности отношений. В узком смысле ненасилие рассматривается как активность, проявляемая с целью удовлетворения какой-либо потребности с учетом потребностей партнера и согласования с ним совместных действий. Позиция ненасилия представляет собой устойчивую систему отношений человека к определенным сторонам действительности, которая проявляется в конкретном поведении и поступках. Идея ненасилия, толерантности не предполагает безусловного примирения «всех со всеми», «услужливость» слабого сильному или безоговорочное принятие той или иной позиции. Это социально-уверенная позиция, включающая признание равного права сторон на независимость и успех, собственное мнение, самостоятельность, ответственность, ориентацию сознания людей на сближение позиций, согласование целей и интересов, поиск новых способов для их обеспечения. Социальная позиция личности, как результат освоения разнообразного опыта взаимоотношений с людьми, проявляется в установках, взглядах, убеждениях человека, представляя единство субъективного и объективного. Она является совмещенной характеристикой самосознания и системы отношений и типа взаимодействия. В конфликтологии выделяются следующие особенности самосознания [3]:
Несмотря на то, что опыт взаимоотношений у каждого индивидуален, можно выделить два типа отношений: с позиции насилия (насильственный) и с позиции ненасилия (толерантный) и привести черты, характерные для этих типов (см. таблицу 1). Таблица 1. Черты, характерные для различных позиций во взаимоотношениях.
Толерантное взаимодействие предполагает отсутствие открытых или скрытых форм принуждения, когда каждая сторона, сохраняя свою независимость, проявляет готовность к согласованию действий и достижению позитивного результата. Такое взаимодействие возможно лишь при единстве ориентации как на самого себя, так и на другого человека. Сравнение толерантного и насильственного типа взаимодействия дает основание считать, что в основе различий этих типов лежит различие направленности установки, целей, мотивации действий и поступков. Так, Баныкина С.В. и Степанов Е.И. [4] обращают внимание на то, что ненасильственное взаимодействие имеет установку на равенство и равноправие, его цели – в согласовании действий для удовлетворения потребностей и интересов всех участников общения, гуманистическая мотивация обеспечивает субъект-субъектный тип отношений, а тип общения – диалог. Насильственное взаимодействие отличается установкой на неравенство, целью является достижение односторонних преимуществ. Мотивация – в достижении социального контроля, группового давления. Преобладающий тип отношений – субъект-объектный, а тип общения – монологический, авторитарный. Авторы [4] отмечают, что тип взаимодействия накладывает отпечаток на речь, манеру поведения, позицию субъектов общения (взрослых и детей, учителей и учащихся). При создании условий для формирования позиции ненасилия и толерантной установки в поведении в ходе учебно-воспитательного процесса особое значение должно придаваться организации и рефлексии развития личного опыта подростков в процессе тренинговых занятий, где возможно проигрывание различных жизненных ситуаций, требующих выбора. Основными психолого-педагогическими задачами деятельности педагогов в воспитании толерантности подростков должны стать:
Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается [5] как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми. В Приморской средней общеобразовательной школе на протяжении нескольких лет действует программа «Школа толерантности», которая направлена на решение задачи преодоления межличностных конфликтов между подростками и формирование толерантных отношений. При разработке программы были использованы идеи А.Г.Асмолова, В.В Бойко, Р.Р Валитовой О.Я. Воробьевой, Г.В.Безюлевой, Г.М.Шеламовой, Г.У Солдатовой, Л.А.Шайгеровой, В.В Шалина, и др. Основные цели программы:
Подготовка программы включала выделение специфики межнационального общения в истории региона, этики делового общения в школе, культуры конфликта и его этапов, законодательные права на жизнь в мире со всеми и др. Программа рассчитана на 24 часа и реализуется через систему классных часов, деловых игр, дискуссий, проведение вечеров разных наций и народов Сибири, изучение быта народов Осинского района, создание национального музея быта, защита проектов бурятской, украинской, русской культуры и т.д. Мониторинг ситуации с межличностными конфликтами в среде учащихся школы в последние годы указывает на определенную положительную динамику, что может рассматриваться как свидетельство результативности реализуемой нами программы. Литература
Рекомендовано к
публикации:
| ||||
| ||||
Copyright (C) 2007, Письма в
Emissia.Offline При перепечатке и цитировании просим ссылаться на "Письма в Emissia.Offline". E-mail: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена. Phone: +7-911-9504477, +7-904-5169922 |