| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Карлов Игорь Викторович К вопросу об условиях формирования педагогических взглядов славянофилов Нынешний этап развития просвещения в Российской Федерации характеризуется многообразием теоретических подходов к различным аспектам учебного процесса и воспитательной деятельности образовательных учреждений, но при этом подчас уделяется недостаточно внимания наследию отечественных педагогов. В частности, педагогические взгляды славянофилов изучены далеко не в той мере, в какой они того заслуживают. Нам представляется, что изучение педагогической составляющей творчества славянофилов сегодня актуально по нескольким причинам. Славянофилы:
Мы поставили перед собой цели: проанализировать условия формирования славянофильских взглядов на просвещение и провести экспликацию основных педагогических идей славянофилов. Для достижения данных целей необходимо было решить следующие задачи:
Предпосылкой возникновения славянофильских взглядов на просвещение является традиционный для русского народа подход к обучению и воспитанию как к важной и духовно значимой задаче человека и общества. «Нет никакого сомнения, - писал А.С. Хомяков, - что русская народная стихия разовьётся и принесёт, во всех отраслях знания и деятельности человеческой, огромный вклад, которым пополнится большая часть прежних недостатков» [1, С.145]. В этом отношении славянофилы являются наследниками народной педагогики, суть которой так удачно выразил П.Ф. Каптерев: «Жизнь по совести, по-божьи, по душе – вот истинно высокая жизнь, вот идеал, к осуществлению которого нужно стремиться...» [2]. К осуществлению такого идеала и стремились славянофилы, опираясь на опыт организации педагогического процесса в допетровской Руси. Наиболее близки славянофилам характерные для педагогики XVII века призывы к самовоспитанию и самосовершенствованию человека, причём понимать эти призывы следует не в контексте индивидуалистической самореализации всеми возможными путями, а как преодоление первородной греховности путём смирения, как спасение души через Веру, Надежду, Любовь. У братьев Аксаковых, Киреевских, А.С.Хомякова, Ю.Ф.Самарина, В.А.Черкасского и их единомышленников, как и у наших предков в древнерусский период, любовь к человеку, забота о нём соседствовали с пониманием непререкаемого авторитета Священного Писания, и в этом смысле славянофилов можно считать представителями православной педагогики. Для них воспитание являлось гораздо более существенной стороной педагогического процесса, ибо оно готовит душу к вечной жизни, в то время как образование нужно для адаптации ребёнка во временной земной жизни. При этом славянофилы понимали, что процесс христианского воспитания возможен лишь в том случае, если дети будут жить во всей полноте церковной жизни, а бездумное и бездушное зазубривание истин православия, принуждение к изучению его наукообразной стороны нисколько не приближают детей к Богу. Кроме того, славянофилы позаимствовали в православной педагогике понимание семьи не как механического соединения родных по крови людей, а как хранительницы уклада жизни, обычаев и ценностей, завещанных предками, как примера великой силы и великой благодати любви. Вместе с тем, теоретическим фундаментом для педагогических взглядов славянофилов являются идеи XVIII века, века рационализма и Просвещения, сформулированные в работах В.Н.Татищева, Е.Р.Дашковой, А.А.Прокоповича-Антонского, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева, А.Ф.Бестужева и др.:
Все перечисленные педагогические постулаты стали позже основой воззрений славянофилов. Философской базой для славянофильской педагогики стал синтез идей отечественных и зарубежных богословов и мыслителей (в первую очередь Г.Гегеля, Ф.Шеллинга, Л.Фейербаха). Но в качестве составной части педагогических взглядов представителей православно-русского направления мысли следует рассматривать и их собственное философское творчество. Особое внимание славянофилы уделяли философии истории, так как, с их точки зрения, смысл истории заключается в неизбежной смене эпох, когда господство западного подхода к просвещению уйдёт в прошлое под влиянием принципов православно-русской цивилизации. Эти принципы хранятся русским народом и православной церковью, которая представлялась славянофилам добровольным слиянием отдельной личности с братьями по вере, а образованного сословия со своим народом. Религиозный пафос славянофильской философии предопределил своеобразие разработанных ими онтологических подходов, исходящих из понимания материализма как учения, «противного нравственности, у которой он отнимает разумную основу» (А.С.Хомяков). Являясь философами-идеалистами, славянофилы разработали концепцию двойственности человеческой личности. С их точки зрения, «внутренний» человек призван победить грешного «внешнего» человека путём постоянного духовного труда, работы над своей личностью, борьбой с властью греха, в чём и виделась славянофилам истинная цель просвещения. Причём самосовершенствование, считали сторонники славянофильских воззрений, имеет значение не только для самого человека, но и для всего социума, для всех единоверцев. Таким образом, понимание соборности объединяет славянофильскую антропологию и теорию познания. Первый основной постулат славянофильской гносеологии: истиной обладает не отдельная личность, а все православные соборно. Второй основной постулат: к процессу познания необходимо подключать как интеллектуальные, так и духовные силы личности. Только синтез знания и религиозно-нравственных ценностей является конечной гносеологической целью, считал А.С.Хомяков: «Приобретение знания не многотрудно, приобретение же высшего нравственного развития есть высшая задача для человека, и многие люди, лишённые по обстоятельствам жизни знания научного, но глубоко проникнутые нравственным светом, ближе к полному просвещению, чем многознающие, но лишённые силы жизни духовной» [1, С.351]. Педагогические взгляды славянофилов закономерно возникают в контексте развития отечественной общественно-политической мысли, отражают насущные задачи русского общества, обусловлены ходом истории. Сопоставление воззрений славянофилов и взглядов В.Ф.Одоевского, близкого к ним по принципам построения гносеологической теории и по оценке места русской культуры в мире, А.С.Пушкина, находившегося в тесных дружеских связях с кругом славянофилов, Кс.А.Полевого, видевшего опасность в разделении «просвещённого сословия» и народа, позволяет нам сделать вывод о том, что точка зрения славянофилов, при всей своей самобытности, является квинтэссенцией педагогических подходов, обсуждавшихся в обществе в перовой половине XIX века. Славянофильская идеология в образовательной сфере складывалась также под влиянием противоречивых идей и действий правительства. На первый взгляд, может показаться, что созданная министром просвещения С.С.Уваровым теория официальной народности отвечала чаяниям славянофилов. Действительно, министр считал, что в умах и душах молодого поколения должны соединиться «образование правильное, основательное, необходимое в нашем веке, с глубоким убеждением и теплой верою в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего отечества» [3]. Знаменитая триада С.С.Уварова «православие, самодержавие, народность» напоминает построения славянофилов, но внешнее сходство скрывает глубинные противоречия. Главное различие в позициях славянофилов и идеологов эпохи Николая I состоит в том, что для А.С.Хомякова и его сторонников исходной точкой является свобода, а для правительственных кругов – государственная необходимость. Философы и поэты славянофильского круга стремились к воплощению идеалов Святой Руси, а С.С.Уваров был вынужден действовать административными мерами, опираясь на чиновников. Сравнительный анализ теории официальной народности и основных постулатов славянофильства чётко обнаруживают разницу в подходах к базовым понятиям. Самодержавие в правительственных кругах понималось как самовластие верховного чиновника, а среди славянофилов - как «печалование» царя за народ; православие одними воспринималось в виде обрядового послушания светским и духовным властям, другими - как свет подлинной веры, не терпящей принуждения; для чиновников народ – податное сословие, для славянофилов – хранитель высших ценностей, которые надо от него воспринять и развить. Славянофилы указывали на самые болевые точки просвещения первой половины XIX века: несоответствие народному духу, бездумное заимствование западного опыта, всеобщее подчинение букве инструкций и циркуляров, умерщвление животворящей веры в угоду видимости политической монолитности государства и народа. В письме И.С.Аксакову от 23 октября 1861 года Ю.Ф.Самарин дал резкую, но справедливую оценку результатам правительственной деятельности в сфере народного просвещения: «Все-таки целое поколение, а, может быть, и больше испорчено навсегда для жизни. Заразы, которой оно прониклось в спертом воздухе казенных закрытых заведений, ничем не вытравишь» [4]. Славянофилы с горечью видят, как разрушаются основы русской цивилизации. Стремление противостоять деструктивным тенденциям и сохранить традиционные духовные ценности обусловило магистральные линии славянофильской педагогики: патриотизм, духовность, значимость семейных связей, осознание единства личности и народа. Эти неформально воспринимаемые ценности, которые могут быть обозначены как соборность, трактовались славянофилами в качестве внутренне присущих русским людям. Однако следует подчеркнуть: основоположники славянофильства считали, что соборность априори заложена в любом народе, в человеке любого вероисповедания. Важнейшим достижением славянофилов является осознание просвещения в качестве общего дела личности, семьи, социума и государства. И.С.Аксаков писал: «...Семьею и обществом человек воспитывается как член семьи или общества вообще, а не как духовно-определённая личность, которая, напротив, поглощается ими – в принципе. Школьное же учение призвано действовать непосредственно на личные дары юноши, развивает их, изощряет его личные духовные орудия, вооружает его личным мышление и знанием; оно приготовляет его к жизненной деятельности, даёт ей направление и определяет почти всегда его последующее отношение к жизни и обществу» [5]. Рассмотрев условия формирования воззрений славянофилов на образование и воспитание, мы пришли к выводу: учитывая опыт организации просвещения в XVII-XIX веках и состояние современной им общественно-политической мысли, славянофилы на серьёзной богословской и философской базе создали оригинальную систему педагогических взглядов. Литература 1. Хомяков А.С. О старом и новом. Статьи и очерки. М.: Современник, 1988. 2. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. С. 201. 3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М.: Высшая школа, 1993. С. 176. 4. Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М.: Терра, 1997. С. 208. 5. Аксаков И.С. Отчего так нелегко живётся в России? М.: РОСПЭН, 2002. С. 664.
Рекомендовано к публикации: | |||
| |||
Copyright (C) 2010, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2010 г. № 0421000031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |