Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2010

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART 1453  

Сентябрь 2010 г.

Буторина Татьяна Сергеевна
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения Института строительства и архитектуры, Северный (Арктический) федеральный  университет, г.Архангельск
t.butorina@narfu.ru

Кабринская Нина Исаковна
заместитель начальника учебно-методического управления, Северный (Арктический) федеральный  университет, аспирант кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения Института строительства и архитектуры, Северный (Арктический) федеральный  университет, г.Архангельск

mars2284@mail.ru

Учительские кадры Архангельской губернии в первой четверти XIX века

Как свидетельствуют данные историко-педагогических исследований, целенаправленная подготовка педагогических кадров в России началась в последней четверти XVIII века. Одним из первых о необходимости подготовки учителей из «русских людей» заговорил В.Н. Татищев. Прогрессивные идеи В.Н. Татищева и других российских просветителей были подхвачены и развиты нашим земляком М.В. Ломоносовым. Его предложение «об отборе способных молодых россиян для обучения в Академии получило реальное осуществление в 1748 году, когда Синод разрешил выбрать для университета по десять человек из Московской славяно-греко-латинской академии, Новгородской и Александро-Невской семинарий» [1, c. 84]. Кроме того, при отсутствии учителей он «предложил привлечь к преподаванию лучших студентов» университета [1, c. 159]. Благодаря усилиям российских просветителей в 1779 году при Московском университете открывается первое учреждение по подготовке учителей - педагогическая семинария. [5, c. 135].

В эпоху Екатерины II проблема нехватки собственных учительских кадров в России стала еще более острой. Дело в том, что в стране повсеместно открывались учебные заведения: во всех губернских городах - главные народные училища, а в уездных – малые народные училища. Первый опыт подготовки учителей для народных училищ был наработан Учительской семинарией, открытой еще в 1783 году при главном народном училище Санкт-Петербурга. Кроме того, на главные народные училища была возложена обязанность по подготовке учителей для училищ.

Реформы начала XIX века потребовали дальнейшего совершенствования государственной системы подготовки педагогических кадров. Важнейшим стратегическим документом времени Александра I, определяющим главные направления российской образовательной политики, явились «Предварительные Правила Народного Просвещения». В нем были намечены пути решения ключевой проблемы - обеспечение образовательных учреждений квалифицированными учительскими кадрами, укрепление их общественного положения, поскольку именно от этого зависел успех и темпы реформ во всех сферах общественной жизни. В соответствии с идеями, заявленными в «Правилах», правительство провело комплекс мероприятий по решению данного вопроса.

Сеть учебных заведений, создаваемая в целях подготовки учителей, представляла собой иерархическую систему. Университеты, а также открытые при них педагогические институты «образовывали» учителей для гимназий и училищ округа. Главный педагогический институт готовил «Учителей… для всех Училищ в Империи» [9, c. 1133]. Гимназии, в свою очередь, выпускали учителей для уездных и приходских училищ (7, с. 627). Кроме того, выпускники духовных семинарий обязаны были учительствовать в приходских училищах.

Интересно, что законодательные документы того времени содержали требования к поступающим обучаться на «педагогические должности». Так, особое внимание обращалось на наличие «удостоверения» об «отличном поведении, дарованиях и успехах в науках и способностях потребных для наставника». Такое «удостоверение» обязательно выдавалось после окончания гимназии, духовного или частного училища. При этом необходимо было иметь хорошее здоровье и даже правильное «телесное сложение», вместе с тем, должны отсутствовать «природные недостатки, препятствующие быть Учителем». Претенденты на учительскую должность подвергались испытаниям на знание «Закона Божия, Священной Истории, Российской Грамматики, Риторики вообще и первым началам Логики, Латинского языка, Арифметики, Геометрии, некоторым сведениям Физики, достаточных сведений по Истории, Географии Математической, Российской и всеобщей».

Студентов к «педагогической должности» готовили в течение шести лет. На «предварительном» курсе в продолжение первых двух лет «вновь принимаемые воспитанники» получали сведения о «высших науках», круг которых был достаточно широк, что позволяло испытать «свои способности преимущественно в какой-либо части». Наиболее успешные воспитанники по окончании «предварительного» курса «производились в Студенты». Следующий «окончательный» курс, длительность которого составляла три года, посвящался предметам, выбранным студентами для будущего преподавания в должности учителя. На последнем шестом году изучался курс «Педагогии» - «метода преподавания».

Важно, что порядок подготовки будущих учителей включал в себя не только освоение «высших наук» и «педагогии», но и формирование таких качеств, как самостоятельность, умение «сообразить и привести в порядок всё слышанное ими», воспитание «благонравия», обучение различным методическим приёмам. По окончании учебного заведения выпускников, обучавшихся за счёт государства, обязывали прослужить в учебном ведомстве шесть лет [9,с.1134].

Однако принимаемые правительством меры не могли дать столь быстрого результата. Педагогов, особенно в губерниях, по-прежнему чрезвычайно не хватало. Поэтому были предприняты следующие важные шаги, способствующие решению кадровой проблемы. Во-первых, «состоящих в подушном окладе людей» и «отличавшихся талантами и знанием наук или изящных искусств» стали принимать на учительские должности, что, в свою очередь, обеспечивало доступ к учительской работе «вольноотпущенных, обывателей, мещан, купцов» и повышало их социальный статус [8, c. 10]. Во-вторых, в 1815 году Комитет министров разрешил содержать при гимназиях особых стипендиатов для подготовки из них учителей приходских и уездных училищ. В-третьих, правительство позволило вести преподавательскую деятельность по совместительству, то есть «Профессорам и Учителям преподавать учебные предметы в разных классах и разных местах» [10, c. 3].

Поднятию престижа «службы по Учебной части» способствовал императорский указ о соотнесении учительских должностей с чинами Табели о рангах. Положение государственного служащего повышало социальный статус учителя и давало возможность дальнейшего продвижения по службе. В то же время учителя приходских училищ не получали государственных чинов, вследствие чего выпускники педагогических учебных заведений стремились устроиться на работу в уездные училища, гимназии или вообще в государственные учреждения. Поэтому проблема обеспечения учительскими кадрами приходских училищ стояла вплоть до середины XIX века.

Ответственность за подготовку педагогов была возложена на созданные учебные округа. С этой целью в Санкт-Петербургском учебном округе в 1803 году была восстановлена Учительская семинария, получившая статус Учительской гимназии. В следующем 1804 году она реорганизована в Педагогический институт, занимавшийся подготовкой молодых людей для губернских гимназий. А в 1816 году Педагогический институт, ставший уже Главным педагогическим институтом с шестилетним сроком обучения, начал подготовку учителей для средних и высших учебных заведений России.

Проблемы, характерные для России, были свойственны и для Архангельской губернии, вошедшей в состав Санкт-Петербургского учебного округа. К началу Александровских реформ на Севере трудились выходцы из Архангельской губернии - выпускники Санкт-Петербургского главного народного училища: Сильвёстров Василий Лукич, проработавший на родине сорок шесть лет и за большой вклад в дело просвещения награждённый орденом святого равноапостольного князя Владимира четвертой степени [2, л. 31]; а также Я. Святухин и И. Зябищев - учителя Холмогорского и Мезенского малых народных училищ [3, л. 2]; в главном народном училище преподавал «исторические науки» выходец из духовных Тверской губернии П. Крестников [3, л. 32].

Задача подготовки учительских кадров для Архангельской губернии была поставлена и перед Архангельским главным народным училищем. За годы своей работы оно подготовило десять учителей. Из них в уездном губернском  училище  служили Г.И. Семёнов второклассным учителем и И.А. Опарин учителем рисования, в «приуготовительном» классе И.Л. Соломбальцев, в Холмогорах – М.П. Таратин, в Онеге – П.Е. Варгасов [3, л. 4,54,32,40].

В 1808 году учительский корпус Архангельской гимназии пополнили выпускники Санкт-Петербургского Педагогического Института: С.С. Баранов (математика и физика), Е.П. Смирнов (история, география и статистика), Ф.В. Васильев (философия, изящные искусства и политическая экономия), Л.С. Левицкий (естественная история и начальные основания науки до торговли и технологии) [2, л. 68]. В 1811 году прибыл М.Д. Беликов (латинский язык) [2, л. 54]. Кроме того, рисование преподавал выходец из Гамбургских купцов Зепперт [4, л. 23].

Из положенных в гимназии по штату восьми учителей не хватало преподавателей немецкого и французского языков. С разрешения Попечителя Санкт-Петербургского учебного округа С.С. Уварова «класс немецкого языка занял» директор гимназии В.Л.  Сильвестров, «класс французского языка» - старший учитель Л.С. Левицкий [4, л. 21]. В итоге обучение в гимназии велось по всему перечню предметов, определенному уставом.

Таким образом, в Архангельской губернии, как и по всей стране, дефицит учительских кадров выразился в наличии вакансий, сохранении практики ведения нескольких учебных курсов и совмещении преподавания.

Обучение детей в приходских училищах Архангельской губернии вели священнослужители, что было характерно для всей России. В открывшиеся приходские училища учителями назначены окончившие Архангельскую семинарию священники приходов, в которых они служили: Ровдогорское приходское училище - А. Ивановский [3, л. 38]; Чухченемское – И. Бутаков, позднее Хахилев; Ухостровское - И. Бутаков, переведённый из Чухченемского училища;  Курейское -  Б. Пасторов; Куростровское - В. Коротяев; Вознесенское - Андреев; Заостровское - Постников; Верхнематигорское - А. Иванов и Пабережское - И. Карлин [2, л. 3, 25, 24].

Благодаря стабильности и профессионализму учительского корпуса удалось добиться достаточно хорошего показателя уровня обученности учащихся. Так, в 1814 году 22% воспитанников училищ губернского города, отличившихся в учёбе и поведении, награждёны Похвальными листами и книгами Святого писания; в Холмогорском - 81,3%; Онежском - 30,8% [3]. Примером высокого уровня профессионализма педагогов Архангельской губернии является тот факт, что трое старших учителей, проработав в гимназии от двух до девятнадцати лет, были переведены с повышением по службе в Санкт-Петербургскую и Костромскую гимназии (Г.Н. Милованов и М.Д. Беликов), а Л.С. Левицкий - директором училищ Калужской губернии [3, л. 124,136,215].

Следует отметить, что учителя, кроме прямых обязанностей, занимались исследовательской работой: в 1808 году в Санкт-Петербургский учебный округ были предоставлены «метеорологические записки» директора Архангельской гимназии В.Л. Сильвестрова, а также «Статистическое описание Архангельской губернии» и «Некоторые статистические законы об Архангельской губернии», выполненные старшим учителем Е.П. Смирновым [3, л. 64].

Таким образом, в первой четверти XIX века правительство и Санкт-Петербургский учебный округ приложили немалые усилия для создания системы подготовки учительских кадров, улучшения их квалификационного уровня, изменения статуса, материального и социального положения, и содержательного наполнения педагогических дисциплин, предъявления определённых требований к желающим получить учительские должности.

Литература

  1. Буторина Т.С. М.В.Ломоносов и педагогика. [Текст]/Т.С. Буторина. - Архангельск: Изд-во Поморского международного педуниверситета, 1994. - 223 с.

  2.  ГААО. Ф. 61. Оп. 1. Д.1. Исторические записки об учебных заведениях Архангельской губернии за 1786 – 1840 года.

  3. ГААО. Ф. 61. Оп.1. Д. 2. Ведомости о состоянии учебных заведений Архангельской губернии (с1788 г. по 1832 г.).

  4. ГААО. Ф. 61. Оп.1. Д. 9 Предписания Попечителя Санкт- Петербургского учебного округа за 1811-1812 гг. 

  5. Захаратос Д. А. Московский учебный округ в 1804-1835 гг.: создание государственной системы образования, управление и подготовка педагогических кадров [Текст]: дис. … канд. ист. наук. /Д.А. Захаратос. - М., 2003. - 206 с.

  6. Петров Ф. А. Российские университеты в первой половине XIX века: Формирование системы университетского образования. Кн.1: Зарождение системы университетского образования [Текст]/Ф.А. Петров. - М.,1998.  

  7. ПСЗРИ: 1802 – 1803. – СПб., 1830. - Т.XXVII. - № 21501. Устав Учебных заведений, подведомственных университетам. С.624-644.

  8. ПСЗРИ: 1812 – 1814. - СПб., 1830. - Т.XXXII. - № 24951 «О дозволении оправлять в службу по учебной части состоящих в подушном окладе людей». С.10.

  9. ПСЗРИ: 1815 – 1816 г., СПб., 1830. - Т.XXXIII. - № 26573 «Образование Главного Педагогического Института». С.1133-1148.

  10. ПСЗРИ: 1817 – СПб., 1830. - Т.XXXIV. - № 26591 «О дозволении Профессорам и Учителям преподавать учебные предметы в разных классах и разных местах». С.3-5.

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии


Copyright (C) 2010, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 20
10 г. № 0421000031
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100