Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2008

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART 1287  

Ноябрь 2008 г.


Песков Игорь Викторович
соискатель по кафедре педагогики и социальной работы Тверского государственного университета, г.Тверь

pedagogika_srkaf@mail.ru


Теоретические основы разработки системы поликультурных компетенций

Поликультурные компетенции принято рассматривать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества [1].

Негативные тенденции развития межэтнических отношений сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Дискриминация «чужаков», национализм, шовинизм, расизм, геноцид -  не стали «забытым» прошлым, а являются фактами сегодняшнего дня. Для того чтобы подрастающие поколения имели определенный «иммунитет» к негативным проявлениям межэтнических отношений образование должно оснастить молодых людей поликультурными компетенциями, среди которых особое место занимают: открытость к межэтническим различиям, способность жить с людьми других культур, языков и религий, готовность к диалогу.

Проблему формирования поликультурных компетенций принято рассматривать в рамках поликультурного образования (см. работы А.Н.Джуринского, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, С.У. Наушабаевой, Л.Л. Супруновой и др. [2-4]). Представляется, что при разработке системы поликультурных компетенций необходимо исходить из того, что:

  • данная система компетенций, является частью системы компетенций, которая формируется у учащихся в процессе образования;

  • система поликультурных компетенций должна быть достаточно полной для того, чтобы стать инструментом конструктивного участия личности в диалоге культур;

  • возможны неоднозначные итоги образовательной деятельности, т.е. ее результаты, могут не только не соответствовать поставленным целям, но и быть прямо противоположны им;

  • ряд компетенций, включенных в систему, могут оказаться «избыточными» для молодых людей (определенного возраста, социального положения, общей культуры)  и могут быть ими отторгнуты.

Поликультурные компетенции являются необходимым, но не достаточным условием успешной профессиональной деятельности в поликультурной профессиональной среде, а также эффективной социализации и саморазвития в поликультурном обществе.

Поликультурные компетенции не могут рассматриваться как простая сумма знаний, умений, способностей, опыта, личных качеств и т.п. Это система взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений, навыков, способностей, опыта, личных качеств, составляющих целое, которое мы можем назвать «поликультурная компетентность». Данная система должна рассматриваться как открытая к изменениям и развитию, а также к иным компетентностным системам.

Один из возможных путей разработки системы поликультурных компетенций – выявление поликультурных компетенций, конкретизирующих ключевые компетенции, которые носят надпрофессиональный и надпредметный характер.  Представляется, что формирование поликультурных компетенций включает несколько направлений:

  • формирование культуры знаний, которая подразумевает высокий уровень знаний о культурном многообразии цивилизации как в пространстве, так и во времени и позволяет адекватно осуществлять активную созидательную деятельность в поликультурном пространстве;

  • развитие культуры поведения, его видов и форм, соответствующих поликультурной среде;

  • формирование эмоциональной культуры адекватной поликультурной среде;

  • формирование культуры саморазвития в поликультурной среде. 

Перечисленные направления взаимообуславливают и взаимодополняют друг друга. Знания об особенностях поликультурной среды определяют виды и формы деятельности. Высокая эмоциональная культура и положительная мотивация при вступлении в диалог культур позволяют преодолевать возможные негативные последствия взаимодействия. Способности к самоизменению и саморазвитию являются необходимым условием личностной мобильности и возможности найти пути конструктивного взаимодействия.

Рассматривая проблему определения структуры компетенции, разные  исследователи в качестве составляющих элементов компетенции называют: знания, умения, навыки, способности, мотивы, ценности, убеждения, опыт, личностные качества и т.д..  Причем, одни делают акцент на компетенции как интегральном, личностном качестве человека, другие - на описании составляющих его деятельности,  которые позволяют ему успешно справляться с решением проблем [5, c.99-100].

Каждую поликультурную компетенцию следует рассматривать:

  • во-первых, как открытую систему, являющуюся структурным компонентом системы компетенций, которыми должен быть оснащен молодой человек в современном динамично развивающемся обществе;

  • во-вторых, как структуру, которая имеет свои особенности, определяемые ролью поликультурной компетенции в жизнедеятельности человека и общества.

Логике нашего исследования наиболее близок подход, при котором поликультурные компетенции  рассматриваются как качества личности, позволяющие осуществлять деятельность в среде, насыщенной проявлениями различных культур [6].

Важным при разработке системы поликультурных компетенций является тот факт, что процесс образования включает в себя три основных взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие. Следовательно, эффективность формирования поликультурных компетенций зависит от согласованности данных процессов и их направленности на общий результат.

Формирование поликультурных компетенций, по нашему мнению, должно проходить в определенной последовательности, которая обеспечивает вступление учащихся в диалог культур как полноценных его участников, а не «безвкусных потребителей». Первостепенным является создания условий для формирования национально-культурной идентичности. При этом, следует учитывать уровень сформированности социокультурной идентичности, историко-культурный контекст и уровень личностного опыта определения этнической идентичности. 

Различия между этническими культурами также являются значимым фактором при содержательном уточнении структурных элементов поликультурной компетенции, т.к. различия могут стать серьезным препятствием  формирования компетентности. Необходимо учитывать, что учитель, являясь носителем определенной этнической культуры и, следовательно, от нее не свободен. Выстраивая образовательную деятельность, он руководствуется ценностями и использует средства, которые отражают его как носителя культуры. Это позволяет предположить, что его профессиональная деятельность, может вступить в противоречие с этническими особенностями учеников и чем сильнее этнические различия, тем значительнее будут противоречия.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что при разработке системы  поликультурных компетенций учащихся следует исходить из следующих теоретических оснований:

  • поликультурные компетенции составляют систему, являющуюся частью системы компетенций, которыми овладевает учащийся в процессе образования;

  • система поликультурных компетенций ориентирована на вхождение учащегося в поликультурное пространство и эффективное его участие в диалоге культур;

  • каждая поликультурная компетенция, в свою очередь, является системой, которая состоит из знаний, умений, навыков, способностей, мотивов, ценностей, убеждений, культуры эмоций, опыта, личностных качеств;

  • формирование поликультурных компетенций имеет определенную последовательность, которая, прежде всего, подразумевает создание условий для развития этнокультурной идентичности;

  • формирование поликультурных компетенций может быть обеспечено лишь целостным образовательным процессом, который включает в себя процессы обучения, воспитания и развития личности;

  • возможно возникновение противоречий между профессиональными целями педагога и личностными особенностями учащегося, если их этнические культуры значительно различаются.

Литература

  1. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов, образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования (ЕФО), 1997.

  2. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.А. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы. // Педагогика. 1999. № 4. – С. 3 – 10.

  3. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. - М., 2002.

  4. Наушабаева С.У. Проблемы поликультурного образования в американской педагогике // Педагогика. 1993. № 1. – С. 104 -110.

  5. Жук О.Л. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета// Педагогика. № 3., 2008. – С. 99 – 106.

  6. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. – М., 2007.

 Рекомендовано к публикации:
И.Д. Лельчицкий, доктор педагогических наук , научный руководитель работы
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционного Совета


Copyright (C) 2008, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2008 г. № 0420800031
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100