| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Седова
Елена Евгеньевна
Свеженцева Юлия Ивановна Музыка как средство патриотического воспитания в кадетских корпусах Русского Зарубежья в 20-х – 30-х годах ХХ века Для осмысления проблем патриотического воспитания в современной России представляется продуктивным исследование опыта русской школы в эмиграции, сыгравшей решающую роль в воспитании любви к покинутой Родине, в сохранении и воспроизводстве традиций российского образования и российской культуры. Как известно, в первой половине ХХ века в Европе создалось уникальное социокультурное и образовательное пространство, получившее название «Зарубежной России», в котором возникла система русского национального образования от дошкольных учреждений до высших учебных заведений, сеть внешкольных учреждений и детско-молодежных организаций, профессиональные объединения русских учителей. В российской эмиграции в этот период противоборствовали две тенденции: сохранение национальной идентичности, поддерживавшаяся культурными, научными и педагогическими силами эмиграции, с одной стороны, и нараставшая под давлением среды и социально-экономических обстоятельств ассимиляция, «денационализация» и интеграция в «чужое» пространство - с другой. Жизнь в условиях эмиграции сделала русскую школу, по существу, единственной, кроме семьи, возможностью сохранения родной культуры и развития патриотизма у молодежи. Главной задачей русской школы в условиях эмиграции было «дать детям русских беженцев образование и воспитание в истинно-национальном и патриотическом духе на православных началах» [1, c.6]. Н.С. Хрусталева, с позиций современной социальной психологии, так оценила процесс сохранения культурной самоидентичности русских эмигрантов «первой волны»: «Осознание своей принадлежности к особой культурной группе, к русской диаспоре со всеми ее национальными традициями, жизненным укладом и социокультурными ценностями, ощущение себя частичкой этой группы, осознание своих национальных и культурных корней — все это позволило основной массе этих эмигрантов, несмотря на состояние психологической раздвоенности и тяжелые бытовые условия, достойно выжить, выстоять, постоянно ощущать смысл жизни и избежать тяжелых форм деформации личности»[2, c.71]. Патриотизм был одним из характерных качеств сознания эмигрантской интеллигенции. Но это был особый патриотизм: эмигранты осознавали, что фактически они являются «патриотами без отечества». Уже в 20-годы перед изгнанниками из России со всей трагической глубиной встали вопросы: «Где мой дом?» и «Что для нас сегодняшняя Россия?». Решать эти вопросы помогало общественно-педагогическое движение Русского Зарубежья. По мнению М.В. Богуславского [3, c.62], отечественными мыслителями в условиях эмиграции была разработана оригинальная философия образования, основанная на соединении общечеловеческих и национальных ценностей (С.И.Гессен) [4]; определены психолого-педагогические основы формирования у подростков и юношества национального самосознания и разработаны концептуальные основы православного воспитания как базиса для развития патриотизма (В.В.Зеньковский) [5]; установлены действенные формы и средства воспитания патриотизма в результате вдумчивого использования национальных ценностей образования (И.А.Ильин), в числе которых немаловажную роль играет русская музыка: «Русская песня, которую дитя слышит еще с колыбели, помогает усвоить русский строй чувств. А хоровое пение, которое распространено у русских, «национализирует и организует жизнь» [6, c.200]. В 1920-е годы за рубежами России оказалось немало воспитанников военных учебных заведений России, кадет и юнкеров. В эмиграции было воссоздано и продолжило свою учебно-воспитательную деятельность восемь военных училищ, офицерские школы и курсы переподготовки, а также Высшие военные Научные Курсы в Париже и Белграде, соответствующие качеством образования и статусом военной академии. Военные учебные заведения, в особенности кадетские корпуса, как учреждения интернатного типа, оказались в сложившихся условиях наиболее благотворной воспитательной средой в сложных условиях инокультурного окружения. В Русском Зарубежье в 1920-1940 гг. действует пять кадетских корпусов: Донской Императора Александра III (1919-1933 гг.), Крымский кадетский корпус (1920-1929 гг.), Первый Русский кадетский корпус (1920-1945 гг.), Морской кадетский корпус (1919-1925 гг.), Корпус-лицей имени императора Николая II (1930-1964 гг.). Военное образование эмиграции стремилось к воссозданию лучших традиций российских военных учебных заведений с учетом новых социокультурных и исторических условий. Естественно, что новая социокультурная и политическая ситуация сказалась на содержании образовательного и воспитательного процессов. Но и на чужой земле военно-учебным заведениям удалось сохранить прежний уклад жизни, цели воспитания и обучения, создать уголок Русской земли и «производить на всех русских... глубокое и даже потрясающее впечатление, как «видение» из доброго старого времени, когда национальная Россия процветала во славе и благоденствии» [7, c.10]. Кадетские корпуса стали своего рода культурными центрами русских общин, вокруг которых формировалась жизнь российской эмиграции: «Кадетский корпус, конечно, прежде всего, реальная школа с интернатом, но в то же время это непременно и родной дом», - подчеркивал один кадет Крымского корпуса [8, c.127]. Среди направлений патриотического воспитания кадет в эмиграции исследователи выделяют: православное, мемориальное, воспитание на воинских традициях, историко-просветительское [9]; военно-патриотическое, гражданско-патриотическое, спортивно-патриотическое, социально-патриотическое, духовно-нравственное и историко-краеведческое [10]. На наш взгляд, наиболее действенным направлением формирования любви к Родине стало эстетическое воспитание, основывающееся, прежде всего, на освоении русского литературно-художественного и музыкального наследия. В кадетских корпусах эмиграции русская музыка становится одним их важнейших средств борьбы с денационализицией российской молодежи. Важным национальным воспитательным фактором в эмиграции выступает звуковая культурно-образовательная среда - наличие и активное функционирование профессиональных и любительских хоровых коллективов, основу репертуара которых, наряду с народной песней, составляет русская духовная музыка. Благодаря приезду огромного количества образованных и одаренных беженцев, горевших желанием воссоздать родную для них церковную среду, началось стихийное и стремительное распространение по всему миру православного искусства. Большое место в образовательном процессе кадетских корпусов и во внеклассной работе было отведено русской духовной музыке. Наряду с этим происходило ознакомление со славянской музыкой, особенно той страны, где проживали эмигранты. Знакомство с музыкой Запада (И.С. Бах, Р. Вагнер, В.А. Моцарт и др.) допускалось лишь как иллюстративный материал, оттеняющий характерные черты русской. Благодаря усилиям педагогов и музыкантов при Педагогическом Бюро была создана постоянно действующая комиссия, которая занималась разработкой программ и составлением рекомендательных каталогов для слушания, продумывала программы праздников (юбилеев писателей, праздник русской культуры и так далее), приобретала и издавала необходимые учебные пособия (книги, ноты, пластинки). Все это помогло «сохранить ребенка русским и наполнить его сердце любовью к родине» [11, c.83]. Используя русскую песню как один из действенных методов патриотического воспитания, в кадетских корпусах организуются хоровые коллективы, проводятся конкурсы на лучшее исполнение русской песни. «В кадетской среде возрождаются национальные русские песни. Как хорошо пели песни в городском саду на эстраде» - писал генерал Б.В. Адамович в декабре 1932 г. [12, Л.259]. В Первом Русском кадетском корпусе создание хора было одной из насущных проблем сразу же после приезда в Сараево. В качестве учителя пения и регента хора был приглашен Ф.С. Стефанович, которому за короткое время удалось создать столь слаженный коллектив, что знатоки пения специально приходили послушать его в местном православном соборе, на устраиваемые корпусом концерты и музыкальные вечера. Активно работают музыкальные кружки – индивидуальные и групповые. В музыкальных классах кадетских корпусов давались уроки игры на фортепиано, собирались на репетиции оркестры. Так, в Первом Русском кадетском корпусе было создано два оркестра – медный («военный»), состоящий из 28-30 инструментов, и появившийся в 1924 году Великорусский балалаечный оркестр. Совершенно самостоятельно, без всякого непосредственного руководства, при собственных дирижерах, симфонический и медный оркестры исполнили целую программу композиций кадет прежних выпусков (В. Прудникова, Г. Лукашевича, Ю. Румянцева, Г. Стреха) и новые вещи (вариации на тему марша и вальса) кадет 8 класса Д. Эрдели и Л. Косценича» [13].
Выступления кадетских оркестров и хоров, спектакли и танцевальные вечера, которые, как правило, организовывались вне стен корпуса, накладывали особый отпечаток на жизнь небольших городов, где размещались кадетские корпуса. Программы таких мероприятий строились в соответствии с православным церковным календарем и учебными программами - классические пьесы в течение года, во время рождественских и пасхальных каникул - комедии, водевили, балы. Учащиеся кадетских корпусов активно принимали участие в ставших традиционными «Днях русской культуры».
Таким образом, использование русского музыкального наследия в патриотическом воспитании кадет в эмиграции стало действенным средством в борьбе с денационализацией российской молодежи, одним из путей сохранения национальной идентичности с инокультурной среде.
Литература.
1.Совещание по борьбе с денационализацией, созванное Педагогическим Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей. Прага. 1924. 2.Хрусталева Н.С. Психология эмиграции. (Социально-психологические и личностные проблемы): Дис. ... докт. психол. наук. - Санкт-Петербург, 1996. 3.Богуславский М.В. Национальные ценностные приоритеты образования и воспитания в наследии философов русского зарубежья // Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина девятнадцатого – 90-е годы двадцатого веков). - М., 1997. 4.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию - М.: Школа - Пресс, 1995. 5.Зеньковский В.В. Педагогика. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1996. 6.Ильин И.А. Путь духовного обновления. - М.: Русская книга. - Собр. соч. - Т.1. - 1993. 7.Кадетские корпуса за рубежом. 1920-45 гг. - Нью-Йорк: Объединение Кадет Российских Кадетских Корпусов за рубежом, 1970. 8.Седьмая кадетская памятка, юбилейная. - Нью-Йорк, 1997. 9.Черных Ю. Н. Патриотическое воспитание в военном образовании Российского Зарубежья: Монография. – Воронеж: Изд-во Воронежского высшего военного авиационного инженерного училища, 2006. 10.Щупленков О. В. Система патриотического воспитания в Российском Зарубежье в 20-30-х годах XX века: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2009. 11.Орлов С. Изучение родного края и зарубежная русская школа// Русская школа за рубежом. - Прага, 1923. - Кн. 1. 12.ГА РФ. Ф. 6792 оп.1. 13.Кадетские праздники Русской культуры // Русский голос. – Белград. 1932, 3 апреля.
Рекомендовано к публикации: | |||
| |||
Copyright (C) 2010, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2010 г. № 0421000031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |