Борисенко Нина Петровна
учитель русского языка и литературы, Кротовская СОШ «Образовательный
центр»,
c.
Кротовка Кинель-Черкасского района, Самарская область
krotovka@rambler.ru
Опережающие вопросы и задания к
уроку литературы как инструмент возврата учащихся к первоисточнику
Одна из главных задач учителя на уроке
литературы – заинтересовать учеников своим предметом, включить в
педагогический процесс, развить их творческие способности.
Приступая к изучению произведения,
некоторые учащиеся теряются: «читать много», «начало скучное», «всё
равно не пойму» и тому подобное. Психологический настрой подростка часто
заставляет его идти по линии наименьшего сопротивления, тем более что
конкурентов у художественного произведения в современном мире много и с
каждым годом только прибавляются. Сегодня много говорится о том, что
ученик у нас, в большинстве своём, не читающий или мало читающий.
Нужно отметить, что начальная школа
справляется с задачей чтения более успешно, чем среднее и старшее звенья.
Там и тексты короче, и картинки в книжках яркие, и сюжеты занимательные.
Но главное всё же в том, что интерес к чтению у младших школьников живой
и непосредственный, а контроль за чтением – ежедневный:
и на уроке, и во внеклассной деятельности, и дома.
Чем старше ученик, тем менее
контролируется и оценивается само чтение, больше времени уделяется
анализу, полученным знаниям. Вместе с тем, известно, что сегодня имеется
(в частности, в Глобальной Сети) масса заменителей первоисточников:
суррогатные тексты с кратким содержанием, обзором, видео и кино. В
результате нередки случаи, когда ученики старших классов демонстрируют
определенное знание проблемы, композиции, характеров и поступков героев
того или иного романа, ни разу не прочитав самого произведения.
Таким образом, приобретает актуальность
решение задачи поиска инструментария и условий, которые
способствовали бы прочтению учащимися непосредственно первоисточников
изучаемых произведений. Наш опыт показывает, что хорошим
инструментом решения этой задачи являются уроки нестандартной формы,
опережающие вопросы и задания к ним.
Чтобы облегчить школьникам процесс
общения с книгой, поддержать интерес к чтению нужно, на наш взгляд,
создавать особые условия, главное из которых заключается в формуле: «Я
могу! У меня получится!». Видя большое и трудное задание, которое идёт
вразрез с его способностями, школьник, скорее всего, не выполнит его или
выполнит недостаточно хорошо и получит низкую оценку. Вместе с тем,
очевидно [1], что учащемуся необходимо как можно чаще оказываться в
ситуации успеха, удовлетворения от проделанной работы, чувствовать
себя востребованным и способным.
Именно на это направлена работа с
опережающими вопросами и заданиями.
Известный педагог-новатор Е.Н Ильин
отмечал [1], что
иногда достаточно поставить всего один
вопрос к произведению, чтобы заставить десятиклассников внимательно и не
один раз его перечитать. Это могут быть опережающие вопросы ко всему
произведению, к отдельным главам, темам. Весь смысл этой
предварительной деятельности в том, чтобы она помогла ученикам
спланировать свою работу, видеть проблему, пытаться решить её
самостоятельно, а затем на уроке в совместной работе со сверстниками
обобщать, делать выводы.
По нашим наблюдениям,
уроки, перед которыми учащимся даются общие или конкретные вопросы,
всегда проходят активнее и успешнее, чем те, где просто указаны главы
для прочтения. В качестве таких вопросов можно использовать контрольные
вопросы из учебника, однако в большинстве своём они нацелены на
обсуждение проблем уже прошедшего урока, а не поставлены перед ним,
преследуют цели лишь контроля усвоения и понимания, не стимулируют
первоначальное восприятие текста.
Опережающие вопросы и задания к одному
следующему уроку.
Значительно успешнее проходит урок, если
перед ним учащимся были поставлены предварительные вопросы. Например,
приступая к изучению комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», перед темой
«Разоблачение пороков чиновничества» нами было предложено в качестве
домашнего задания не просто перечитать действия и явления, а выбрать
материал о чиновниках. Причём, класс был поделен на группы, каждой из
которых было поручено найти цитаты только об одном из героев. Это
задание было по силам каждому ученику. На уроке, объединив материал,
собранный учащимися разных групп, была составлена картина общего
состояния города, в который приехал ревизор. Урок прошёл при полной
активности класса, у каждого нашлось, что сказать, добавить,
процитировать. И результат урока – хорошие знания, оценки и настроение
учащихся и учителя. Уходя с урока, дети вновь получили задание к
следующему уроку в виде вопросов, связанных с образом Хлестакова.
Особенности проведения урока с
опережающими вопросами в сильном и слабом классе.
Составив
вопросы и задания к следующему уроку и предложив их для домашней
подготовки, можно быть уверенным, что ученики в большинстве своём будут
обдумывать эти вопросы, искать на них ответы в тексте, учебнике,
дополнительной литературе. Проводить уроки после такой предварительной
подготовки и легче, и интереснее. Особенно в сильном классе.
Учащиеся нередко додумываются до такого, что и учителю не всегда придёт
в голову. Роль учителя – в контроле над последовательностью и логикой
рассуждений, глубиной обсуждаемого, в правильности выводов. В слабом
же классе главная роль в ответах на трудные вопросы принадлежит
учителю, более лёгкие вопросы осветят ученики. Важно, что ребята в
курсе обсуждаемого материала, у них есть примеры и цитаты из текста,
есть своё, пусть не совсем верное, предположительное, мнение. Главное,
что они не остаются равнодушными, не отвлекаются на посторонние дела, не
тяготятся уроком, а пребывают в состоянии поиска и сотрудничества.
Разнообразие оснований распределения
опережающих вопросов и заданий.
Опыт показывает, что если проводить
каждый следующий урок по структуре и форме, похожим на предыдущий, то со
временем, возникает привыкание и как следствие - эффективность уроков
снижается. Поэтому важно разнообразить основания, по которым формируются
и распределяются опережающие вопросы и задания. Нами практиковалось
распределение опережающих вопросов и заданий по следующим основаниям:
-
По степени сложности вопросов и
литературного развития учащихся (можно создать группы или дать
индивидуальное задание)
-
По творческим способностям учащихся
(художники, музыканты, поэты, краеведы и т.д.)
-
По объёму изучаемого материала (к
главам, темам, ко всему произведению)
-
По количеству учащихся (по рядам,
группам, командам, всему классу)
-
По месту жительства (учитывая
близость учреждений, изучаемых объектов)
-
По гендерным признакам (работая над
характерами героинь и героев)
-
С учётом возможностей родных и
близких.
-
По желанию детей.
Учет особенностей условий жизни.
В качестве иллюстрации соблюдения
принципа учета особенностей условий жизни детей приведем пример
изучения рассказа А.Платонова «Корова». При распределении вопросов к
этому уроку мы опирались на тех учащихся, чьи родители работают на
железной дороге.
Учет творческих возможностей детей.
Иллюстрацией учета творческих
возможностей детей может служить проведение обобщающего урока в форме
КВН на тему «Легендарные поэты легендарной эпохи», посвящённом
творчеству А. Блока, В. Маяковского и С. Есенина. Вопросы и задания для
этого урока были подобраны так, что каждый член группы-команды смог
проявить себя. Одни прекрасно владели знаниями биографии и творчества
поэта и показали их в конкурсе «Наш поэт самый-самый…». Другие с успехом
декламировали, третьи – рисовали плакаты, отражая своё видение любимого
поэта. Четвёртые пели под гитару, пятые читали стихи и поэмы
собственного сочинения в стиле и в духе выбранного поэта. Наряду с
остроумием, юмором, хорошим настроением, ребята демонстрировали знание
творчества поэтов, показали умение ориентироваться во времени и его
проблемах. Урок получился насыщенным и интересным, а его участники
получили высокие оценки и возможность блеснуть своими талантами.
Особенности работы с крупными
произведениями и сложными темами.
При изучении крупных произведений
указывается не только тема следующего урока и основные вопросы к ней, но
главы, части (отыскать пример в тексте, найти цитату, эпизод и
представить их в классе). Выполнение такого задания - уже хороший вклад
в работу над образом, характеристикой, проблемой.
В работе над сложными темами опережающие
вопросы и задания могут потребовать привлечения дополнительного
материала. Здесь нужно учитывать уровень начитанности детей, их умение
пользоваться дополнительными источниками. Важно не перегрузить, не убить
в ребёнке желание найти ответ, чтобы, придя на урок, ученик имел
потребность узнать, прав ли он в своём поиске, насколько приблизился к
решению поставленной задачи.
Примером урока, для которого сказанное особо
справедливо, служить уроки по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Известно, что это одно из самых непростых для восприятия и изучения
произведений школьной программы. Времени же на его изучение отведено
непростительно мало, поэтому каждая тема урока требует обязательной
подготовки дома. При этом домашнее задание делится на несколько частей
различной сложности и адресуется нескольким группам учащихся с
различными творческими возможностями. Так определяются этапы будущего
урока, на каждом из которых опора делается на одну из групп, а
обсуждение проблемы проводятся сообща.
Не претендуя на абсолютную новизну идеи,
подчеркнем в заключение, что
практика работы с использованием метода опережающих вопросов и заданий
демонстрирует его полезность в решении одной из главных задач, стоящих
перед учителем литературы – вернуть книге читателя, а читателю – книгу.
Литература
1. Урок литературы. Творческая лаборатория Е. Н. Ильина (электронный
ресурс) / Методико-литературный Интернет-сервер.
URL:
http://www.mlis.fobr.ru/metodika/theory/biblio/54/
Рекомендовано к
публикации:
Е.И.Тихомирова, доктор педагогических наук, Самарский гос. пед.
университет
А.С.Роботова, доктор педагогических наук,
член Редакционной Коллегии
|