Вьюшкова Ирина Геннадьевна
ассистент кафедры русского языка и
литературы Ишимского государственного педагогического института, г. Ишим
Тюменской обл.
wjuschkowa@rambler.ru
К вопросу об
исследовании мотивов в творчестве Я.П. Полонского
До настоящего времени остается до конца
не проясненным вопрос о феноменальности русской литературы
XIX
века. Период с начала
XIX
века до конца 1880-х гг. в литературоведении принято именовать
«классическим» периодом развития русской литературы («золотым веком»). В
это время были созданы наиболее значительные, первостепенные, т.е.
классические произведения. Традиции русской классической литературы
продолжают развиваться, поэтому для понимания современной литературы
необходимо осмыслить логику развития литературного процесса
XIX
века, когда параллельно
существовали, уживаясь, поэзия, проза, драма.
Анализируя развитие русской
классической поэзии, традиционно выделяют три главных этапа ее
развития [1] :
-
«пушкинский» период (до конца
1830-х гг.);
-
1840- 1860-е гг.;
-
конец 1860-х гг. – 1890 г.
(окончание классического периода).
Как отмечает Л.Е. Ляпина [2], при
характеристике каждого из этапов необходимо опираться на определенный
проблемный ракурс анализа, наиболее актуальный именно для этого времени.
«Если для первого этапа – это моделирование отношений «человек – мир» в
художественных системах поэтов, то для второго – многообразие путей
«выживания» лирики в условиях господства прозы, а для третьего –
подытоживание, систематизация обретений классического периода в формах
ретро – поэтики» [2, с. 9].
«Пушкинский» период – время господства
и расцвета русской поэзии. Именно тогда пишут В.А. Жуковский, А.С.
Пушкин, М. Ю. Лермонтов, К.С. Батюшков, Ф.И. Тютчев, Е.А. Баратынский –
писатели одной эпохи, но по-разному выразившие в своих творениях
отношения человека с внешним миром.
Начиная с 1840-х гг. в поэзии
намечается кризис. Лучшая часть поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов,
Е.А. Баратынский и др.) рано уходят из жизни. Кроме того, изменяется
ментальность и вкусы русского читателя.
Уступая место прозе, поэзия, тем не
менее, продолжает развиваться. Некоторые поэты даже сближаются между
собой. Фактором сближения оказываются общие мотивы, которые поэты
развивают в своем творчестве. Так, возникает школа «чистого искусства»,
к которой принято относить таких поэтов, как А.А. Фет, А.Н. Майков, Я.П.
Полонский, А.К. Толстой. Эти поэты во главу угла ставят принцип
«искусство для искусства», не принимая злобы дня, разрабатываемой
писателями в прозе. Исключением становится творчество Н.А. Некрасова,
который, напротив, обращается к темам и мотивам, осваиваемым
прозой, но старается передать их поэтическим языком. Таким образом,
поэты, каждый из которых руководствуется своими эстетическими
принципами, прикладывают усилия к тому, чтобы поэзия выжила. И в конце
60-х годов
XIX
в. интерес к поэзии возрождается.
Сказанное выше предопределяет интерес к
исследованию ведущих мотивов, присутствующих в творчестве поэтов,
выявлению обусловленности этих мотивов социально-историческими
условиями. Особый интерес в этом смысле представляет творчество
Я.П. Полонского (1819 – 1898), поскольку оно перекрывает довольно
длительный временной отрезок как второго, так и третьего периода
развития русской поэзии.
Дополнительным аргументом в пользу
постановки исследования мотивов в лирике Я.П. Полонского может служить и
результат
процедуры анализа "семантического поля" образованного терминами,
ключевыми для обсуждаемой проблемы [3,4].
Такого рода процедура, проводимая
с применением современных
поисковых систем Интернет, в последнее время стала применяться рядом
исследователей для выяснения степени актуальности предполагаемой к
постановке задачи. Суть процедуры состоит в выявлении динамики
уменьшения числа документов, найденных поисковой машиной в Глобальной
Сети по мере конкретизации задачи поиска посредством добавления ключевых
слов.
Ниже приводятся
результаты подобной процедуры, проведенной нами
с использованием поисковой системы «Google»
в рамках русскоязычного сегмента сети Интернет. В качестве ключевых
выбраны слова: литература
XIX
века, русская, лирика, Я.Полонский, мотив,
социально–исторические условия.
Именно в этой последовательности
проводилось добавление ключевых слов в процедуру поиска.
Результаты процедуры иллюстрируются на
рис.1. Было обнаружено, что из
3.8
млн. документов, содержащих фразу «литература
XIX
века»
(по состоянию на июль 2008 года), каждый пятый (19.8%) содержит и слово
«русская». Добавление слова «лирика» сужает поле
(уменьшает число документов) еще в два раза
(49, 7 %).
Иными словами, «удельный вес» русской лирики в общем числе имеющихся в
Интернет материалов, посвященных «литературе
XIX
века» составляет около 10%.
Добавление фамилии Я.Полонского
сужает поле (уменьшает количество документов) дополнительно в 200 раз
(0.05 %), что, по-видимому, вполне соответствует месту поэта в русской
лирике XIX
века. Однако (и это трудно было
прогнозировать) добавление следующего ключевого слова «мотив» не
уменьшает размера поля даже наполовину, оставляя 61.5%. Говоря
конкретным языком, это означает, что более чем в половине документов,
обнаруживаемых в Интернет в связи с творчеством Я.Полонского,
присутствует проблематика мотива. Однако, добавление следующего
словосочетания
«социально–исторические условия» уменьшает число документов
дополнительно более чем в 50 раз, оставляя лишь 1,7%.
Полученный результат, на наш взгляд,
подтверждает целесообразность и актуальность постановки исследования
мотивов в лирике Я.П. Полонского в зависимости от социально-исторических
условий эпохи.
Рис. 1.
Диаграмма сужения массива
текстовых документов, обнаруживаемых поисковой машиной
Google
в русскоязычном Интернет по мере добавления слов-терминов, имеющих
ключевое значение для исследования
мотивов в лирике Я.П.
Полонского в зависимости от социально-исторических условий эпохи.
Литература
1. Коровин В.И. Русская поэзия
XIX
века. – М.: Знание, 1983. – 128 с.
2. Ляпина Л.Е. Лекции о русской лирической
поэзии: Классический период: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во
«Петербургский институт печати», 2005. – 160 с.
3.
Ахаян А.А. Программа учебной дисциплины
"Теория и технология дистанционного взаимодействия в международном
педагогическом сотрудничестве" // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный
научный журнал. – 2003, ART 926. - CПб., 2003 г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2003/926.htm .
- Гос.рег.№ 0320100088
4.
Машарова В.А. Познавательный интерес школьников с позиции современности //
Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters):
электронный научный журнал. - Февраль 2008, ART 1238 . - CПб., 2008г. -
URL:
http://www.emissia.org/offline/2008/1238.htm
. – Гос.рег. 0420800031
Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук,
член Редакционного Совета |