Бреусова Татьяна
Александровна
аспирант кафедры общей педагогики, Оренбургский государственный
педагогический университет, г. Оренбург.
tatyanabreusova@mail.ru
Художественное общение
как фактор становления духовного опыта младшего школьника
Вопросы становления
духовного опыта в детском возрасте изучены недостаточно. Это обусловлено
традиционным соотнесением понятия «опыт» с такими определениями, как
«прошлый», «богатый», и ассоциацией понятия «духовность» с результатом
длительной работы по самовоспитанию и самосовершенствованию. Описание
духовного опыта ребенка младшего школьного возраста в художественной
литературе наиболее полно представлено у Ф. Искандера, Л. Кассиля.
Исследования психолога
R.
Coles [1]
показывают, что дети младшего школьного возраста обладают острой
чувствительностью к идеалам и ценностям, к тому, что является правильным
и неправильным, их духовный опыт проявляется, преимущественно, в
стремлении постоянно задавать жизненно важные вопросы и в «детском»
творчестве.
Духовный опыт личности
мы рассматриваем как совокупность ценностных личностно-смысловых
образований, имеющих интенциональные (ценностные ориентации,
направленность личности) фиксированные (знания), динамичные
(переживания, чувства) и практические (действия, поведение) формы и
определяющих отношение личности к себе и окружающему миру, способы
взаимодействия с ним.
Духовный опыт ребенка
можно рассматривать как совокупность личностно-смысловых образований,
включающих ценностные ориентации, культурные потребности, знания и
представления о культурных и духовных ценностях и стремление к
нравственным поступкам [2], что позволяет выделить совокупность его
компонентов:
-
ценностно-ориентационный,
-
мотивационно-потребностный,
-
гностический,
-
поведенческий.
Т.Г. Русакова [2]
выделяет следующие показатели сформированности духовного опыта
ребенка:
-
ориентация на позитивные примеры
и образцы для подражания, руководство в мыслях, действиях и поступках
идеалами Красоты, Добра, Истины (ценностно-ориентационный компонент);
-
альтруистические потребности и мотивы,
основанные на чувстве единства с миром и ответственности за мир
(мотивационно-потребностный компонент);
-
знание примеров, образцов,
эталонов духовно-нравственного поведения в соответствующих ситуациях и
умение выделить необходимые в конкретной ситуации правила поведения
(гностический компонент);
-
конструктивное
взаимодействие
с окружающими, ведущее к упрочению позиции духовного
самосовершенствования (поведенческий компонент).
Содержание духовного
опыта младшего школьника
по нашему мнению включает:
-
эмоциональные
состояния
(эмпатийное переживание душевного состояния другого человека,
позитивное восприятие себя и мира);
-
потребности,
мотивы, желания
(потребности духовного взаимодействия, мотивация к
самосовершенствованию);
-
представления о
духовности
(знание примеров и образцов духовных поступков, представления о
собственной нравственной ответственности за настроение, самочувствие
других);
-
способы
проявления
(содействующее поведение, включающее активное проявление сострадания
и сорадования, внимания к окружающим).
Становление духовного
опыта
личности напрямую связано с возрастным развитием, возрастной динамикой
организации внутреннего мира ребенка, его отношений с внешним миром.
Процесс
становления в психологическом контексте рассматривается как
«созревание и рост; переход от одного определенного состояния к другому
– более высокого уровня; как единство уже осуществленного и потенциально
возможного; как единство производящей причины и закономерных следствий в
акте развития» [3]. Становление духовного опыта в онтогенезе мы
рассматриваем как процесс, детерминируемый активностью самого человека и
в определенной степени изоморфный процессу развития субъективной
реальности, которая в психологической антропологии обозначается также
понятиями «душевная жизнь», «внутренний мир человека», «индивидуальный
дух». Становление духовного опыта ребенка – обретение целостности
через «накопление» духовных переживаний и идеальных образов, «запуск»
внутренних механизмов самоопределения и саморазвития, смыслообразование.
Учитывая единство когнитивного и эмотивного (определяемого эмоциями)
компонентов духовного развития личности и принимая во внимание
специфику восприятия и мышления младшего школьника (синкретизм,
мифологичность, образность) и его сензитивность к изобразительным видам
искусства, в качестве интегральной основы воспитательного процесса
следует рассматривать искусство
[2].
Общение с искусством –
художественное общение – процесс взаимодействия автора
художественного произведения и зрителя
М.С.Каган
[4]
определяет художественное общение как деятельность особого рода,
выполняющую ряд функций:
-
служит фактором
утверждения самоценности личности;
-
формирует личность
во всем богатстве ее способностей, потребностей, ориентаций ее
сознания и самосознания путем приобщения одних людей к ценностям
других (воспитательная и самовоспитательная функции);
-
является средством
формирования личностных новообразований (убеждений, идеалов,
мотивов) и норм поведения, формирует духовную сферу личности;
-
дает личности
обработанную, организованную, скрепленную художественной концепцией
информацию о мире, дает художественно-эстетическую картину мира.
В
процессе художественного общения происходит обмен информацией
участников общения, в ходе которого возникает новая информация,
в чем мы и видим цель художественного
общения.
Можно
выделить следующие виды художественного общения:
-
диалог человека с
самим собой (внутренний диалог со вторым «Я»);
-
диалог с
«квазисубъектом» (с художником или героем произведения);
-
диалог с
«квазиобъектом» (с произведением искусства в целом, его смысловым
содержанием).
Внутренний диалог есть индивидуально-личностный процесс, в рамках
которого человек, воспринимающий произведение искусства, пытается понять
основную идею картины, ее эмоциональный строй; осмыслить значение
конкретного произведения для самосовершенствования и саморазвития.
Развитие внутреннего диалога обеспечивает интенсивное развитие
духовности и становление убеждений нравственной личности.
В
процессе общения с произведениями искусства ребенок получает позитивные
примеры и образцы действий и поступков, соответствующих идеалам Красоты,
Добра, Истины («Боярыня Морозова» В. Сурикова, «Христос в пустыне» И.
Крамского - образы уверенности, настойчивости, стремления следовать
своим взглядам и принципам; «Возвращение блудного сына» Рембрандта,
«Иван Грозный и сын его Иван» И. Репина - примеры раскаяния и умения
прощать; образцы самопожертвование и смирение – в образах древнерусской
иконописи (гностический компонент духовного опыта).
Диалог с квазисубъектом – зачастую отсроченный по времени позволяет
воспринимающему соприкоснуться с системой ценностей автора, его
мировосприятием и жизненным опытом. Общение с автором произведения –
это, прежде всего, опосредованное общение с другой личностью. Необходимо
помочь детям научиться понимать внутреннее эмоциональное состояние
автора, выраженное невербальными средствами. Важным средством
художественной выразительности в изобразительном искусстве является
цвет, с помощью которого автор может передавать различные эмоциональные
состояния, чувства и переживания героев картины (холодные, темные цвета
– грусть, одиночество, страх; теплые, яркие цвета – радость, торжество,
надежда).
Ребенку
нужно объяснить, что колорит (общий цветовой строй картины) передает
настроение изображаемого человека, состояние объекта и самого художника.
Колорит вызывает определенное чувство, но может звучать по-разному в
разных произведениях (У Л.Попова красный цвет – знак напряжения,
революционного переворота, у Ф.Малявина – жизнелюбия, восторга,
красоты). Кроме того, ребенку нужно показать значение мимики, жеста,
позы персонажа и его положения в пространстве.
Пытаясь представить
себя на месте героя произведения, ребенок учится сопереживать и
сочувствовать, испытывать те же эмоции, что и другой человек, стремится
следовать образцам поведения (ценностно-ориентированный компонент
духовного опыта). Общаясь с произведениями современных художников,
ребенок учится анализировать состояние мира, чувствовать единство с
миром и ответственность за него (мотивационно-потребностный компонент
духовного опыта).
Диалог с
квазисубъектом.
В качестве квазиобъекта в художественном общении выступает произведение искусства
(в частности - изобразительного), система ценностей, мировосприятие
художника, его взгляд на мир. Произведение искусства – это сложное
целостное явление, которое П.М.Якобсон рассматривает как своеобразную
форму осмысления жизни и человеческих поступков, отображение окружающей
действительности и новый источник ее познания [5]. Именно произведение
искусства является той структурой, которая определяет восприятие и
пробуждает активность воспринимающего. Автор закладывает в произведение
инвариант смысла, который, взаимодействуя с неповторимым личным опытом
каждого зрителя, свободно варьируется последним в рамках программы
восприятия, которая содержится в художественном произведении. Поэтому
любое произведение искусства представляет собой диалог с каждым стоящим
перед ним человеком.
У ребенка младшего
школьного возраста, обладающего навыками художественного общения,
формируется потребность заниматься самостоятельной
художественно-творческой деятельностью, а также складывается
положительное отношение к посещению музеев и выставок (поведенческий
компонент духовного опыта).
Художественное общение
становится фактором
становления духовного
опыта младшего школьника, если произведения изобразительного искусства
соответствуют следующим критериям:
-
наличие
яркого художественного образа,
раскрывающего ценность человеческой жизни, величие поступка,
общечеловеческие ценности;
-
учет
психолого-возрастных особенностей,
соотнесение тем и ситуаций, представленных в них, с малым личностным
опытом ребенка;
-
эмоциональная
насыщенность,
определяющая яркую образность и выразительность "языка" в предлагаемых
живописных произведениях, отображающая палитру чувств, вызывающая
различные эмоциональные переживания
-
обращение к
многообразию эстетических эталонов:
от иконы до авангарда.
Таким образом,
искусство, как форма общественного сознания, играет решающую роль в
возвышении мира чувств человека, в развитии его эмоциональной чуткости и
отзывчивости, является источником эстетических впечатлений, способствует
развитию воображения, творческой фантазии, образного мышления, углубляет
и направляет его духовные изыскания, формирует его потребности и
интересы. Исходя из этого, мы считаем общение с искусством одним из
ведущих факторов в становлении духовного опыта личности младшего
школьника.
Литература.
-
Coles, Robert, The Spiritual Life of Children , Houghton Mifflin, 1990.
358p.
-
Русакова Т.Г. Культуро-динамическая система содействия становлению
духовного опыта ребенка Автореф. дисс. докт. пед. наук. – Оренбург:
Изд-во ОГПУ, 2006. – 42с.
-
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие
субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000. – 384
с.
-
Каган М.С. Мир
общения. – М., 1988. – 389с.
-
Русакова Т.Г.
Основы зрительской культуры: Программа спецкурса. Комплекс дидактических
заданий и упражнений по формированию у младших школьников навыков
художественного общения. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. – 148с.
Рекомендовано к
публикации:
Т.Г.Русакова, доктор педагогических наук, научный
руководитель работы
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук,
член Редакционного Cовета
|