Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2008

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  1294  

Декабрь 2008 г.


Лю Яньхуа 
аспирант кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

liuyanhua67@list.ru  

Влияние родительского отношения в семейном воспитании на проблемные переживания китайских подростков

Известно, что появление у ребенка эмоциональных проблем, нарушение поведения связано с неблагоприятными событиями в его семье. Для оказания ему реальной и эффективной помощи недостаточно знания психологических особенностей поведения. Нужно знать, что именно приводит к нежелательному поведению.

По определению А.Я. Варги родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков [1]. В каждой семье складывается своя система взаимоотношений детей и родителей, которая определяется характером воспитательных воздействий. Неправильное воспитание способствует развитию патологии формирования личности, негативного отношения к другим, искаженного представления об окружающем мире.

В соответствии с поставленной задачей проведения сравнительного исследования особенностей родительских отношений в семьях подростков, имеющих высокий и низкий уровень проблемной озабоченности, мы проводили обследование 494 подростков в возрасте 12-18 лет, обучающихся в средних школах г. Харбина (Китай). Для изучения проблемных переживаний подростков было избрана методика «Проблемная анкета», разработанная Seiffge-Krenke и апробированная в исследованиях 1984, 1989, 1991 годов. Анкета была адаптирована к российской выборке ранее, в исследованиях Л.А.Регуш в Санкт-Петербурге в 1993, 1996 и 2001 годах [2]. Анкета включает описание 78 проблемных ситуаций из семи областей жизни (школа, будущее, родители, сверстники, другой пол, свободное время и собственное «Я»). Подросткам предлагалось по 5-бальной шкале оценить наличие проблемных переживаний, относящихся к каждой из перечисленных ситуаций. Далее подчитывалась сумма баллов, которую набирает опрашиваемый, определялся средний балл и в соответствии с ним – уровень проблемной озабоченности.

Для выяснения родительских отношений в семьях подростков использовался ряд взаимодополняющих методик: «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого 1990) [3], «Тест-опросник родительского отношения к детям» (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столина) [1] и «Подростки о родителях» (ПоР) (Л.И.Вассермана, И.А.Горьковой, Е.Е.Ромицыной 1995, 2000, 2001) [4].

После анкетирования по «Проблемной анкете» был определен уровень проблемной озабоченности подростков и по этому критерию выделено пять групп респондентов с различной степенью проблемной озабоченности. В группу с самой низкой степенью вошли подростки, у которых показатель проблемной озабоченности находится в интервале от 1,03 до 1,78 баллов по пятибалльной шкале (98 человека). Во вторую группу (с показателем  в интервале от 1,79 до 2,21баллов) вошли 99 человек, в третью группу  (от 2,21 до 2,54 баллов) - 99 человек,  в четвертую группу  (от 2,54 до 3,00 баллов) -  99 человек, и в группу с самой высокой степенью озабоченности (с показателем от 3,01 до 4,40 баллов) - 99 человек. Ниже проводится сравнительный анализ особенностей родительских отношений в группах подростков с самой высокой и самой низкой степенью проблемной озабоченности (ПО).

1. Данные о типах семейного воспитания, полученные с помощью опросника АСВ приведены в таблице 1. Как видно, значимые различия между группами наблюдаются по шкалам «игнорирование потребностей» и «минимальность санкций». Средние значения по шкале «игнорирование потребностей» составили 1,87 балла в группе с низким уровнем ПО и 2,25 балла в группе с высоким уровнем ПО. Это свидетельствует о том, что родители последней группы недостаточно стремятся к удовлетворению потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных. При этом у детей чаще страдают духовные запросы, особенно потребность в эмоциональном контакте, в любви и внимании. Среднее значение по шкале «минимальность санкций» в группе с низким уровнем ПО составило 3,50 балла, в группе с высоким уровнем ПО – 3,09 балла. Это означает, что родители первой группы чаще предпочитают обходиться без наказаний.

 Таблица 1. Средние значения показателей типа воспитания в группах подростков с высоким и низким уровнем проблемной озабоченности, в баллах.

 

Показатели типа воспитания

                 Средние значения

Уровень значения
 t-критерия
( Р )

Группа с низким уровнем ПО

Группа с высоким уровнем ПО

Гиперпротекция - Г+

     5,59

      5,89

0,375

Гипопротекция - Г-

     2,77

      3,23

    0,126

Потворствование - У+

     2,96

      3,38

    0,194

Игнорирование потребностей -У-

     1,87

      2,25

    0,040*

Чрезмерность требований-обязанностей - Т+

     1,18

      1,21

    0,601

Недостаточность требований-обязанностей - Т-

     2,61

      2,59

0,894

Чрезмерность требований-запретов - З+

     2,79

      2,98

0,158

Недостаточность требований-запретов - З-

     1,46

      1,44

0,920

Строгость санкций - С+

     1,93

      2,05

    0,537

Минимальность санкций - С-

     3,50

      3,09

    0,028*

Неустойчивость стиля воспитания - Н

     1,99

      2,17

    0,349

Примечание: ПО – проблемная озабоченность. Существенные различия выделены жирным шрифтом (при * р < 0,05).

По шкале «гиперпротекция» средние значения в обеих группах приближаются к диагностическому значению. Это говорит о том, что чрезмерная протекция является распространенной воспитательной стратегией родителей, что может быть связано с особенностями воспитания в китайских семьях с одним ребенком. Существенных различий между группами не обнаружены, но величина среднего значения показателя в группе с высоким уровнем ПО заметно выше, чем в группе с низким уровнем ПО. Это указывает на то, что родители подростков с высоким уровнем ПО более склонны к излишней опеке своих детей,  осуществлению за подростка выбора жизненной позиции, защите его от «неверных» шагов и поступков. В результате – лишение его самостоятельности и независимости, высокий риск психотравматизма личности подростка, усиление тревожности и мнительности в процессе социализации.

По шкале «гипопротекция» также обнаружено повышенное значение показателя в группе подростков с высоким уровнем ПО по сравнению с показателем для группы подростков с низким уровнем ПО. При гипопротекции подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки». Ныне проблема «вечной занятости»  родителей нередко наблюдается в городских семьях Китая. Воспитание детей, при этом как правило, перекладывается на плечи старшего поколения родственников, либо подростки предоставлены самим себе. При этом подростки не чувствуют личной значимости, ощущают недостаток общения с родителями, не получают своевременной психологической поддержки и защищенности от них. Безнадзорная автономизация порождает у подростков тревожность и растерянность, особенно в трудных жизненных ситуациях.

Средние значения показателя «потворствование» в группе с высоким уровнем ПО заметно выше, нежели в группе с низким уровнем ПО. Это свидетельствует о склонности родителей подростков с высоким уровнем ПО к максимальному и некритическому удовлетворению их потребностей, что формирует у подростка ряд негативных качеств, таких как демонстративность, эгоцентризм, равнодушие к потребностям и нуждам окружающих. Это также может привести к развитию тревожности, если отношение к подростку за пределами семьи не будет соответствовать его завышенным ожиданиям.

Значение показателя «чрезмерность требований-обязанностей» в обеих группах невелико. Несколько выше оно в группе с высоким уровнем ПО. Непомерные требования к ребенку не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, создают риск психотравматизации.

Средние значения показателя «недостаточность требований-обязанностей» в обеих группах велики и близки, что соответствует недогрузке подростка обязанностями в семье. Боясь перегрузки детей в школе, многие родители избавляют их от домашних обязанностей и совершают тем самым ошибку, т. к. в этом случае у ребенка может развиться пренебрежение к труду вообще.

По шкале «чрезмерность требований-запретов» средние значения показателя в обеих группах приближаются к диагностическому значению. Это свидетельствует о том, что воспитательная стратегия родителей китайских подростков характеризуется чрезмерным ограничением и повышенной дисциплинированностью, подростку часто предъявляется повышенное число запретов.

По шкале «недостаточность требований-запретов» средние значения в обеих группах близки и умерены.

Показатель «строгость санкций» имеет повышенное значение в группе с высоким уровнем ПО. Это указывает на положительную связь между строгим наказанием и высоким уровнем проблемной озабоченности подростков.

В группе с высоким уровнем ПО наблюдается повышенное значение и другого показателя - «неустойчивости стиля воспитания»: у родителей подростков этой группы в воспитании чаще наблюдается непоследовательность. Значительное колебание в воспитании усиливает тревожность у подростков.

2. Результаты исследования родительского отношения, полученные с помощью опросника ОРО приведены в таблице 2.

Как видно из рассмотрения таблицы 2, по шкале «отвержение» наблюдается значимое различие между группами (Р=0,024*). Среднее значение в группе с высоким уровнем ПО (50,74) превышает норму (50), символизирующую адекватное родительское поведение: в семьях подростков этой группы больше выражены негативные отношения к подросткам со стороны родителей (такие как злость, досада, раздражение, обида, безразличие). Родители подростков с низким уровнем проблемной озабоченности по большей части испытывают положительные отношения к ребенку, принимают ребенка таким, какой он есть.

 Таблица 2. Средние значения показателей родительского отношения к подросткам с высоким и низким уровнем проблемной озабоченности, в рангах. 

 

Показатели

Средние значения

Уровень значения
t-критерия  ( Р )

Группа с низким уровнем ПО

Группа с высоким уровнем ПО

Отвержение

38,86

50,74

0,024*

Социальная желательность

35,31

27,07

0,009**

Симбиоз

68,58

63,40

0,136

Авторитарная гиперсоциализация

70,05

70,36

0,931

Инфантилизация

55,64

62,82

0,049*

Примечание: * р < 0,05,  ** р < 0,01. ПО – проблемная озабоченность.

Средние значения в обеих группах по шкале «социальная желательность» оказались ниже нормы: для родителей обеих групп не характерно испытывать чувство гордости за детей-подростков, высоко оценивать их способность и личностные качества. Наряду с этим, подростки с высоким уровнем проблемной озабоченности в меньшей степени испытывают сочувствие и доверие со стороны родителей.

По шкале «симбиоз» средние значения показателя выше нормы в обеих группах. Это означает, что родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. В семьях подростков с низким уровнем проблемной озабоченности более выражено желание исключить межличностную дистанцию в отношениях с ребенком.

По шкале «авторитарная гиперсоциализация» средние значения в обеих группах велики и близки между собой. Высокое значение этого показателя означает, что в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм, родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку свою волю, не в состоянии встать на его позицию. Можно полагать, что при чрезмерном авторитаризме возникновение проблемных переживаний у подростков оказывается неизбежным.

По шкале «инфантилизация» средние значения в обеих группах превышают норму. Это свидетельствует о том, что родители стремятся приписать ребенку личную и социальную несостоятельность. Причем сильнее это выражено у родителей подростков с высоким уровнем проблемной озабоченности. Рассматривая подростка как неприспособленного, неуспешного, открытого для дурных влияний, родители снижают уровень требований к нему, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

В целом, полученные результаты свидетельствуют о том, что существует тенденция к авторитарным и симбиотическим отношениям с детьми у родителей обеих групп подростков. У родителей подростков с высоким уровнем проблемной озабоченности более выражены эмоциональное отвержение и инфантилизм, и менее выражена социальная желательность.

3. Результаты исследования отношения подростков к семейному воспитанию, полученные с помощью опросника ПоР, представлены в таблице 3.

 Таблица 3. Средние значения показателей отношения к семейному воспитанию у подростков с высоким и низким уровнем проблемной озабочености, в баллах. 

 
Показатели

                          Средние значения

Уровень значения
 t-критерия ( Р )

Группа с низким уровнем ПО

Группа с высоким уровнем ПО

POZ - позитивный интерес

3,04

2,24

0,000***

DIR - директивность

              2,23

 

2,98

    0,000***

HOS - враждебность

2,46

3,74

    0,000***

AUT - автономность

3,18

2,48

    0,000***

NED - непоследовательность

2,91

3,53

    0,000***

         

Примечание: * р < 0,05,  ** р < 0,01,  *** р < 0,001. ПО – проблемная озабоченность.

 Как видно из рассмотрения таблицы 3, средние значения оценок в обеих группах близки к трем баллам, что соответствуют норме, символизирующей адаптивное поведение. Вместе с тем, между группами обнаруживаются значимые различия в средних значениях по всем шкалам (показателям) (при р < 0,001). Это свидетельствует о существовании разницы в оценках родительского воспитания подростками с высоким и низким уровнем проблемной озабоченности.

Сопоставление оценок по показателю «Позитивный интерес» позволяет заключить, что подростки с низким уровнем проблемной озабоченности в большей степени осознают психологическое принятие их родителями. Они чаще считают, что родители им доверяют, не стремятся достигнуть почитания своего авторитета, прибегая к грубой силе и безраздельной власти; что у родителей доминируют любовь и уважение к ним, а родительские запреты действуют только на фоне их любви.

«Директивность» в родительских отношениях подростки видят в тенденции к лидерству; в стремлении к управлению и коррекции их поведения. Сопоставление оценок по этому показателю позволяет, во первых,  говорить об отсутствии выраженности данного стиля родительского отношения в обеих группах, и, во-вторых указывает на то, что подростки группы с высоким уровнем ПО в большей степени склонны считать родителей властными в отношениях с ними.

«Враждебность» ярче выражена в восприятии родительских отношений подростками с высоким уровнем ПО (3,74 балла -выше нормы), чем у подростков с низким уровнем ПО (2,46 балла). «Враждебность» родителей часто описывается подростками как подозрительное отношение, соблюдение дистанции по отношению к ним. У родителей при враждебной воспитательной практике на первый план выступают агрессивность, жестокость и самоутверждение властью и силой. Такие родители представляются детям эмоционально-холодными и отвергающими. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между родителями и детьми и обусловливает повышенный уровень напряженности и эмоциональной неуравновешенности детей.

Оценка по шкале «Автономность» (которая рассматривается подростками как слабый конроль и заниженные требования-запреты со стороны родителей) значительно ярче выражена в восприятии родительских отношений подростками с низким уровнем ПО (3,18 балла), нежели подростками с высоким уровнем ПО (2,48 балла).

Оценка по шкале «непоследовательность» в группе с высоким уровнем ПО превышает норму и составляет 3,53 балла (в группе с низким уровнем ПО оценка соответствует норме и составляет 2,91 балла). Высокая оценка по этой шкале соответствует представлению о родителе, как о человеке непредсказуемом, переходящем  от очень строгого к либеральному стилю воспитания или, наоборот, от психологического принятия ребенка к эмоциональному его отвержению вне зависимости от серьезности событий. При этом подросток лишен возможности предвидеть, как родители отреагируют на его поведение. Это повышает тревожность, мнительность у подростков.

В целом, родительская воспитательная практика представляется детям-подросткам обеих групп адаптивной. Вместе с тем, подростки с высоким уровнем проблемной озабоченности чаще отмечают «враждебность», «непоследовательность», «директивность»  родителя, и реже - «позитивный интерес» родителя и  свою «автономность».

Подводя итоги проведенного анализа, можно заключить, что:

- во-первых, для родителей подростков, вне зависимости от степени их проблемной озабоченности, характерны три доминирующих стратегии воспитания ребенка:  гиперпротекция, авторитарная гиперсоциализация и симбиоз. У родителей слабо выражена социальная желательность. Это может быть связана с традиционной установкой семейного воспитания и структурным положением современной семьи в Китае.

- во-вторых, в семьях подростков, имеющих высокую проблемную озабоченность, в большей степени выражены негативные отношения к ним со стороны  родителей, такие как игнорирование потребностей, гипопротекция, чрезмерность требований-запретов, отвержение, инфантилизация, враждебность, непоследовательность. Родители подростков с низким уровнем проблемной озабоченности по большей части испытывают положительное отношение к ребенку (социальная желательность, позитивный интерес), подразумевающее психологическое принятие и демократичность в воспитательном воздействии.

Литература

  1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. Просвещение. Учебная литература. - М., 1996.

  2. Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12-18 лет: Коллективная монография / Редколлегия: Л.А. Регуш,  В.В. Семикин, Е.В. Алексеева, Б. Кирш. - СПб., РГПУ, 2000. - 130 с.

  3. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.

  4. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. Пособие. - СПБ.: Речь, 2004. - 256 с.

Рекомендовано к публикации:
Л.А.Регуш, доктор психологических наук, научный руководитель работы
А.А
.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционного Cовета


Copyright (C) 2008, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2008 г. № 0420800031
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100