| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Арутюнян Изабелла Арташесовна Музыкально-педагогические традиции как основа формирования профессионального опыта педагога-музыканта Традиции и педагогический опыт различных национальных фортепианных школ недостаточно изучены и не используются в практике вузовской подготовки будущих учителей музыки. А в рамках общего музыкального образования вопросы изучения музыкально-педагогических традиций еще не нашли адекватного отражения ни в содержании предметных циклов, ни в структуре учебного процесса, ни на уровне образовательных технологий. Вместе с тем, в условиях вариативности образовательных программ важность понимания традиций различных национальных фортепианных школ возрастает. Освоение таких традиций способствует формированию целостности представления о национальной культуре как своего, так и других народов [1]. Осмысление и адаптация (в рамках преемственности) музыкально-педагогического опыта выдающихся представителей различных национальных фортепианных школ могут быть эффективно использованы в практике вузовской подготовки будущих учителей музыки. Изучение профессионального опыта педагогов-музыкантов прошлого и настоящего, сравнение и сопоставление различных форм, методов, приемов обучения и воспитания позволяют проникнуть в сущность музыкально-педагогических традиций, обеспечивают творческую интерпретацию полученной информации и использование её в работе со студентами. Понятие «традиция» восходит к глаголу tradere, означающему «передавать». Передаваемый предмет не обязательно материален. Это может быть и определенное умение или навык. Сохранение традиции предполагает наличие ценностного отношения к передаваемому. Действительно, для того, чтобы нечто передалось, нужно, чтобы это нечто представляло собой определенную ценность с точки зрения народа или группы людей. Главное наполнение традиции – это сам факт ее отбора как ценности, которую нельзя позволить себе утерять. Только понимая традицию как ценность, можно говорить о ней как о содержательной форме преемственности культуры.
Как показывает история исполнительского искусства, музыкально-педагогические традиции не остаются неизменными, но движутся по пути обогащения своего внутреннего содержания. Изменения происходят достаточно медленно с сохранением всего положительного и постепенным дополнением и введением новых ценностных элементов. Музыкально-педагогические традиции, как часть музыкальных традиций, с прошлых столетий и до нашего времени передаются из поколения в поколение, от учителя к ученику на основе преемственности.
Традиции в музыкальной педагогике – это не набор определенных «приемов игры». Они обеспечивает непрерывность творчества. Чувство традиции является «природной потребностью» [2]. Традиция выступает как своеобразное средство социализации человека и интеграционный механизм в системе культуры. Музыкальные традиции ориентированы на сохранение и последовательное обогащение высоких образцов деятельности. Т.Г.Мариупольская [3] отмечает, что отступление того или иного педагога-новатора от укоренившихся стандартов и стереотипов является приметой продолжения и развития традиции. Передача опыта, как части традиций происходит через специфический комплекс действий и осуществляется в виде передачи знаний, умений, навыков, практических действий. Воспроизводятся эти традиции по «живому образцу», по его описанию в книгах, словесных воспоминаниях современников, по записям исполнения музыкальных произведений. В.Ю.Григорьев [4] видит путь передачи традиций, живущих «в последователях, известных учениках той или иной «педагогической школы». Музыкально-педагогические традиции формируются в процессе обобщения огромного пласта «откристаллизовавшегося» профессионального опыта выдающихся педагогов-музыкантов. Этот пласт складывается из профессионального опыта многих поколений. В свою очередь «кирпичиками», из которого складывается профессиональный опыт многих поколений педагогов-музыкантов является индивидуальный опыт педагога-музыканта. Движущей силой формирования и музыкально-педагогических традиций, и профессионального индивидуального опыта является процесс обобщения профессионального опыта многих поколений педагогов-музыкантов. Таким образом, музыкально-педагогические традиции и профессиональный (индивидуальный) опыт педагога-музыканта глубоко взаимосвязаны. Выстраивается своеобразное движение по восходящей спирали от индивидуального профессионального опыта педагога-музыканта к коллективному опыту педагогов музыкантов многих поколений («педагогической школе») и далее, через обобщение этого опыта – к традициям, которые в свою очередь являются базисом для формирования нового индивидуального профессионального опыта педагога-музыканта. Анализируя содержание понятий «традиция», «музыкальная традиция», «музыкально-педагогическая традиция», представленные в научно-педагогической литературе [5 - 7] и др., мы уточняем понятие «музыкально-педагогическая традиция» (применительно к профессиональной подготовке будущих учителей музыки), как значимый компонент музыкальной традиции, выступающий в качестве своеобразной кладовой педагогического и исполнительского опыта, в создании которого участвовали многие поколения музыкантов. Музыкально-педагогические традиции могут выступать в качестве «механизма преемственности позитивного опыта» [8], как единство народной и профессиональной традиции в музыкальном искусстве, традиций в исторически сложившихся связях и отношениях с музыкальными культурами соседствующих народов. Эти традиции ориентированы на сохранение и обогащение высоких образцов музыкальной культуры, сформировавшихся в фортепианных школах на протяжении жизни и деятельности нескольких поколений. Развивая педагогическое мышление, используя арсенал обучающих и воспитывающих средств, будущий педагог-музыкант ищет свои подходы, свою манеру работы. Его профессиональный опыт формируется на основе собственных предпочтений, индивидуальности и потребностей в работе в процессе сравнения, анализа, обобщения изученного опыта различных поколений, национальных школ. Изучение наследия выдающихся музыкантов-педагогов способствует совершенствованию процесса профессиональной подготовки учителей-музыки. Профессиональный опыт педагога-музыканта, несущий в повседневную деятельность элементы новизны, формируется с ориентацией на то, что уже достигнуто. Таким образом, музыкально-педагогические традиции могут рассматриваться как основа формирования профессионального опыта педагога-музыканта. Литература.
1. Юдин А.П.
Национальная идея в русской музыкальной педагогике
XIX
века. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 69 с.
Рекомендовано к
публикации:
| |||
| |||
Copyright (C) 2010, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2010 г. № 0421000031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |