| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Ян Бохуа Школьное музыкальное образование в Китае в период “Китайской республики” (1912-1949 гг.) Традиционные для китайской национальной культуры представления о функциях музыкального искусства (духовного совершенствования, идеологической и политической функциях) явились причиной того, что музыка вошла в качестве составляющего элемента в школьное образование новой китайской школы европейского типа [1, с.47]. Период “Китайской республики” (1912-1949 гг.) занимает в этом процессе особое место. Он ознаменовался такими преобразованиями, которые сделали музыку неотъемлемой частью гуманитарного образования, обеспечив ей прочное место в образовательной системе Китая. Как обязательный предмет музыка вводится в общеобразовательные школы Китая в 1912 году. [2, с.96]. В «Предложениях по образовательному курсу страны», с которыми выступил министр образования Цай Юаньпэй (1912г.), подробно аргументируется роль художественного образования в формировании личности и особое внимание уделяется преподаванию музыки в общеобразовательной школе. Этот документ определил новый статус предмета. Уроки музыкального образования перестали быть предметом по выбору и перешли в разряд обязательных как в младших, так и в средних школах. Дальнейшее развитие системы музыкального образования в китайской школе происходило под влиянием “Движения 4 мая 1919 года”, которое возглавила университетская интеллигенция, выступавшая под лозунгом всесторонней демократизации жизни страны, против закрытости и изоляции от внешнего мира. Под влиянием идей “Движения 4-ого мая” в сентябре 1922 года Министерство образования утвердило проект реформы системы образования, разработанный всекитайской организацией “Образовательное сообщество страны”. Проект назывался “Система образования Жэньсюй” («Жэньсюй» в переводе означает «1922г.») Согласно этому проекту была утверждена трехступенчатая структура общеобразовательной школы, которая продолжает действовать и в современном Китае. Дети поступают в школу, когда им исполняется шесть лет. Начальная школа охватывает шесть лет обучения. Средняя школа также рассчитана на шесть лет и включает три года первой ступени и три года второй ступени. Обучение в высших учебных заведениях продолжается от четырех до шести лет. Введение музыкального образования в трёхступенчатую систему китайской школы осуществлялось на основе изданных в 1932 году Министерством образования документов: «Программа музыкальных дисциплин в начальных школах», «Программа музыкальных дисциплин в средних школах» и “Стандарт музыкальных дисциплин в школах старшей ступени” [3, с.76]. Содержание музыкального образования детей и подростков включало пение и игру на музыкальных инструментах. Обучение складывалось в первую очередь как певческое и получило название “школьная песня”. В значительно меньшей степени в обучение вошло и инструментальное музицирование. В школах оно приобрело распространение главным образом во внеурочных формах занятий: самодеятельных ансамблях и оркестрах. Из оркестровых инструментов особой симпатией стали пользоваться духовые. Ансамбли духовых (“банды”) создавались в школах повсеместно. Таким образом, с самого начала становления школьного музыкального образования обучение проходило как в классно-урочной, так и во внеклассной формах. На уроках главное внимание уделялось пению и теории музыки. Во внеклассной работе ведущую роль играло музицирование, в основном — в духовом оркестре [4, с.19]. Такое положение сохранилось, в основном, и по настоящее время. Цель музыкального образования была определена как формирование эстетических ощущений, представлений и тех морально-этически ценностей, которые лежат в основе процветания общества и человека. Основным музыкальным материалом была признана народная музыка Китая. Приоритет отдавался произведениям и жанрам, в которых господствовали мужественные, светлые, жизнерадостные образы. По мысли реформаторов периода «Китайской республики» они должны были способствовать воспитанию сильных и счастливых людей. Серьезное внимание в рассматриваемый период уделялось разработке учебной литературы. В 1933-м году был образован “Комитет по разработке учебников музыки для начальных и средних школ”, а в 1934-м году - “Комитет музыкального образования”. Силами этих комитетов в соответствии с принятыми стандартами в 1935—1936-м годах были разработаны и изданы: «Учебник по музыке для первой ступени начальных школ» и «Учебник по музыке для средних школ». Эти два пособия обеспечивали учебный процесс вплоть до начала в 1937 г. войны с Японией. Литература
Рекомендовано к
публикации: | |||
| |||
Copyright (C) 2008, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2008 г. № 0420800031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |