Шерифзянов Рустам Шамилевич
аспирант кафедры рисунка Московского
педагогического государственного университета, г.Москва
riff83@mail.ru
О процессе
формирования художественного образа в ходе обучения академическому
рисунку
Целью творчества
художника в изобразительном искусстве является создание
художественного образа. Основой создания художественного образа
служит окружающая действительность [1,2]. Рисунок - особая форма
отражения действительности. Особенность его, в отличие от живописи,
скульптуры, прикладного искусства, заключается в своеобразном
выразительном языке, который содержит, помимо композиции (общего
элемента для всех видов изобразительного искусства), такие особенности
как линия, тон, штрих, пятно. Изобразительные материалы,
используемые при создании рисунка, отличают рисунок, к примеру, от
станковой графики или акварельной живописи. Различают два основных
способа изображения в рисунке: тональный и линейный. Рисуя «тонально»,
художник может воспринимать форму объемно или же плоским живописным
пятном. Линейный способ предполагает более аналитическую работу над
конструкцией и строением формы. Для тонального изображения характерны
мягкие материалы и кистевая техника, для линейного – карандаши, тушь и
перо, тростниковое перо, фломастер, угольные карандаши.
Процесс формирования
художественного образа
совпадает с
процессом познания объектов изображения. Изображая предметы или
явления жизни, художник делает их объектом внимательного изучения: от
чувственно-эмоционального восприятия через логическое обобщение к
постижению их сущности. Это обусловливает внутреннее качественное
своеобразие художественного образа, единство эмоциональных и
рациональных начал в его становлении. К.С.Станиславский писал:
«Творчество есть прежде всего полная сосредоточенность всей духовной и
физической природы. Она захватывает не только зрение и слух, но все пять
чувств человека. Она захватывает, кроме того, и тело, и мысль, и ум, и
волю, и чувство, и память, и воображение» [3, с.388].
Исследуя процесс формирования
графического художественного образа на занятиях по рисунку, Л.Г.Медведев
пишет: «Формирование художественного образа представляет собой
неразрывное единство объективных и субъективных начал. Объективное
исходит из существующей независимо от сознания человека
действительности, субъективное связано с эмоционально образным
восприятием художника, его мировоззрением, мастерством. Труд художника,
направленный на изучение основ изобразительного мастерства, требует
углубленного восприятия окружающей действительности. Изучение
окружающего мира, в свою очередь, формирует у него
художественно-образные идеи, которые материализуются в художественных
образах. В этом процессе художник вступает в взаимоотношения не только с
предметом изображения, но и со специфическими выразительными
изобразительными возможностями материала» [4, с.9].
Художественный образ
имеет свои этапы становления.
Он возникает в
сознании художника «... не сразу, а формируется в результате сложной
аналитико-синтетической работы мозга. В процессе постепенного
формирования образа вначале выявляются наиболее существенные признаки
объекта и несколько позже — отдельные детали, которые проявляются с
различной степенью интенсивности и ясности» [4, с.11]. Можно выделить
следующие основные этапы
становления
художественного образа:
1) Этап восприятия
объекта.
Деятельность художника на этом этапе заключается в составлении полного
и верного представления об изображаемом. Объективный мир существует
независимо от наших чувств, но отражение мира - восприятие
человека всегда субъективно. «Художественное восприятие требует тесного
взаимодействия психических механизмов непосредственно отражательного и
интеллектуального уровней» [5, с 194]. От того, насколько верно
воспринимает мир художник, зависит художественная правда им созданного
образа. В процессе восприятия происходит своеобразное оценивание
воспринимаемого, определяется личное отношение к изображаемому. В
процессе формирования образа зрительное восприятие у художника является
определяющим. Отраженный от окружающих предметов свет, попадая на
сетчатку глаза, воздействует на нее — раздражает зрительные рецепторы.
Глаз кодирует полученное изображение и передает информацию в зрительный
центр, находящийся в больших полушариях головного мозга. Зрительный
центр, в свою очередь, принимает и расшифровывает ее.
2) Этап
продуктивно-творческого мышления.
В ходе восприятия в работу вступает логическое мышление,
превращая восприятие в целенаправленное наблюдение. Здесь важными
оказываются знания и опыт. Чувственные впечатления дают начало
мыслительному процессу. Внимательно наблюдая за работой художника, можно
отметить этапы формирования умственных операций в их внешнем проявлении
через интенсивность работы, меняющуюся манеру исполнения рисунка. В
работе художника различимы две стороны мыслительной деятельности. С
одной стороны, это репродуктивная ее часть, которая дает объективные
знания об изображаемом объекте. С другой, — продуктивно-творческая
деятельность, которая характеризуется созданием новых идей, образов,
произведений.
Начиная с глаза —
первичного приемника информации, происходит своеобразное «исправление» и
отбор сведений о внешнем и внутреннем состоянии воспринимаемого объекта.
Благодаря установке сознания на целенаправленное восприятие происходит
выделение определенных характерных признаков предмета из всей массы
информации, поступающей на глазную сетчатку. Созерцая предмет, глаз
человека способен воспринимать его признаки избирательно, в соответствии
с потребностями сознания в каждый данный момент.
Большое значение для
выполнения изображения в конкретном графическом материале имеет цель
наблюдения. Существует тесная связь не только от глаза к мозгу, но и
обратная — от мозга к глазу. Художник не только воспринимает мир таким,
какой он есть, но и создает его образ в момент восприятия. Личностные
установки, особенности и качество зрения, а также цель восприятия
оказывают непосредственное влияние на создание целостного
художественного образа в сознании художника.
Общее и различия
учебного и творческого рисунков.
Форма и законы
построения изображения в академическом рисунке и в творческом рисунке в
принципе одни и те же. Композиция, изобразительные особенности
материала, основа — все это мы находим и в учебных рисунках. Разница же
заключается в степени выразительности самого изображения, в уровне
постижения художественного образа, в достижении совершенства и изящества
исполнения. Можно сделать вывод о том, что творческий рисунок является
логическим результатом процесса развития академического рисунка.
Общее и различия
процессов создания учебного и творческого рисунков.
И в том и другом случае
рисование является одновременно и познавательным и творческим процессом.
Конечная цель одна - создание художественного образа, но в
творческой деятельности художника она выступает более рельефно и ей
подчиняются все элементы и этапы создания рисунка. Вне образного решения
творческий рисунок для художника не имеет смысла. Эскизы и поиски - это
все вспомогательный материал, творческая лаборатория, где формируется и
проходит окончательную проверку образ в сознании художника на уровне
представления будущего изображения.
Познание и
творчество в
искусстве неразделимы, взаимосвязаны и взаимообусловлены. И не только в
том смысле, что творчество без познания невозможно. Элементы творческой
деятельности пронизывают и чувственные представления художника во время
восприятия, и систему понятийных образов на уровне мышления, и процесс
практического осуществления замысла в изобразительном материале. Поэтому
все попытки разделить учебу и творчество в изобразительной деятельности
весьма условны. Выделить в деятельности художника два параллельных, не
зависящих друг от друга механизма, один из которых обслуживает изучение,
а другой — творчество, оказывается невозможно, как нельзя назвать ни
одного вида рисунка, который был бы «чистым отражением», копией природы.
С этой точки зрения,
деление рисунков на учебные и творческие представляется достаточно
условным. Все зависит от тех задач, которые ставит себе рисующий, и
целевой установки учебного процесса. Мы можем говорить лишь о
доминировании учебно-аналитических или художественно-образных задач во
время рисования. Те и другие органично присутствуют в самой природе
академического рисования и являются его отличительными признаками
Как уже неоднократно
подчеркивалось, академическое рисование предусматривает единство
решения учебных и творческих задач. Процесс рисования с натуры
всегда связан с оценкой того, что изображается. Невозможно изолировать
процессы восприятия, мышления, принятия каких-то решений от эмоций и
чувств. Лишь по некоторому преобладанию учебно-аналитического или
эмоционально-выразительного характера деятельности мы условно разделяем
рисование на учебное и творческое, так как во всех рисунках присутствует
и познавательно-аналитическая и эмоционально-выразительная,
творческая сторона.
Подытоживая
сказанное, можно сделать следующие выводы.
-
Все этапы
художественного освоения действительности во время рисования с
натуры взаимосвязаны и имеют явно выраженный творческий характер.
-
В процессе
рисования студенты проходят тот же путь формирования графического
художественного образа, что и художники.
-
Проблема повышения
качества профессиональной подготовки специалиста на
художественно-графических факультетах включает в себя вопросы
развития творческих способностей учащегося в процессе выполнения
учебных работ по рисунку. Обучающийся должен не только владеть
основами реалистического рисунка, но и решать творческие задачи в
учебном рисунке.
-
Повышению качества
профессиональной подготовки специалиста на художественно-графических
факультетах
будет
способствовать разработка системы учебно-творческих заданий и
упражнений, способствующих формированию умений соотносить восприятие
и представление о натуре с художественным образом.
Литература:
-
Жуковский В.И.
Теория изобразительного искусства. Красноярск 2004, 180 с.
-
Пономарев Я.
А..
Психология
творения.
Москва.:
Воронеж,
1999.- 480 с.
-
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. — М.-Л., 1941.
-
Медведев Л.Г. Формирование графического художественного
образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов ХГФ
пед. ин-тов.— М.: Просвещение, 1986.— 159с,ил.
-
Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. — М.: Сов. художник,
1978. — 237с
Рекомендовано к
публикации:
В.К.Лебедко, доктор педагогических наук, научный
руководитель работы
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук,
член Редакционного Cовета |