Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2009

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART 1346  

Август 2009 г.

Каримбеков Самат Ахатович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры  английского языка факультета международных экономических отношений Ташкентского университета мировой экономики и дипломатии, докторант кафедры педагогики Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами, г. Ташкент

samat1520zangiota@yahoo.com

К вопросу о генезисе педагогических парадигм в истории Узбекистана начала ХХ века

Идеи реформирования и модернизации национальных систем образования сегодня актуальны на всем постсоветском пространстве. Вместе с тем, далеко не всегда легко найти сведения об особенностях этих процессов, тенденциях и противоречиях. Более того, далеко не всегда обзоры авторитетных международных фондов  (таких, как Европейский Фонд Образования, Всемирный Банк, Международный Банк Развития и Реконструкции, Азиатский Банк Развития и др.) на ближнюю и среднесрочную перспективу, проведенные для той или иной страны, например Центральной Азии, применимы по отношению к педагогическим реалиям и перспективам в другой, соседней республике.

Появившиеся в начале 1990-х годов на политической карте мира молодые полиэтничные,  мультикультурные государства Евразийского континента осуществляют поиск адекватных образовательных решений, учитывающих интересы всех представленных в обществе этнокультурных групп. Не является исключением и многонациональный Узбекистан, педагогическая наука которого испытывает в настоящее время сложный период трансформации и адаптации к новым  экономическим реалиям и геополитическим условиям.

Современный этап развития системы образования в Узбекистане характеризуется активным поиском путей перспективного развития в условиях переплетения различных:

  • философско-образовательных течений, порой консервативно-деструктивных;

  • религиозно-педагогических учений, порой реакционно-экстремистских;

  • воспитательных теорий, порой  размывающих гуманистические устои и ценностно-смысловую ориентацию воспитания и обучения.

Исследование генезиса педагогических парадигм  начала XX века находится в русле осмысления мировоззренческих идей прошлого столетия.  Такого рода исследование представляется весьма актуальным с позиций необходимости выработки национальной образовательной программы с учетом традиционных ценностей, противостоящих ксенофобии и межнациональной розни и сложившихся на протяжении многовековой истории народа [1, с.3-7]. Важное значение имеет актуализация гуманистически ориентированных идей и положений, направленных на воссоздание,  сохранение и развитие наиболее ценной части генетического ядра, сосредоточенного в педагогическом наследии Узбекистана. Не проследив историю педагогических парадигм, хотя бы на протяжении  последнего века, нельзя осознать современное состояние и перспективы системы образования республики. 

Фундаментом духовно-нравственной образовательной среды Узбекистана начала XX  века являются нравственные идеи Корана, хадисов, мысли восточных ученых энциклопедистов,   духовное наследие широко известных энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока:  Алишера Навои, Захириддина Бабура, Абу – Райхана Беруни, Аль – Хорезми, Боборахима Машраб,  Мирзы Улугбека, Фараби, Абу - Али Ибн-Сины и многих других. Это наследие составило мощный пласт философских идей в  культуре Мовараунахра (древнее название Туркестанского края) и положило основу исследований в рамках ислама по сравнительной типологии и восточной компаративистике в Центральной Азии.  Этот период известен в истории как период Восточного Ренессанса. Восточные энциклопедисты смогли создать пласты знаний, перемещающиеся из Азии в Европу, становясь достижением всего человечества.

Считается, что первым восточным ученым компаративистом был Махмуд Кашгарий.  Ибн Сино (Авиценна) создал теорию морфологии и синтаксиса тюркского языка. Замахшарий систематизировал грамматику арабского языка и подготовил основу для первых лексикографических работ по арабистике. Беруни переводил научные труды, написанные на санскрите, на арабский язык. Ал-Хорезми изобрел десятичную систему  исчисления.

На территории современного Узбекистана существовали два ханства – Кокандское и Хивинское, а также Бухарский эмират, в которых сохранялись патриархально-родовые отношения и средневековые порядки [2, с.43-52]. Отличительная черта восточного феодализма состояла в сохранении рабовладения, которое существовало вплоть до присоединения Средней Азии к России [3, с.2-4].  Национальная философия народа складывалась на протяжении многих тысячелетий. На базе идей ученых, писателей, художников мирового масштаба, обладавших универсальными познаниями в различных сферах жизнедеятельности человека,  формировались культурные и познавательные ориентиры, придававшие образованию социальную направленность.

Дискурсивная панорама педагогических парадигм Туркестанского края начала прошлого века характеризуется приоритетом религиозной схоластики. В тот период начиналось кардинальное реформирование идеалов мусульманского духовного мира, были начаты реформы в области мусульманской теологии:

  • Аль Фикх (доктрина о правилах поведения и исламский комплекс социальных норм);

  • Тафсир ал-Кур’ãн (комментарий, толкование Корана);

  • Табãкат (арабская историография, особая ветвь биографического жанра о жизни поэтов, визирей, грамматистов, проповедников, рецицаторов Корана, факихов, суфиев).

Исходя из потребностей культурного и научного знания появлялись новые хронологические серии  «биографии поколений» [4, с.127-128]На протяжении прошлого столетия в образовании Туркестанского края можно проследить несколько парадигмальных тенденций: национальный реформизм,   национальный    консерватизм,  национальный    модернизм [5, с.2-5]. В той или иной степени все они дистанцировались от традиционно схоластического обучения, свойственного религиозному образованию начала XX века. Первые две тенденции оказались непродолжительными, хотя их фрагментарные всплески наблюдались на всем протяжении ХХ столетия.  Наиболее устойчивой и продуктивной, научно-обоснованной и национально-ориентированной оказалась третья парадигма – национальный модернизм. Идея национального центральноазиатского модернизма (поднятая туркестанскими джадидами) выразилась в стремлении к сочетанию обновления с традиционной системой образования.

До появления джадидов образование определялось установлениями ислама, за соблюдением которых строго следило духовенство. В системе образования существовало четыре типа учебных заведений:  мактабы, медресе, карыханы и далаилханы. Существовала довольно густая сеть этих конфессиональных учебных заведений, где училось значительное число мальчиков в возрасте 6-15 лет.  Обучение велось на арабском и персидском языках. После выучивания алфавита ученик приступал к изучению «Хафтияка» - книги на арабском языке, содержащей те главы Корана, которые чаще других использовались мусульманином при совершении религиозных обрядов. После «Хафтияка» ученики приступали к чтению «Чоркитоба», составленному много столетий назад на персидском языке  Шарафутдином Бухари и позже дополненного Фариддином Аттором. Книга знакомила с религиозными обрядами и постулатами шариата, содержала наставления нравственно-религиозного характера. Затем переходили к чтению сборников стихов поэтов классиков Востока – Суфи Аллаяра, Хафиза, Бедиля, Навои, Физули и других. Обучение письму считалось трудной задачей. При обучении письму в качестве руководства использовалась книга «Муфрадот» и «Саводи таълим» поэта - просветителя Муниса. В дальнейшем изучалась книга религиозно-нравственного содержания «Далаил уль-хайрат» («Стремление к добродетели»).

Военные экспедиции генералов Кауфмана и Скобелева в 1871-1874 гг. привели к тому, что часть территорий ханств вошли в состав Российской империи. Начала развиваться торговля с Россией, оживилась культурная жизнь [6, с.7-8]. В образовании получила реальное воплощение парадигма национального модернизма - в виде новометодных школ - школ джадидов. Вдохновителем движения джадидов явился Исмаил Гаспринский, основавший газету «Таржимон». Во главе движения по созданию школ джадидов стояли: Ахмад Дониш, Закирджан Фуркат, Мукимий, Хамза Хакимзода, Садриддин Айни. К этому движению следует отнести также педагогов-демократов Абдукадыра Шакурия, Саидахмада Сиддикия, Исматуллу Рахматуллаева [7, с.10-15].

Абдукадыр Шакурий (1875-1943 гг.) стал одним из первых, кто всесторонне изучив опыт европейского образования, и в частности структуру русских гимназий, основал в 1901 году новометодную школу  в своем родном селе Ражабаминда под Самаркандом. Учебный процесс в школе характеризовался введением в традиционную систему обучения приемов, разрабатываемых джадидами. Основным дидактическим материалом для учащихся служила книга татарского педагога Абдухади Максуди «Муаллими аввал». Вместе с тем, в программу обучения были введены такие предметы, как арифметика, география, природоведение. В классы ставились парты и устанавливались доски. Были введены текущие экзамены, а также - взаимное посещение уроков преподавателями.

Школу  Абдукадыра Шакурий посещали Хамза Хакимзода, Садриддин Айний и Мирзо Абдувохид Мунзим. Первыми книгами, написанными Абдукадыра Шакурий для использования в новометодной школы были:  «Рахнамои савод» («Начальное обучение», 1907 г.) и «Жамеул-хикоят» («Сборник рассказов», 1911г.). Содержание «Жамеул-хикоят» включало 48 различных воспитательных текстов, состоящих из прозаических и поэтических произведений. Наряду с произведениями традиционных восточных писателей (Фирдавсий, Низомий, Саъдий, Жомий)  книга включала басни И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лиса»; рассказы написанные Л.Н. Толстым – «Дедушка и внук», «Два друга», «Детство».  В 1913 году вышли в свет еще две книги Абдукадыра Шакури: «Алифбе таълими» («Книга для чтения») и «Зубдатул ашъор» («Сборник поэтических произведений»).

Шагом, потребовавшим от Абдукадыра Шакурий большого личного мужества, стал переход к совместному обучению мальчиков и девочек, а также  введение в учебную программу курса русского языка. Впоследствие школа, которой руководил Абдукадыр Шакурий стала первым учебным заведением, где начали преподавать трудовое обучение и музыку. В трудовом обучении внимание уделялось семеноводству и садоводству, плотницкому делу и столярному. 

Деятельность прогрессивного педагога была замечена, и  в 1923 году в газете «Правда» Абдукадыр Шакурий был объявлен одним из 27-ми победителей конкурса передовых  учителей общеобразовательных школ всей Советской страны.

Работа педагогов новометодных школ в Самарканде оказала значительное влияние на дальнейшее развитие просвещения в Туркестанском крае в первой четверти XX века и позволила осуществить поэтапную трансформацию  в  содержании образования. Как и любое новшество, оно происходило в  борьбе с местным консерватизмом,  хотя сторонники новометодных школ старались не затрагивать основных  устоев традиционного образования.

Многие черты национального модернизма, появившись в начале XX  века, хотя и вступали в известное противоречие с аскетическими канонами и традиционными формами, развивались на всем протяжении прошлого столетия благодаря:

  • творческой переработке традиционных основ,

  • принятию новых основ,

  • взаимодействию с западной, в том числе с русской культурой,

  • включению в социально-культурную жизнь общества и государства.

Анализ генезиса педагогических парадигм начала XX  века на территории Узбекистана дает возможность определить механизм педагогических ответов на вызов времени и убеждает в том, что фундаментальные основы новой парадигмы развития системы образования Узбекистана должны включать в себя ту часть историко-педагогического наследия, которая доказала свою ценность и способна стать основой модернизации образования.   

Литература 

  1. Шкабара И.Е. Генезис парадигм воспитания в отечественной истории VIII-XVII вв.- Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.- Екатеринбург, Уральский госпедуниверситет.- 2007. – 43 с.

  2. Чебров Г.Н. Опыт разработки хронологии культурной жизни дореволюционного Туркестана. 1865-1900. – Сборник научных трудов ТашГУ. Выпуск 281. – Ташкент, 1966.- С. 43-52.

  3. Мухаммаджанов А. Развитие школьного образования узбекского народа после присоединения Средней Азии к России (1865-1917 гг.). Автореферат дис…к.п.н. по спец. 730- теория педагогики.- Москва, АПН ССР НИИ Теории и истории педагогики, 1969.-18 с.

  4. Ислам: Энциклопедический словарь.- М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.-315 с.

  5. Куранов М. Научно-педагогические основы национального воспитания в общеобразовательных средних школах Узбекистана. - Автореферат дис… д.п.н. по специальности 13.00.01- теория и история педагогики - Ташкент, УзНИИПН имени Т.Н. Кары-Ниязова, 1998.-40 с.

  6. Лукашова Н.М. Научная и  просветительская деятельность русских исследователей в Средней Азии в конце XIX начала XX века. В.П. Наливкин. - Автореферат дис…к.п.н. по специальности – 07.00.02- история СССР.- Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова,  1991.-22 с.

  7. Фаттаев М.А. Видные педагоги (Атокли педагогларимиз). – Под  ред. В. Рахманова.- Изд. 2-е перераб. и доп. – Ташкент.- Издательство «Укитувчи».- 1988.- 52 с. (на узбекском языке)

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционного Совета


Copyright (C) 2009, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2009 г. № 0420900031
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100