Письма в

Эмиссия.Оффлайн

2008

 Электронное научное издание (электронный научно-педагогический журнал). The Emissia.Offline Letters.

Издается с 7 ноября 1995 г. Зарегистрировано в Федеральном депозитарии электронных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр" Министерства связи и информатизации РФ.
Государственная регистрация  # 0420800031,
# 0420700031, # 0420600031, # 0320100088

ART 1228  

Январь 2008 г.


Микерова Галина Жоршовна
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и методики начального обучения Кубанского государственного университета, г. Краснодар

mykerova8@mail.ru

Лингвистический аспект обучения русскому языку по технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ)

Цель образования, согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, в частности, достижения нового качества дошкольного, общего и профессионального образования. В рамках начальной школы предстоит существенно расширить и закрепить возможности качественного изучения русского языка.

В последние годы активно ведутся исследования по совершенствованию методики обучения русскому в начальной школе, но они касаются частных вопросов изучения отдельных лингвистических понятий, разделов лингвистики или условий, средств оптимизации обучения этому трудному учебному предмету.  

Основоположник технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниев обосновал теоретические основы данной технологии с позиции дидактики и методики обучения математике, его последователи исследовали дидактико-методические аспекты математики, физики, химии, т.е. естественнонаучной области. Идея укрупнения с позиции теории языка пока не нашла своего научного обоснования: не исследованы лингвистические основы укрупнения, не найдены способы, средства укрупнения. Исходя из вышесказанного, проблема исследования лингвистического аспекта обучения по технологии УДЕ русскому языку младших школьников является актуальной. Она определяется потребностью ученых, методистов, учителей-практиков в разработке эффективных технологий обучения русскому языку в начальной школе, основанной на идее укрупнения. Это объясняется следующими обстоятельствами. Обучение младших школьников русскому языку в основном направлено на репродукцию заученных правил. Подобная направленность не формирует личность, ориентированную на творчество, приводит к утрате первоначальной любознательности младших школьников, порождает равнодушие к учению, не обеспечивает формирование способности мыслить самостоятельно, а в некоторых случаях и разрушает способность к мыслительной деятельности, что особенно остро ощущается в среднем звене школы. Кроме того, знания учащихся по русскому языку не приведены в систему, а «осколки знаний» не приводят к языковой грамотности каждой личности в отдельности и общества в целом. Это подтверждается результатами современных исследований: «анализ показывает, что в традиционных концепциях и программах учебного курса в процессе обучения младших школьников родному языку: (1) ослаблено внимание к содержанию языка как предмета науки и как учебного предмета; (2) слабо учитывается природа человеческого языка, его социальная сущность; (3) недостаточно полно реализуются основные функции языка; (4) не уделяется должного внимания содержанию деятельности, осуществляемой с помощью языка; (5)  практика обучения родному языку в традиционной школе не развивает у школьников чувство языка, чувствительности к его ясности, правильности, выразительности» [1]. Эти недостатки преподавания определили проблему нашего исследования.

Ведущая концептуальная идея технологии УДЕ основывается на факторах совместного и одновременного изучения аналогичных или противоположных лингвистических понятий, обладающих информационной общностью. Технология УДЕ определяется как модель совместной педагогической деятельности субъектов процесса обучения, отражающая содержательное обобщение, состоящее из интегративных единиц усвоения, которые имеют взаимосвязанные, а иногда взаимоисключающие части и образуют родовую лингвистическую целостность.

«Язык начинается с синтеза, который не знает ни имен, ни глаголов» [2], – этот вывод ученого о происхождении языка имеет для обучения языку основополагающее значение. Он напрямую связан с идеей укрупнения  дидактических (лингвистических) единиц и одним из основных лингводидактических принципов взаимосвязи между уровнями языка в учебном процессе. В связи с этим методика обучения русскому языку должна последовательно отражать эту взаимосвязь и взаимодействие между «ярусами» языка. Необходимо постоянно учитывать, что «современный русский литературный язык представляет собой сложную систему, части которой находятся в отношениях постоянной и необходимой взаимосвязанности: один элемент этой системы не существует без другого. Таковы звуковая организация языка, его лексика и его грамматика…» [3]. Такая необходимость взаимосвязанного изучения всей языковой системы определяется природой самого русского языка, тем, что «русский язык с его флективным строем и многообразными средствами словообразования и словоизменения требует неослабного внимания к изучению значения и форм слов в их единстве, что лучшим образом достигается при тесной связи всех уровней языка: изучение морфологии на синтаксической основе, лексики в составе словосочетания, предложения в связной речи при постепенном усилении работы над лексической и грамматической синонимией» [4].

Многоплановость и сложность связей между всеми сторонами языка, их диалектическое единство проявляются в коммуникативной функции языка, которая выступает как его основное свойство, его сущность. Данную функцию выполняет каждый из компонентов языка, но осуществляет её во взаимодействии с остальными. Звуковая форма, которая свойственна любому слову, создает людям возможность для общения: слова физически воспроизводятся и воспринимаются. Однако звуковой строй языка не существует сам по себе, подобно тому, как форма немыслима без содержания. Не любой комплекс звуков, а лишь тот, который имеет определенный смысл, может служить целям коммуникации. В качестве такового звукового комплекса, как известно, выступает слово. Словарный состав языка, его лексика, – это своеобразный строительный материала, служащий для выражения мысли. Тем не менее, как бы ни был богат словарный состав языка, без грамматики он мертв. Словарный состав языка сам по себе не выполняет коммуникативной функции. Для целей общения слова грамматически организуются, т.е. вступают в определенные отношения друг с другом в структуре целого предложения. Благодаря этому, мысли получают стройную форму выражения.

Своеобразие каждой из сторон языка проявляется в специфике языковых единиц. Для фонетики в качестве таких единиц выступают звуки речи, фонемы; для лексикологии – слово с точки зрения его семантического значения и употребления; для грамматики – слово в своих формах, а также словосочетание и предложение; для словообразования – морфема и слово со стороны его строения и способа образования. С грамматической стороны слово, словосочетание и предложение имеют целый комплекс характеристик. Слово имеет свою морфемную структуру, свой тип словообразования, ему свойственны те или иные грамматические категории (падеж, род, лицо и др.), определенная синтаксическая роль. Словосочетание, так же как и слово, имеет формы словоизменения (изменяться может стержневое слово или оба компонента словосочетания). Предложение по своей структуре качественно отличается от слова: слово состоит из морфем, не обладающих самостоятельностью значения вне слова, составные компоненты предложения имеют самостоятельное лексическое значение, которое в составе предложения лишь уточняется. Отсюда, даже краткое рассмотрение специфики каждой из сторон языка свидетельствует о сложности отношений между ними, их взаимопроникновении.

В аналогичных отношениях находятся и разделы языковедческой науки, изучающие соответствующие стороны языка. Фонетика связана как с лексикологией, так и с грамматикой. Связь фонетики с синтаксисом проявляется, в частности, в том, что каждое предложение имеет определенную интонацию, от чего зависит его смысл. Теснейшим образом связаны лексикология и словообразование. Словарный запас языка пополняется за счет образования новых слов по моделям слов, уже существующих в языке. Лексическое значение производных слов базируется на вещественном значении производящих основ. Морфология находится в тесной связи с лексикологией и словообразованием и.т.д.      

Единицей языка, пронизывающей все уровни, тесно их связывающей, является слово. Овладение языком начинается с накопления учащимися лексического запаса, с обогащения их словаря. Лексический состав современного русского языка богат и разнообразен, активно отражает все изменения, происходящие в общественно-политической, научно-технической и культурной жизни общества. В технологии УДЕ лексика пронизывает все уровни языка – орфоэпический, орфографический, морфемный, морфологический. Лексика служит связующим звеном укрупнения дидактических (лингвистических) единиц.

Факты языка должны преподноситься с соблюдением их системных связей, в строго определенной последовательности, диктуемой логикой самого предмета, так как усвоить основы науки – это не означает только усвоить определенное количество фактов, получить определенный объем знаний. Далеко не безразлично и то, как усвоены эти знания, в какой системе.

В технологии УДЕ при изучении русского языка в реализации принципа взаимосвязи между уровнями языка нам видится интеграция следующих лингвистических уровней:

  • Ι блок – орфоэпия +  орфография + словообразование + состав слова

  • ΙΙ блок – морфология + синтаксис

  • ΙΙΙ блок – синтаксис + связная речь, на котором базируется развитие речи младших школьников.

Выделение этих блоков (укрупнений) чисто условно, поскольку все стороны языка взаимосвязаны. Данные блоки легли в основу укрупненных лингводидактических единиц, под которыми мы понимаем: укрупненные единицы языкового материала как дидактически обработанная система обычных единиц знания  (лингвистических понятий, правил, выводов, обобщений), приближенных по всем своим параметрам к структуре внутреннего знания.

Первый блок (укрупненная лингводидактическая единица): орфоэпия + орфография + словообразование + состав слова  – основан на лингвистической теории инварианта словообразовательного типа. Сущность этой теории сводится к тому, что в русской грамматике существует несколько десятков словообразовательных типов, основанных на форманте. Формант – формальный показатель, общий для всех образований одного типа и являющийся  носителем словообразовательного значения. В технологии УДЕ он является системообразующим средством укрупнения.

Второй блок (укрупненная лингводидактическая единица): морфология + синтаксис –  обеспечивается их органической связью в теории языка. Морфология и синтаксис – это два тесно взаимосвязанных, взаимообусловленных раздела грамматики. Грамматическая природа многих морфологических категорий тесно связана с синтаксисом. В технологии УДЕ морфология изучается на синтаксической основе, т.е. обеспечивается связь «синтаксис→морфология», а морфология в свою очередь создает синтаксическую базу, т.е. обеспечивается связь «морфология→синтаксис». Связь между этими уровнями языка в технологии УДЕ можно обозначить как «морфология↔синтаксис». В данной технологии они образуют укрупненную лингвистическую единицу, поскольку морфология изучается одновременно и совместно с синтаксисом.

Третий блок (укрупненная лингводидактическая единица) - синтаксис + связная речь. Этот блок основан на конкретных лингвистических положениях:

  • синтагматических и парадигматических свойствах лексических единиц;

  • сочетаемости слов, которая определяется конкретным лексическим значением и грамматическими признаками сочетающихся слов, отражающими постоянный процесс взаимодействия лексики и грамматики;

  • связи ряда синтаксических единиц: словоформа + словосочетание + предложение (простое и сложное) + сложное синтаксическое целое (ССЦ).

Укрупненные лингводидактические единицы легли в основу методической системы обучения русскому языку по технологии УДЕ. Она условно представляется в виде трех подсистем: 1) формирование орфографического навыка на основе фонетики и морфемики; 2) обучение грамматике на основе связи морфологии, синтаксиса и сочетаемости слов; 3) система развития речи и мышления на основе синтаксиса и теории связной речи. Все подсистемы органически связаны в процессе обучения русскому языку. Каждая подсистема имеет свою структуру, реализуется через определенные методы, приемы и средства. 

При обучении русскому языку младших школьников реализуется специфический принцип дидактики – принцип интегративности содержательных и процессуальных компонентов обучения по технологии УДЕ. Он отражает социальный заказ и включает в себя компоненты наглядности, системности, последовательности, творчества, преемственности и межпредметных связей.

Реализация на уроках этого принципа зак­лючается в следующем:

1) окружение основного изучаемого понятия вспомогательными, нара­щивание знаний вокруг логического ядра урока, повторение материала на уроке через его развитие, преобразование;
2) использование наглядности при подаче учебной информации одновременно на всех четырех кодах: рисуночном, числовом, символичес­ком и словесном;
3) организация работы по составлению школьниками различных лингвистических конструк­ций творческого характера; 
4) использование укрупненных упражнений: упражнений, содержащих четыре компонента – исходную задачу; обратную задачу; составление и решение задачи, аналогичной исходной; обобщенную задачу; мат­ричных заданий;
5) реализация деятельностного компонента с использованием опорных средств.

Педагогические средства в технологии УДЕ при формировании системы лингвистических понятий обеспечивают единство содержательного, операционного и мотивационного компонентов мыслительной деятельности учащихся.

Опора на лингвистический аспект – главный фундамент методики обучения русскому языку, благодаря использованию дидактико-методических основ технологии УДЕ. Экспериментально было установлено, что обучение по этой технологии направлено на оптимальный рост общего развития учащихся, их познавательных процессов; интереса к русскому языку (на саморазвитие знаний); творческого лингвистического мышления школьников; качества и системы знаний, умений и навыков по русскому языку.

Литература

1. Леонович Е.Н. Система логического освоения грамматики учащимися. Дисс. канд. пед н. Самара – 2000 – 176 с.  С.162-163.
2. Погодин А.Л. Язык как творчество (психологические и социальные основы творчества речи): Происхождение языка. 2-е изд. – М., 2001. – 560 с. С.554.
3. Русская грамматика. М.: Наука, 1982. Т.1. – С.8

4.
Бакеева Н.З. Учитывать динамику // Русский язык в национальной школе, 1981. № 5. – С.20 

Рекомендовано к публикации:
А.С.Роботова, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии
 


Copyright (C) 2008, Письма в Эмиссия.Оффлайн  (The Emissia.Offline Letters)
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
E-mail:  emissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/
191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена.  Phone: +7-911-9504477, +7-904-5169922

 TopList

    Rambler's Top100