| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Лю Цин Периодизация высшего музыкально-педагогического образования в Китае Обзор специальной литературы по истории развития музыкально-педагогического образования в Китае [1-11] позволяет выделить предысторию и четыре основных периода развития этого образования. К предыстории можно отнести период от окончания войны с Англией (1840-1842 г.г.) до 1908 года. В этот период в стране возникают предпосылки формирования системы музыкально-педагогического образования, ориентированной на подготовку школьных учителей музыки (подробнее об этом периоде – см. в ранее опубликованном материале [12]). Первый период развития системы высшего музыкально-педагогического образования хронологически практически совпадает со временем, которое вошло в историю страны как период Китайской республики (1912-1949 гг.). Социально-политические изменения тогда происходили во всех областях жизни. В 1912 году была опубликована программная статья «Об ориентации образования», в которой первый министр образования Временного правительства Китая Цай Юаньпэй обосновывал важную роль художественной культуры в просвещении народа. С этого времени уроки музыки в школе из факультативных переходят в разряд обязательных. Существенное расширение контингента обучающихся обусловило необходимость подготовки соответствующих учительских кадров. Эта задача решалась открытием во всех педагогических вузах нового направления подготовки педагога: музыканта-педагога общеобразовательной школы. В течение ряда лет подготовка музыканта-педагога не имела единой программы. Она формировалась в каждом вузе самостоятельно, при том, что во всех вузах в качестве ориентира принималась система подготовки, сложившаяся в Европе. К этому периоду относится определение круга основных дисциплин музыкально-педагогического образования в Китае. Это круг включал: музыкальный инструмент (фортепиано, скрипка, виолончель и др.), сольфеджио, гармония, теория музыки, теория композиции, хор и хоровое дирижирование, историю музыки, слушание музыки(последнее - с целью приобщения к европейской культуре). В число основных общеобразовательных дисциплин вошли: китайская литература, иностранный язык (преимущественно английский), общая психология, общая педагогика. Большинство из этих дисциплин до сих пор сохраняют роль ведущих в музыкально-педагогическом образовании Китая. Второй период развития системы высшего музыкально-педагогического образования охватывает годы с 1949 г.– года образование Китайской Народной Республики (КНР) по 1966 г. – года начала «культурной революции». Основанием для его выделения является изменение социально-политических условий, и как следствие – политики в области культуры. Рассматривая этот период, следует иметь в виду, что первые годы существования КНР были осложнены предшествовавшими внутренними и внешними конфликтами: с 1937 по 1945 гг. - война с Японией, с 1945 по 1949 гг. – гражданская война. В эти годы система образования практически не функционировала. Перед страной стояли задачи восстановление утраченного и внедрение нового. Новое связывалось с реформой образования. Впервые была поставлена задача распространения общего образования на всё подрастающее поколение страны и общедоступности специального образования. Главными вехами реформы стали:
С 1949-го до 1956-го года высшее музыкально-педагогическое образование опиралось на образовательный опыт СССР и непосредственную помощь советских специалистов. В советском опыте особенно ценилась выстроенность системы, четкие нормативы и требования к разработке программ, учебной литературе, методическому обеспечению; сочетание теории, учебной практики и исследовательской работы. Изучение системы подготовки педагогических кадров в СССР легло в основу разработки под эгидой Министерства образования собственного нормативного документа «Учебный план высшего музыкально-педагогического образования» (июль 1952 г.). Действие учебного плана распространялось на все вузы, где готовили музыкантов-педагогов для общеобразовательных школ. План стал юридическим основанием развития высшего музыкально-педагогического образований в современном Китае до 1968 года. В том же 1952-м году Мин.образования и Мин.культуры КНР подготовили совместное «Решение об урегулировании и преобразовании художественного образования всей страны». Документ регламентировал организацию системы художественного образования. В соответствии с этим «Решением», в качестве ведущих учреждений были определены Центральная консерватория и её отделение в Шанхае. Наряду с этим были открыты профильные факультеты в художественных институтах и университетах. Совместно принятый документ регламентировал также:
Динамичное развитие образовательной системы было прервано «Культурной революцией» (1966-1976гг.), которая оказала на систему разрушительное воздействие. Фактически образовательная система перестала функционировать, а лучшие специалисты подверглись репрессиям. Возрождение культуры и всех институтов культуры Китая начинается с 1977 года. Этим годом мы датируем начало третьего периода в истории высшего музыкально-педагогического образования Китая, который продолжился по 90-е годы ХХ века включительно. Содержанием этого периода стало восстановление утраченного и обретение нового. На конференциях педагогической общественности 1979 и 1980 гг. были определены принципы развития высшего музыкально-педагогического образования. Приоритетное внимание было уделено:
В результате предпринятых в этот период усилий число высших педагогических учебных заведений, где преподавались музыкальные дисциплины, возросло с 60-ти в 1981-м году до 100 к 1988-му году и до 200 по состоянию на сегодня. Помимо этого были разработаны формы ускоренного обучения: вечерние университеты, группы повышения квалификации, заочные группы (в том числе, начиная с 1986-го года, - через спутниковое телевидение), и другие. Четвертый период развития системы музыкально-педагогического образования Китая начинается с конца 90х г.г. = 20 \* ROMAN XX века и продолжается по настоящее время. Его содержание определяется политикой реформирования и модернизации всех сфер жизни страны. Основной целью преобразований системы музыкально-педагогического образования стала модернизация, позволяющая обеспечить подготовку школьного учителя музыки = 21 \* ROMAN XXI века. В связи с этим на музыкальных факультетах многих педагогических вузов страны изменяются содержание, формы и методы преподавания. Главные изменения связаны с компьютеризацией обучения и основанном на этом введении новых дисциплин. Модернизация развивается по двум основным направлениям:
В этой области уже имеются значительные достижения. Существенно более сложной в решении оказалась проблема модернизации содержания обучения, предполагающая развитие интеллектуального потенциала будущих педагогов. В ближайшие годы именно на ней и предполагается сосредоточить внимание специалистов. Литература
Рекомендовано к
публикации: | |||
| |||
Copyright (C) 2008, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2008 г. № 0420800031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |