| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Высоцкая Светлана Ивановна Антропологический подход к отбору содержания и процессу педагогической подготовки учителя Суть профессии педагога и его миссия состоят в разностороннем планомерном развитии человека, в содействии становлению его личности и индивидуальности посредством формирования различных его качеств, в том числе способности к самостоятельному развитию. В этом смысле можно рассматривать антропологическую составляющую его профессиональной подготовки как важное системообразующее начало, в немалой степени обеспечивающее целостный подход и к профессиональной подготовке педагога, и к содержанию всей его деятельности. Ведь и вся педагогика – это наука о человеке, взятом в аспекте целенаправленного развития его личности. Антропологический подход к отбору содержания и процессу педагогической подготовки учителя - один из факторов, определяющих стратегию педагогического образования, наряду с системно-деятельностным и культурологическим подходами. Взятые вместе, они составляют одно из методологических оснований построения педагогической теории содержания образования и процесса обучения. Культурологический подход соотносится, в первую очередь, с формированием культуры мышления педагога, определяя способ рассмотрения содержания образования в процессе его реализации. Он воплощает гуманистическую ориентацию образования и противостоит доминировавшему в течение многих лет подходу, не оставляющему места для широкого демократического понимания социальных функций человека и воплощения в реальность соответствующей позиции в содержании образования и в процессе обучения. Результатом узкой трактовки этой проблематики является определение содержания образования, представляющее его как слегка сокращенные основы наук, изучаемых в школе, или как совокупность знаний, умений и навыков, «привязанных» тоже к основам наук. Одно из следствий такой ориентации, например, - преподавание в средней школе литературоведения вместо литературы. В наибольшей степени установкам гуманистического мышления соответствует представление о содержании образования как педагогически адаптированном социальном опыте во всей его структурной полноте, включающем помимо «готовых» знаний и опыта осуществления известных способов деятельности, также опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений [1]. В рамках концепции, основанной на таком подходе, содержание и методы обучения образуют систему педагогической деятельности, открывающей возможности формирования личности человека, приобщенного к гуманистической культуре. Учитель, владеющий знаниями о человеке, не забудет о конечном предназначении всего, чему его учили в вузе. Личностно значимой для него будет и задача гуманизации образования – построение отношений участников образовательного процесса на основе смены стиля педагогического общения от авторитарного к демократическому, осуществление принципа уважения к личности и учет в содержании образования задачи реализации ее духовного потенциала. Сущностью образовательного процесса при этом становится целенаправленная трансформация социального опыта в опыт личностный, приобщающий человека ко всему богатству культуры. В ходе этого процесса осуществляется гражданское воспитание. За годы учебы учащиеся должны не только узнать свои права, свободы и обязанности Необходимо научить их уважать права и свободы личности, научить проявлять национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Смысл образования состоит в том, чтобы воспитать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных, добропорядочных граждан. При этом нужно быть готовым к противодействию деятельности в этом направлении. Поэтому формирование у самого педагога способности иметь и отстаивать собственную гражданскую позицию должно быть существенной частью его профессиональной подготовки. Ни один из упомянутых подходов и элементов профессиональной культуры, если мы хотим подготовить педагога по-настоящему высокой квалификации, не должен существовать в изоляции от других подходов и элементов. Уязвимое место педагогической науки – в склонности универсализировать что-то одно, как правило, действительно в данный момент и в данных условиях эффективное, будь то средство, концепция, подход, опыт. Между тем, любое педагогическое средство работает лишь в определённом системном контексте. Что касается демократического стиля общения, то он предполагает отношения сотворчества, диалог, поощрение самостоятельности, формирование способности к индивидуальному интеллектуальному усилию, готовности к свободе выбора и т. д. Как учение о человеке, формирующемся в сфере образования, педагогическая антропология синтезирует результаты многих наук о человеке: философии, биологии, социологии, педагогики, психологии, истории и др. Культуру создает человек, а культура – человека. Поэтому в метафорическом смысле можно согласиться с образной формулировкой В.М.Видгофа: культура – объективированный человек, а человек – субъективированная культура [ 2]. В педагогической интерпретации это высказывание выглядит как характеризующее связь социального и личностного опыта. Тогда образовательная деятельность выступает как процесс трансформации первого во второй. Однако эта трансформация должна происходить не как процесс простой субъективации имеющегося социального опыта, а как приобщение в первую очередь к гуманистическим ценностям и к формированию соответствующих эмоционально-ценностных отношений к действительности. Поэтому важной частью содержания антропологической культуры выступает раскрытие роли образования в выявлении и предупреждении рецидивов силовой культуры с ее доминантами агрессии, насилия, подавления и уничтожения личности. Чтобы передать обучаемым полное содержание образования учитель должен представлять себе совокупность ценностных отношений, выступающих перед ним как цель. В литературе выделяются следующие основные ценности, знание которых принадлежит не самой педагогике, а является основным содержанием именно антропологической культуры: нравственные (свобода, сострадание, скромность, справедливость); религиозные (вера, реликвии, образы); эстетические (красота, эмоции, чувства); материальные (природные ресурсы и явления, орудия труда, жилье, одежда); физиологические (жизнь, питание, воздух, вода, труд, здоровье). Все ценности взаимосвязаны и образуют систему ориентаций общества и личности. Они представляют собой дифференциацию человеком объектов по их значимости для него, формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, взглядах, убеждениях, интересах, чувствах, поведении, в отношениях личности – то есть в том, что составляет уникальный внутренний мир человека, основу его индивидуальности. Наиболее значимыми являются социально-педагогические ценности: ребенок, его нравственное и физическое здоровье, детство как важный период жизни человека, педагогическая деятельность как средство приобщения к культуре, трансформация социального опыта в личностный. Вечными, непреходящими общечеловеческими ценностями, отношение к которым должно быть достоянием каждого, являются: человек, жизнь, здоровье, семья, земля, природа, труд, мир, Родина, образование, культура, наука, нравственные качества личности, такие как доброта, честность, порядочность. Они могут быть положены в основу ценностной системы антропологической культуры педагога. Ориентация на эти ценности, заложенная в Законе РФ об образовании, позволяет отнести к важнейшим антропологическим целям общего образования следующие: содействие самоопределению личности, создание необходимых условий для ее самореализации; обеспечение уровня общей культуры личности, адекватного мировому, ее интеграция в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, включенного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспитание трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, бережного отношения к окружающей природе, нравственного поведения в семье и обществе. Другая часть содержания антропологической культуры педагога – знания о человеке, о его природе, о движущих силах становления и развития его личности, назначении и смысле жизни, о духовных ценностях и их значении в жизни человека, о соотношении биологического и социального начал в нем, о его нравственных обязанностях по отношению к самому себе и другим людям, о совершенствовании отношений между людьми, о способах саморегуляции деятельности и поведения и т.д. В системе ценностных ориентаций учителя важную роль играет ее профессиональная направленность, в основе которой лежит потребность в педагогической деятельности. Это – интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической работой, наблюдательность, педагогический такт, воображение, организаторские способности, общительность, справедливость, требовательность, настойчивость, целеустремленность, уравновешенность, выдержка, адекватная самооценка, профессиональная работоспособность, духовные, прежде всего, познавательные способности и интересы, интеллектуальная активность, чувство нового, готовность к педагогическому самообразованию. Кроме того, в составе антропологической культуры педагога можно выделить в качестве самостоятельного элемента содержание внутреннего мира человека, включающее особый настрой эмоций, чувств, переживаний, поведения и т.п. Профессионально это проявляется, в первую очередь, в умении учителя общаться с детьми. Общение занимает ведущее место во взаимодействии учителя с детьми. Через общение передается человеческая культура. Его характер влияет на формирование ценностного отношения детей ко всему спектру действительности. Стиль общения педагога с учениками существенным образом определяет восприятие ими личности учителя, возникновение симпатии или антипатии к нему, желание или нежелание совместно трудиться, и т.д. Антропологическая культура педагога находит воплощение во взаимоотношениях учителя и учащихся, воспитателя и воспитуемых, обучающего и обучаемых, преподавателя и студентов. Особенности этих отношений: переход от групповых форм взаимодействия к индивидуальным; реализация личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании; эмоциональная окрашенность отношений обучающего с обучаемыми, на фоне которых осуществляется совместный поиск жизненных ценностей и норм общения; постоянный контроль и своевременная помощь обучаемому в его самопознании, саморазвитии и самореализации; воспитание у него культуры отношений к самому себе, другим людям, природе и обществу. Еще один компонент содержания антропологической культуры - способность осуществлять рефлексию, по отношению к собственной профессиональной деятельности. Педагогическая сущность рефлексии заключается в том, что она входит, с одной стороны, в объективно протекающий учебно-воспитательный процесс в качестве одного из видов деятельности педагога, а с другой – является фактором совершенствования всего этого процесса. Формированию гуманистической личностно-профессиональной позиции педагога по отношению к обучаемым способствует включение в учебные планы по педагогике спецкурсов «Гуманизация учебно-воспитательного процесса», «Рефлексия в деятельности учителя», «Основы педагогического общения», «Основы антропологической культуры педагога», «Профессиональная культура учителя». В практике работы оказались эффективными такие ее виды, как систематическое участие будущих и начинающих учителей в специальных тренингах, деловых и ролевых играх, дающих возможность использовать и отрабатывать различные личностно ориентированные способы обучения, к которым относятся: диагностика умственного развития, ситуационное проектирование, смыслопоисковый диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, учебные игры, эвристические методики и т.д. Все эти виды работы позволяют ставить преподавателя и студента в личностно равноправные позиции, когда педагог не столько учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует общее и профессиональное саморазвитие. Антропологический подход к подготовке педагога позволяет самым непосредственным образом откликаться на вызовы современности, противостоять тенденции к архаизации образования и тем самым преодолевать помехи на пути модернизации всех сфер общественной жизни. Литература 1.Теоретические основы содержания общего среднего образования. Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М., 1983. 2. Видгоф В.М. О культурно-антропологическом измерении непрерывного образования. //Психолого-антропологические и культурологические подходы в системе непрерывного образования. Томск, 1997.
Рекомендовано к публикации: | |||
| |||
Copyright (C) 2010, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2010 г. № 0421000031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |