Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2010

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  1494  

Декабрь 2010 г.

Серга Мария Юрьевна
аспирант кафедры педагогики,  Омский государственный педагогический университет, г. Омск.

maria
-serga@mail.ru

Международная мобильность аспирантов и магистрантов: анализ результатов опроса

Интеграционные процессы в области образования, разворачивающиеся в современном мире, актуализировали  проблему развития мобильности студентов и аспирантов [1,2]. Нами было предпринято проведение  исследования  поискового характера, направленного на  решение следующих задач:

  • выявить направления, заинтересовавшие исследователей в рассматриваемом проблемном поле;

  • выявить меры, предпринимаемые для развития мобильности аспирантов в университетах респондентов;

  • изучить опыт участия респондентов в различных формах мобильности.

Исследование включало в себя следующие основные этапы:

1. Формирование списка респондентов из разных стран и университетов для проведения опроса. При формировании выборки респондентов мы руководствовались следующими соображениями: это должны были быть исследователи, во-первых, занимающиеся проблемами мобильности и, во-вторых, обучающиеся в магистратуре или аспирантуре (либо уже получившие соответствующие степени). В качестве источников информации по формированию выборки респондентов были использованы следующие:

  • данные международной конференции Academic Mobility: Blending Perspectives. 21-23.09.2006 [3], предоставляющей электронные адреса исследователей, занимающихся проблемами международной мобильности.

  • Research Gate – международное сетевое научное сообщество (http://www.researchgate.net), где можно познакомиться с  исследователями, занимающимися схожей проблематикой;

  • российская научная сеть – SciPeople (http://scipeople.ru), в рамках которой также можно найти  исследователей, занимающихся схожей проблематикой.

2. Разработка инструментария исследования, который включал в себя:

  • полуформализованные анкеты (на английском языке) для опроса исследователей (с использованием как закрытых, так и открытых вопросов),

  • полуформализованные анкеты (с использованием преимущественно открытых вопросов) для тех исследователей, чьи ответы представляли для нас особый интерес,

  • список процедурных и методических, информационных и регламентирующих документов и материалов, касающихся проблем мобильности и находящихся на сайтах вузов респондентов для включения в анализ.

3. Проведение опроса исследователей. По электронным адресам исследователей, взятым из открытых источников, были написаны письма – обращения на английском языке с просьбой ответить на вопросы предложенной анкеты.  Анкета состояла из двух частей: первая часть была посвящена исследованиям респондентов (т.е. исследовательскому полю мобильности), а вторая часть была посвящена вопросам мобильности аспирантов и магистрантов  (т.е. проблемам развития мобильности аспирантов и магистрантов в конкретных странах и вузах). Были проанализированы 27 ответов, полученных нами на 53 отправленных письма.

Кроме этого, нами были проанализированы документы, посвященные развитию мобильности докторантов, расположенные на сайтах тех университетов, респонденты которых прислали ответы на вопросы анкеты.

Распределение респондентов по странам: Австралия (4), Бельгия (1), Дания (4), Китай (1), Финляндия (5), Италия (1), Франция (2), Норвегия (2), Великобритания (3), Швеция (2), Польша (1), Германия (1). Наиболее полными с точки зрения информативности можно считать ответы, полученные  из Австралии, Финляндии и Дании. Следует отметить, что именно в этих странах идет активное развитие международной мобильности студентов и аспирантов на федеральном и институциональном уровнях, а также, согласно данным OECD [http://www.oecd.org], на рынке труда высок  процент специалистов, имеющих степень PhD.  

Распределение респондентов по половому признаку:  женщин в полтора раза больше мужчин.

Распределение респондентов по типу выполняемого исследования на  момент проведения опроса:  магистерские исследования - 8 чел., аспирантские  исследования  (PhD) - 13 чел., исследовательские проекты - 3 чел., рабочие проекты - 3чел. Большинство респондентов указали, что вовлечены в изучение мобильности в рамках выполнения диссертационных работ и исследовательских проектов; трое респондентов указали, что исследование мобильности связано с их настоящей работой (администраторы).

В исследованиях мобильности, проводимых респондентами в рамках диссертаций PhD, можно   выделить следующие области: «проблемы мотивации», «проблемы адаптации и самореализации участников мобильности», «результаты мобильности», «ценностные основания мобильности». Мотивация и ценностные ориентация имеют важное значение при реализации международной мобильности и данная позиция находит свое отражение во многих отечественных и европейских исследованиях [4].  Респонденты, вовлеченных в разработку проектов, отмечают, что область их научных интересов в основном связана со сбором статистических данных по субъектам мобильности и интеграционным процессам в образовании. Это связано с тем, что для осуществления точного мониторинга объемов и потоков мобильности требуется предоставление на регулярной основе  надежных статистических данных, которые в настоящее время, как правило, являются мало доступными.

Причины обращения респондентов к рассматриваемой проблематике.  Мотивы изучения мобильности варьируются, но в основном связаны с личными и профессиональными интересами, а также с необходимостью теоретического обоснования изучаемой проблемы. Цели и преимущества самой мобильности, сформулированные респондентами, можно объединить в следующие группы:

  • Личностное и профессиональное развитие

  • Развитие карьерных перспектив

  • Предоставление дополнительных возможностей

  • Снижение конфликтов и непонимания между странами

Важно отметить, что мобильность студентов и аспирантов очень часто рассматривается как «добавленная выгода» (added value), что предполагает предоставление дополнительных возможностей, доступ к более качественным ресурсам и развитие дополнительных компетенций, необходимых современному исследователю [5].

Анализ ответов респондентов позволяет заключить, что    проблема развития международной мобильности студентов и аспирантов  является привлекательной для исследователей, вовлеченных в различные по жанру научные исследования. Проблемное поле довольно широко; наиболее часто исследователи рассматривают вопросы временных периодов пребывания в другом образовательном учреждении, проявления мобильности на разных уровнях (региональном, национальном, международном), мотивации к мобильности,  влияния мобильности на субъектов мобильности, сетевых взаимодействий  и коммуникаций. В исследованиях доминируют  количественные подходы, связанные с подсчетом количества исследователей, отправляющихся на некоторый период в другую страну или регион.  

Организационные меры университетов, способствующие мобильности аспирантов и магистрантов. Три четверти опрошенных в качестве таких мер называют заключение университетами соглашений с университетами-партнерами, три пятых респондентов указывают, что в их вузе существуют или создаются совместные образовательные программы, по мнению двух пятых ответивших, их вузы развивают программы двойных дипломов,  а три пятых отметили, что в их университетах существует практика двойного руководства диссертационными исследованиями.

Многие вузы вводят модели двойного руководства (co-tutelle), что позволяет пользоваться советами специалистов из двух стран при работе над диссертацией и проводить исследование в  этих двух странах. Так,  между рядом университетов Австралии (The University of Melbourne, The Australian Nation University) и университетами Франции существует соглашение,  по которому  определенное время аспирант или магистрант должен провести  в другом университете (как правило, 30% учебного времени). Некоторые университеты вводят модель команд и групповых руководителей. В качестве примера можно привести модель, применяемую в University of Jyvaskyla (Финляндия) и в University of Frankfurt-am-Main (Германия) в рамках структурированных программ.

В Великобритании и Австралии имеются практики создания ‘sandwichdegrees (степени, которые организуются по принципу   сэндвича). Суть такой организации заключается в том, что обучение начинается в своей стране, после чего аспирант проводит свое исследование в другом университете, а заканчивает свою диссертацию в своем университете.

В University of Leeds (Великобритания) соискатель прикрепляется к консультационным группам не только одной, но и нескольких докторских школ. В состав группы входит, как минимум, основной руководитель и консультант.

Совместные образовательные программы разработаны в  University of Bergen (Норвегия) с Makerere University в Уганде. Аспирантам  присваивается один диплом, подписанный двумя университетами. Оба университета участвуют в разработке образовательной части программы и осуществлении научным руководством.

Формы поддержки мобильности аспирантов и магистрантов. Как отмечают респонденты, в их университетах разрабатываются различные программы по поддержке мобильности аспирантов, их деятельность варьируется от предоставления грантов на конкурсной основе до требования обязательного проведения какого-то периода за рубежом. В Финляндии развитие мобильности аспирантов поддерживается на уровне государства, в частности через специально созданный национальный центр CIMA. В целом, в скандинавских странах существует практика объединения аспирантов из нескольких регионов и стран в кластеры, что обеспечивает формирование активной внешней среды, стимулирующей развитие сотрудничества на региональном, национальном и международном уровнях. Респонденты из Австралии отмечают поддержку со стороны их университетов участия каждого аспиранта в одной-двух международных конференции во время работы наддиссертацией.

В University of  Macerata (Италия) мобильность аспирантов поддерживается с помощью увеличения на 50% их стипендии во время обучения в зарубежном университете. Кроме того, распространены гранты для аспирантов на посещение летней школы или конференции.

Участие в различных формах научно-исследовательской мобильности. Наиболее распространенными  формами мобильности респонденты отмечают (в порядке убывания частоты упоминания): международные научные конференции (семинары),  совместные научно-исследовательские проекты, краткосрочное пребывание в другом вузе с целью обмена опытом сбора данных для исследовательской работы,  участие в летних школах для исследователей.  С точки зрения респондентов, участие в различных формах мобильности позволило им расширить свои перспективы, познакомиться с новыми направлениями в науке, приобрести новые знания, как профессиональные, так и области культуры, приобрести исследовательские навыки. Перечисленное способствовало сбору данных для сравнительного анализа, развитию языковых умений, помогло расширению профессиональных связей, способствовало профессиональному развитию.

Таким образом, подавляющее большинство опрошенных респондентов, имеющих опыт международной мобильности,  отмечают ее положительное влияние на уровень подготовки аспирантов и магистрантов и качество итоговой диссертационной работы. Поддержка развития мобильности, как правило, осуществляется на институциональном уровне, силами самих университетов, причем, в некоторых странах и университетах она носит обязательный характер. Как правило, опрошенные аспиранты и магистранты участвуют в краткосрочных формах мобильности (международные конференции и семинары), а также совместных проектах. По мнению многих респондентов многократное участие в краткосрочных формах мобильности является более продуктивным, чем однократное участие в долгосрочных формах.

Литература

  1. Розина Н.М.  [электронный ресурс] /Экономика и образование сегодня.- Электрон. журн.-2007.-12 марта.- URL: http://is.park.ru/doc.jsp?listno=2167142&listcd=22&listmd=59&listfile=pub&urn=9781513 .- [дата обращения 09.03.2010].

  2. Маресова Н.В. Перспективы аспирантуры и проблемы мобильности аспирантов в свете болонских преобразований. - [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov/maresova .- [дата обращения 15.08.2010].

  3. Academic Mobility: Blending Perspectives. 21-23.09. Turku, 2006.

  4. Puustinen-Hopper, K. Mobile minds (Survey of foreign PhD students and researchers in Finland). Helsinki: Academy of Finland, 2005.

  5. Vabo, A. Barriers to mobility in research training in the Nordic countries. Oslo: Kampen Grafisk AS, 2003.

Рекомендовано к публикации:
С.А.Писарева, доктор педагогических наук, научный руководитель работы
Е.В.Пискунова, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии


Copyright (C) 2010, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 20
10 г. № 0421000031
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100