| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Фомина Наталия Алексеевна К вопросу о культурно-патриотическом воспитании учащихся колледжей милиции средствами музыки Можно с различных позиций подходить к проблеме культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции, по-разному трактовать цели, задачи и методы этого воспитания. В любом случае представляется бесспорным, что оно должно опираться на фундамент отечественной культуры, ориентироваться на национальные духовные ценности, базироваться на национальной идее, как она понимается философами, культурологами, социологами, педагогами, искусствоведами. В решении этой проблемы существенную помощь может оказать обращение к истории отечественной музыкальной педагогики XIX века. Этот период может быть назван «золотым веком» русской музыки. Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков, Чайковский – таков далеко не полный перечень музыкантов, в деятельности которых национальная идея получила кристаллически-чистое выражение. Причём не только в их произведениях (операх, симфониях и др.), но и в их философско-эстетических и педагогических воззрениях, запечатлённых в письмах, статьях, публичных выступлениях и т. д. Обращение к творческому наследию классиков русской музыки, к их концептуальным философским, культурологическим и педагогическим позициям, способно оказать сегодня реальную помощь при определении приоритетов в области культурно-патриотического воспитания и образования. Всестороннее рассмотрение данной проблемы немыслимо также без обращения к философским идеям В.С. Соловьёва, Е.Н. Трубецкого, В.В. Розанова, И.А. Ильина, В.В. Зеньковского, Н.А. Бердяева и др. о русской культуре как особом феномене в истории мировой цивилизации; об особом самосознании и нравственном идеале россиян; о специфике русского пути цивилизации и культурного развития. Расстановке методологически важных акцентов при рассмотрении проблемы могут служить концептуальные положения русских дидактов и реформаторов образования, выступавших в XIX в. с идеями внедрения народных идеалов и нравственных приоритетов в учебно-воспитательный процесс. Анализ художественной и педагогической практики русских композиторов XIX века позволяет выявить сущность, генезис русской национальной идеи в отечественной музыкальной культуре XIX века, определить формы её проявления в музыкальном воспитании и образовании. Важный вывод заключается в том, что национальная направленность художественного творчества Глинки, Даргомыжского, Балакирева и Римского-Корсакова не является прерогативой исключительно композиторской деятельности, но закономерно распространяется на их воспитательную и образовательную деятельность, поскольку « педагогическая подсистема» является составной частью, элементом «художественной системы» в целом как творческого направления в искусстве, школы (в данном случае «новой русской школы»), нормы и принципы которой распространяются на все составляющие её элементы. Обобщение опыта музыкально-просветительской и музыкально-образовательной деятельности названных мастеров позволяет сделать вывод о том, что за относительно короткий исторический период им удалось создать фундамент отечественной системы музыкального и культурно-патриотического воспитания и обучения, базирующийся на русской национальной музыкально-образовательной идее и тех ценностях, которые имманентно присущи этой идее. Исходя из сказанного, естественным представляется обращение в современной практике музыкального и культурно-патриотического воспитания к традиционной национальной идее с заложенными в ней категориями, высокой нравственности, добра, истины, любви, эмпатии межличностных взаимоотношений и др.; естественна реставрация этой идеи, сопровождаемая попытками утвердить и закрепить её в фундаменте образовательной «политики» в стране. Выступая как своего рода концентрат аксиологических предпочтений и значимостей для большинства россиян, как система исторически выработанных и откристаллизовавшихся ценностных ориентации, эта идея имеет все основания стать центральным вектором в современной российской образовательной стратегии и тактике. Сказанное приводит нас к убеждению, что духовным стержнем культурно-патриотического воспитания будущих сотрудников отделов внутренних дел (ОВД) может и должна стать национальная идея, которая обеспечит преемственность традиционных духовно-нравственных ценностей. На современном этапе социального, экономического и политического переустройства общества, в условиях перехода к новым государственным, межнациональным, межрегиональным и общественным отношениям эффективность защиты граждан, борьба с правонарушителями во многом зависит от нравственной и общекультурной готовности сотрудников ОВД к охране правопорядка. Преступность является своеобразным индикатором состояния общества. Ее рост усиливает социальную роль правоохранительных структур. Основной задачей подготовки специалистов ОВД является воспитание патриота и культурного человека. Необходимость совершенствования профессиональной подготовки, повышения культурно-патриотического уровня учащихся колледжей милиции подчёркивается в нормативно-правовых документах Правительства и МВД РФ [1-3]. Степень доверия населения к милиции невысока, бытует мнение, что ее сотрудники коррумпированы и применяют насилие. Никакими материальными благами, устрашающими мерами невозможно заставить человека быть добрым, порядочным, не за страх, а за совесть исполнять законы государства и моральные принципы общества. Именно поэтому, сегодня культурно-патриотическое воспитание (КПВ) будущих сотрудников ОВД выступает как важнейшая задача совершенствования профессиональной подготовки учащихся колледжей милиции. Вместе с тем, КПВ учащихся колледжей милиции средствами музыки на сегодняшний день не разработано ни в теоретическом, ни и практическом отношениях. Существует противоречие между потребностью в культурно-патриотически воспитанных сотрудников ОВД и недостаточной разработанностью процесса КПВ (и в частности - средствами музыки) учащихся колледжей милиции, осуществляющих их подготовку. Это определяет актуальность постановки исследования возможности культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции средствами музыки. Исходя из специфики предмета деятельности – музыки, нами разработаны критерии культурно-патриотического воспитания:
На основе анализа исторических аспектов эстетического, нравственного и патриотического воспитания личности разных эпох мы предлагаем определить понятие «культурно-патриотическое воспитание будущих сотрудников ОВД» как процесс целенаправленного, систематического и организованного педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, в целом, личность учащихся с целью развития у них: разносторонней эмоционально-чувственной сферы, социально-нравственных, эстетических (в том числе музыкально-художественных), общественно-художественных ценностей. В состав культурно-патриотического воспитания входят следующие компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой (с учётом национальной специфики и социокультурных условий общества). Можно выделить также следующие аспекты культурно-патриотического воспитания:
В результате культурно-патриотического воспитания у учащихся формируются и развиваются:
В нашем исследовании проблема КПВ рассматривается в социокультурном аспекте. Предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности учителя и личности учащегося, где ведущее значение приобретает потенциал личности будущих сотрудников ОВД, их потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию. Особый простор для КПВ будущих сотрудников ОВД представляет собой внеаудиторная музыкально-эстетическая работа в различных её формах, как кружковых (инструментальные, хоровые, музыкально-театральные кружки и др.), так и массовых (посещение концертов, музыкальных театров, музеев; организация творческих встреч с известными музыкантами, героями ВОВ, ветеранами ОВД, героями России и др.). Литература
Рекомендовано к
публикации: | |||
| |||
Copyright (C) 2008, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2008 г. № 0420800031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |