Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2010

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART 1407  

Май 2010 г.

Лю Цзинь
аспирант кафедры музыкального воспитания и образования,  Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

liujing831@yandex.ru

Подготовка оперных артистов в консерваториях Китая: структура и содержание образовательной системы

Оперный театр европейского типа существует в Китае на протяжении последних ста лет. Представленный собственно европейской оперой и родившейся в середине прошлого века под ее влиянием китайской национальной оперой, он является сегодня важнейшей и вместе с тем весьма проблемной областью художественной культуры страны.

В ряду наиболее актуальных задач, решение которых необходимо для успешного функционирования оперного театра, центральной несомненно является подготовка кадров исполнителей. Вместе с тем, эта задача еще не стала предметом научного осмысления. Настоящая статья  посвящена оценке состояния системы подготовки оперных певцов в Китае. Оставляя за рамками работы анализ конкретных методик, мы сосредоточили внимание на важных на наш взгляд моментах организации и оценке качества подготовки оперных исполнителей.  

С самого начала основной базой подготовки исполнителей европейской и китайской национальной оперы в Китае стали консерватории. Первым специальным высшим музыкально-образовательным учреждением Китая стала Шанхайская консерватория, основанная в 1927 году по инициативе выдающегося музыканта и музыкального педагога Сяо Юй-мэй и общественного деятеля Цай Юань-пэй [1]. До этого обучение музыкантов-специалистов велось в ряде университетов, где существовали факультеты музыки. Масштабы этого обучения были невелики, а система профессиональной подготовки в большинстве случаев несовершенна [2,c. 53].

В число педагогов Шанхайской консерватории вошли русские музыканты из числа эмигрантов, ряд музыкантов из других стран, а также известные китайские музыканты, получившие образование за рубежом: Ху чжоу-шуань, Чжу Ин, Ин Шан-нэн, Чжао Мэй-бо, Сяо Шу-сянь, У Бо-чао, Ли Вэй-нин[2,c.57].

В 1949 году, вскоре после образования Китайской Народной Республики, в городе Тяньцзин была открыта вторая консерватория, переименованная позднее в ''Китайскую Центральную консерваторию''. В 1958 году она перебазируется в Пекин и получает особую поддержку и внимание правительства. Педагогический состав этого учебного заведения формируется, в основном, из известных китайских музыкантов. Вслед за этим на северо-востоке, севере, северо-западе, в центральном и южном Китае открываются местные консерватории: Тяньцзинская (1958), Шеньянская (1958), Уханьская (1958), Гуанчжоуская имени Синхая (1958), Сычуаньская (1959), Сианская (1960), Китайская (1964).

К настоящему времени в Китае действуют девять консерваторий [3,c.18], причем две из них - Китайская Центральная и Шанхайская консерватории рассматриваются как элитные учебные заведения. Число обучающихся сегодня в системе подготовки оперных артистов достаточно для того, чтобы обеспечить функционирование музыкальных театров страны. Однако, качество подготовки исполнителей на протяжении многих лет сохраняет проблемный характер.

Для того, чтобы составить представление о содержании консерваторной подготовки оперных артистов в Китае рассмотрим Учебный план по специальности ''Вокальное исполнительство'' вокального факультета Китайской Центральной консерватории – ведущего в этой области учреждения страны [4].

В соответствии с Учебным планом, цель специальной вокальной подготовки заключается  «...в освоении студентами навыками владения голосовым аппаратом и стилевыми особенностями исполняемой музыки ». Задачи будущих певцов состоят  « в овладении основными теоретическими знаниями в области вокальной музыки, навыками звукоизвлечения, техникой исполнительства и репертуаром» [5]. Иными словами, выпускник консерватории должен в совершенстве владеть своим голосовым аппаратом, вокальным репертуаром, знать, понимать и реализовать на практике стилевое своеобразие исполняемой музыки. Но заявленные цель и задачи, как нам видится, входят в противоречие с теми нормативами, которые заложены в действующий Учебный план. Главными на наш взгляд его недостатками являются следующие.

1. Недопустимо малое число часов, отводимых на индивидуальные занятия с педагогом по вокалу – всего два часа в неделю. До конца 90-х гг. прошлого века в Шанхайской и Центральной консерваториях эта норма составляла три часа в неделю, но затем она была сокращена до двух часов с тем, чтобы увеличить набор студентов. В периферийных же консерваториях  эта норма была и пока остается на уровне одного часа в неделю. Компенсировать недостаток учебного времени призваны  коллективные занятия по вокалу (один час в неделю в течение первого курса). В ходе коллективных занятий педагоги должны дать основные теоретические знания по строению голосового аппарата, звукоизвлечению и стилистике вокальных произведений. Студентами также должны быть усвоены основные навыки, необходимые для правильного пения, в том числе: положение тела, осанка, дыхание, дикция, и т.п., для чего в частности используются видео-аудио записи известных исполнителей. В отводимое же на  индивидуальные занятия время педагоги должны оценить уровень вокальных способностей и подготовки студентов и далее корректировать при необходимости изъяны постановки голоса, развивать вокальные данные. В течение каждого года студенты должны выучить не менее десяти произведений китайских композиторов и не менее десяти - зарубежных.

2. Недостаточное число часов, отводимых на сольфеджио Занятия  проводятся на протяжении лишь четырех семестров.

3. Полное отсутствие класса камерного пения, а это – существенная и по значимости и по объему часть исполнительского репертуара, в котором имеется и своя специфика исполнения и многообразие стилей.

4. Крайне ограниченная оперная подготовка певцов. Оперный класс существует (шесть семестров по два часа в неделю), однако содержание занятий ограничивается разучиванием отдельных арий (на IV-V курсах – по три-четыре арии) и фрагментов сцен. Из сценической подготовки присутствует только танец (два  семестра по два часа групповых занятий). Как самостоятельная дисциплина, сценическая подготовка учебным планом не предусмотрена. Актерское мастерство в программе обучения также отсутствует. Предполагается, что артистизм будет развит в процессе работы над репертуаром. Однако нет постоянных исполнительских площадок (оперных театров при консерваториях). Целиком оперные спектакли не ставятся. В результате у выпускников консерваторий к окончанию обучения нет в репертуаре партий целиком, опыта сценической работы, в том числе с режиссером, что является исключительно важной составляющей квалификации оперного артиста.

5.  Ограниченность и крайняя обобщенность требований к содержанию текущей работы и формам отчетности, представленным в Поэтапном плане обучения.  В требованиях  не просматривается специфически вокальная подготовка оперного певца (звук, техника, дикция и т.п.). Не определены и те взаимосвязанные-взаимообусловленные принципы работы, которые образуют систему, в вокальной педагогике называемую школой, тогда как школа и организация вокального образования являются базовыми условиями качества подготовки оперного певца.

Сказанное выше о сложившейся в Китае консерваторной системе подготовки оперных артистов свидетельствует как о достижениях в этой области, так и о наличии проблем.

Основные достижения связаны с созданием сети консерваторий, равномерно распределенных по регионам страны. При консерваториях открыты музыкальные школы и училища. Взаимодействие названных учебных заведений составляет трех-ступенчатую систему музыкального образования. Разветвленная сеть этих комплексов способствует выявлению одаренной молодежи, являясь одним из факторов обеспечения доступности образования. К педагогической деятельности в консерваториях привлечен ряд выдающихся вокалистов, многие из которых совершенствовали исполнительское мастерство за рубежом, обладают опытом сценической работы.

Основные проблемы же связаны со структурой и содержанием консерваторского образования оперных артистов.

- катастрофически мало отводится часов на индивидуальные занятия с педагогом (400 часов за весь период обучения, тогда как в России – 1600, в Италии такие занятия ежедневны, а в частных формах обучения – 2-3 раза в день); как результат - действует групповой способ обучения тем профессиональным умениям, которые требуют индивидуального подхода

- сокращен ряд дисциплин, необходимых именно для оперной подготовки артистов (сценическая подготовка, оперный класс, сценическая практика). Последнее вступает в противоречие с основной тенденцией развития современного оперного искусства «...сейчас можно говорить об оперном мастерстве вообще, не разделяя его на вокальное и актерское, ибо требования к оперному театру возросли настолько, что эти два компонента, даже доведенные до совершенства, не могут удовлетворить современного зрителя, если выступают порознь» [6].

Такое положение дел во многом обусловлено недостаточеным финансированием консерваторного образования. Но многолетнее пребывание в жестких финансовых условиях оказало влияние и на сложившиеся подходы к самому главному – вокальной подготовке оперных исполнителей, по-существу лишенной методологического и методического обеспечения,  соответствующего мировым достижениям в этой области. Результатом этого стала многолетняя неконкуретность консерваторного образования Китая в подготовке оперных певцов. И это при том, что нация обладает великолепными природными вокальными ресурсами.

Осознание недостаточности профессиональной подготовки в консерваториях Китая вызывает у многих одаренных выпускников желание продолжить образование за рубежом. Широкое распространение получило  зарубежное постконсерваторное обучение и стажировки. Однако, это доступно преимущественно лишь выпускникам Шанхайской и Центральной консерваторий, имеющим возможность получить стипендии для обучения за рубежом. Чаще всего они выбирают музыкальные вузы России, Германии, Италии, Франции, Великобритании.

Сложившаяся практика подготовки оперных исполнителей породила проблему, которая оказывает значительное влияние на художественный уровень оперного театра Китая: талантливая молодежь остается жить и работать за рубежом. На ведущих оперных сценах мира выступают прославленные оперные звезды, такие как Лян Нин, Дилибайэр, Фань Цзин-ма, Тянь Хао-цзян и другие.

В заключение отметим, что ситуация в области художественной культуры в целом и оперной в частности, в самые последние годы стала анализироваться на государственном уровне. По результатам анализа начали приниматься решения, способные кардинально улучшить ситуацию в области подготовки музыкантов. Представляется важным, чтобы комплекс принимаемых решений  затрагивал разрешение и тех проблем в подготовке музыкантов, которые мы обозначили в рамках настоящей статьи.  

Литература.

  1. Лю Цзинь. К вопросу о влиянии русских музыкантов на становление оперной культуры в Китае // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. ART 1323, Апрель 2009. – СПб., 2009. - Гос. рег. № 0420900031. – URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1323.htm  (дата доступа 15.05.2010)  

  2. Ван Чжи-чэн. Музыканты русской эмиграции в Шанхае. Шанхай, 2007. -579с.

  3. Цзюй Ци-хун. История китайской музыки 1949-2000.Хунанъ, 2002. – 238c.

  4. Китайская Центральная консерватория. (на китайском языке) (электронный ресурс) // URL: http://www.ccom.edu.cn/ (дата доступа 15.05.2010)

  5. Условия приема и обучения Китайской Центральной консерватории в 2010-м году, (на китайском языке) {электронный ресурс) // URL:   http://www.ccom.edu.cn/jxjg/yjsb/zsxx/sszs/  (дата доступа 15.05.2010)

  6. Вокальное искусство. Визуальный словарь. (электронный ресурс) // URL: http://www.vslovar.ru/cult/1205.html (дата доступа 15.05.2010)

Рекомендовано к публикации:
И.Н.Налетова, кандидат искусствоведения, научный руководитель работы
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии


Copyright (C) 2010, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 20
10 г. № 0421000031
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100