Письма в

emissia.offline

2007

Электронный научно-педагогический журнал. Издается с 7 ноября 1995 года.

Электронное научное издание. Зарегистрировано в Федеральном депозитарии электронных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр" Министерства связи и информатизации РФ.
Государственная регистрация  #
0420700031 от 27.11.2006

ART 1211  

Ноябрь 2007 г.


Муромцева Ольга Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства  Белгородского государственного университета, г. Белгород

olga-murom@yandex.ru

Формирование художественной культуры младших школьников на основе использования межпредметных связей

Формирование художественной культуры младших школьников является важнейшей составляющей общей культуры личности. В художественном образе как форме мышления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти от восприятия цельного образа как единичного явления к пониманию образов-обобщений, содержащихся в нем, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла. Из этого следует, что  формирование художественной культуры носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принци­пом формирования личности в детском возрасте. Таким же важным принципом является и принцип межпредметности.

Для большей эффективности художественного воспитания, как отмечает С.А. Герасимов, следует применять комплексный подход. Он выде­ляет два принципа: «…система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой…На этом основывается необхо­димость осуществления межпредметных связей в процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что  нравственно-эстетическое воспитание… должно стать органической частью любого…воспитания». [1]

Рассматривая процесс художественного воспитания, необходимо учитывать возрастные осо­бенности ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому вос­питанию. Б.Т. Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее: «Вместе с тем, независимо от уровня самосознания детей, период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения развития художественного восприятия и фор­мирования эстетического отношения к жизни». [2]  Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование у ребёнка отношения к миру, которое посте­пенно трансформируется в свойства лично­сти. Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, влияют на формиро­вание мировоззрения, привычек и убеждений.

Принимая во внимание  межпредметные связи, формирование художественной культуры ребенка в школе может проводиться практически на всех уроках. Осо­бое  место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобрази­тельного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произ­ведения искусства и литературы, так и через собственное творчество. Во многих школах существуют факультативы с искусствоведческой и эстетической  на­правленностью: «История города», «Искусствоведение», различные кружки изобразительного искусства («Кружок мягкой игружки», «Биссероплетения», «Оригами», «Юный художник» и т.д.) и музыкальные кружки. На занятиях кружка дети беседуют об искусстве, музыке и литературе, приобретают практические навыки в той или иной художественной деятельности.

Формирование художественной культуры необходимо активно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, мыслительные и творческие процессы: восприятие, воображение,  память, анализ, синтез,  внимание, наблюдательность, эмоциональность  и  т. д.

В восприятии художественного  объекта участвуют практически все психические процессы личности. Именно полифония человеческой пси­хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, мо­рально-нравственных качеств, творческих способно­стей личности.

Психологический механизм восприятия художественного объекта представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п.

Полноценное общение с миром искусства во многом зависит от человеческого восприятия. Чувство цвета, формы, законченности и равновесности композиционного расположения объектов, чувство «хорошей фигуры» и линии, чувство гармонии и дисгармонии, консонанса и диссонанса, чувство пропорции и многое другое - весь этот огромный потенциал сенсорных возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи личности с эстетическим объектом. Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники, культуры художественного восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и к разрушению эстетического эффекта. Момент чувственного восприятия является первым  необходимым толчком для пробуждения более сложной мыслительной деятельности младшего школьника. Таким образом, чувственное познание объединяет все психические процессы, которые возникают в результате непосредственного воздействия предметов и влияют на наши органы чувств. Сфера художественного восприятия ребенка чрезвычайно широка и окрашивает практически все его мироощущение. Дети верят, что жизнь создана для радости. Открывая мир как радостное, прекрасное, полное красок, движения, звуков целое, как созданное для исполнения его желаний, ребенок еще очень неглубоко проникает в сущность прекрасного.

Для ребенка младшего школьного возраста характерны такие качества, как острота и свежесть восприятия, любознательность и воображение. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, что отчетливо проявляется в играх, в занятиях любимым делом. Ребенок уже приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организацией. Достаточно развита память ребенка - он легко и прочно запоминает то, что понравилось, что произвело сильное впечатление и что непосредственно связано с его интересами, поэтому в обучении и воспитании можно добиться желаемых результатов, если использовать перечисленные выше психические особенности младшего школьника.

В переходном периоде от дошкольного к младшему школьному возрасту у ребёнка происходит переоценка ценностей. Он начинает осознавать отношения между окружающими и им самим, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть формирование юного человека вступает в сознательную фазу. Эти переходные процессы происходят и в сфере формирования художественной культуры младшего школьника.

Произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его художественная сущность. Поэтому очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения. Рассматривая картину, гравюру или скульптуру, прослушивая то или иное музыкальное произведение, учащийся под руководством учителя вступает в контакт с мыслями,  чувствами ее автора, распознает, что волновало и побуждало этого человека именно к этому виду творчества, как через призму его индивидуального мировоззрения отразились умонастроения эпохи. Не стоит надеяться на то, что эти знания  сохранятся у ребёнка надолго, но есть большая вероятность того, что под их воздействием  начнёт формироваться эстетическое сознание личности школьника, его художественный и эстетический вкус. А это и есть основа художественной культуры личности.

Комплексное восприятие искусства  предполагает наличие собственного отношения к образу. Это качество плохо развито у младшего школьника, который чаще всего пользуется мнением и оценкой взрослых. Поэтому педагогу необходимо стремиться заложить основы объективного и заинтересованного отношения ко всем явлениям действительности и к искусству.

При формировании художественной культуры ребенка важно помнить, что любое отношение должно опираться на понимание эстетической, исторической и художественной ценности произведения, на понимание того, что данное произведение является неотъемлемой частью общей материальной и духовной культуры нашего общества.

 Главное правило при любой работе с младшими школьниками над произведениями искусства заключается в том, что акценты на  их формальные стороны нужно делать лишь в той мере, в какой это будет способствовать пониманию содержания произведения искусства.  Центральный акцент должен быть сделан на эстетическом восприятии самой действительности, отражаемой искусством, а восприятие искусства должно рассматриваться, прежде всего, как средство активизации эстетического восприятия реальных объектов и событий. Так же нельзя сводить работу по искусству к отзывам детей о произведениях в письменном виде.

Большое значение в выявлении детских впечатлений об искусстве и активизации отношения к восприятию художественных произведений и архитектурных сооружений имеют следующие методы: выбор детьми коротких музыкальных и поэтических произведений, соответствующих предлагаемым произведениям изобразительного искусства по эстетическому впечатлению; рисунки по памяти на основе увиденного; просмотр циклов картин, фотографий, кинофильмов без развернутого словесного комментария с целью накопления запаса зрительных впечатлений и образов, нарисовать, вылепить или сконструировать свои впечатления от прослушанной музыки. Необходимо поощрять и устные высказывания детей, с целью формирования словаря необходимых терминов из области различных видов искусства (форма, размер, цвет, пропорции, композиция, гармония, динамика, статика и т.д.). Но работа со словом не должна быть единственной заботой учителя, она должна сочетаться с другими формами работы по произведениям искусства.

Использование межпредметных связей предполагает максимально широкий охват различных видов искусства путем их объединения и плавного перехода. Например, уроки рисования очень удачно соединяются с уроками музыки, художественного труда, чтения, письма, математики и природоведения. Задача педагога состоит в более активном использовании всех доступных педагогических средств с целью формирования у младших школьников  художественного мировоззрения и обширного кругозора.

Учитель выступает посредником между ребенком и великим миром искусства. Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, который будет способствовать естественному проявлению собственных духовных, творческих сил и способностей младшего школьника, а использование межпредметных связей  поможет повысить эффективность данного процесса.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о наибольшей эффективности комплексной подачи материала об искусстве в деле формирования художественной культуры младшего школьника. Чем больше задействовано эмоций и чувств, тем больше вероятности, что материал будет лучше восприниматься, запоминаться и на его основе будет формироваться эстетическое сознание и художественная культура личности младшего школьника.

Литература

1.    Система эстетического воспитания школьников. /Под ред. С.А. Герасимова. М., 1983 г., с.12.

2.    Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников - М., 1985 г., с. 35.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционного совета


Copyright (C) 2007, Письма в Emissia.Offline
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на "Письма в Emissia.Offline".
E-mail:  emissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/
191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена.  Phone: +7-911-9504477, +7-904-5169922

 TopList

    Rambler's Top100