| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Кайсина Анна Владимировна Технология создания учебного мультимедиа средства
Аннотация
Ключевые слова Современные информационные технологии предоставляют педагогам широкий спектр возможностей, обеспечивающих создание и модификацию мультимедийных средств обучения. До недавнего времени разработкой подобных средств занимались лишь специальные группы разработчиков, в которые входили программисты, дизайнеры, психологи и др. Появление в последние годы автоматизированных комплексных программ (авторских систем) позволяет педагогу с определенной начальной подготовкой в области информационных технологий самостоятельно разрабатывать учебные мультимедиа средства. Под учебным мультимедиа средством будем понимать материальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся и представляют собой систему взаимосвязанных компонент мультимедиа: различные типы данных; программное и аппаратное обеспечение, позволяющее работать со всеми типами данных; информационные технологии, позволяющие с помощью программного обеспечения и технических средств использовать различные типы данных; свойство интерактивности различных уровней. Анализируя дидактические свойства учебных мультимедиа средств, разработанных с использованием различных авторских систем (Microsoft PowerPoint, Macromedia Flash, Macromedia Dreamweaver, Microsoft Front Page, ActivStudio Professional, InterWrite, TooLBook II), можно сделать вывод что, несмотря на разнообразие подходов к созданию мультимедиа продуктов данными средствами, существует единая последовательность этапов, обеспечивающая технологию их создания. Под технологией создания учебных мультимедиа средств будем понимать последовательность алгоритмических предписаний, результатом выполнения которых является разработка объектов, обладающих различными уровнями интерактивности и выполняющих функции средств обучения. Многие авторы, занимающиеся исследованиями в области разработки технологии создания учебных мультимедиа средств, сходятся в целом к общему мнению о количестве и содержании этапов их создания: проектирование, разработка, реализация. Но раскрывая содержание данных этапов, авторы не учитывают в полной мере свойств интерактивности мультимедийных средств обучения. Согласно международным стандартам выделяют четыре уровня интерактивности: простой (пассивный), ограниченный уровень взаимодействия с учебным продуктом, полный уровень интерактивности, уровень реального масштаба времени [1, с. 42].
При уточнении этапов технологии создания учебных мультимедиа средств будем учитывать следующие принципы:
Таким образом, можно уточнить этапы создания учебного мультимедиа средства. Этап 1. Построение концептуальной модели учебного мультимедийного средства. Данный этап определяет, прежде всего, содержательную линию мультимедиа средства обучения и предполагает реализацию методики обучения содержанию предметной области с использованием соответствующего средства обучения. Целью этапа является построение модели будущего учебного мультимедийного средства. Основная деятельность педагога на данном этапе будет заключаться в следующем:
Разрабатываемая модель должна соответствовать следующим требованиям: может быть реализована на любой платформе, в среде любого программного средства, предназначенного для создания таких средств и в рамках любой предметной области (биология, география, русский язык и литература и т.д.). С учетом этого была построена базовая модель учебного мультимедиа средства (рис.1).
рис.1. Базовая модель учебного мультимедиа средства Этап 2. Построение учебного мультимедиа средства. Отбор содержания компонент учебного мультимедийного средства. На втором этапе осуществляется отбор содержания типовых компонент содержательного и технологического модулей учебного мультимедийного средства. В процессе создания содержательного модуля педагогу необходимо разрабатывать или отбирать уже имеющиеся учебные объекты (текстовые, графические, звуковые, видео), обрабатывать их с помощью информационных технологий, компоновать и объединять в справочно-энциклопедический блок, блок электронного конспекта и контрольных тестовых материалов. Справочно-энциклопедический блок может содержать биографические данные и данные об основных научных достижениях ученых в конкретной предметной области; информацию, отражающую результаты новых научных исследований и перспективы развития данной области, основные понятия и определения по изучаемой теме, разделу, предмету и быть представлен в виде словаря, глоссария, указателя, тезауруса, справочника. Блок электронного конспекта представляет собой конспект мультимедиа средства, структурированный по учебным темам и состоит из двух разделов: объяснительно-иллюстративного и раздела проблемных задач. Объяснительно-иллюстративный раздел организует репродуктивный уровень учебно-познавательной деятельности. Данный блок может быть представлен в виде совокупности структурированных лекций. Раздел проблемных задач организует продуктивный уровень учебно-познавательной деятельности. Он включает в себя совокупность проблемных задач, структурированных по темам лекций. Проблемная задача — это форма организации учебного материала, которая требует особых условий своего исполнения: времени, дополнительной информации, умений и др. Примерами проблемной задачи могут быть задания на установление причинно-следственных связей, определение преемственности между фактами, определение степени прогрессивности явления, ситуационные задачи и т. д. [2, с. 89] Блок контрольных и тестовых материалов может быть представлен в виде контрольных работ, итоговых вопросов, индивидуальных заданий, тестов различных форм и относиться к одному из видов педагогического контроля: входному, текущему и итоговому. Программные тренажёры — программы для выработки умений и навыков определенной деятельности, а также развития связанных с ней способностей [3, с. 25]. Данный компонент содержательного блока учебного мультимедиа средства вынесен за рамки обучения в ВУЗе, так как требует дополнительных глубоких знаний в области программирования и разработки программных средств. В процессе создания учебных мультимедиа средств вышеперечисленные компоненты могут быть реализованы на более высоком уровне, в отличие от обычных учебных материалов, за счет использования звукового сопровождения, визуализации, анимации, метода моделирования проблемных задач, обратной связи между учебным материалом и учащимся. В рамках создания технологического модуля мультимедиа средства учитель продумывает графический интерфейс и дизайн будущего учебного мультимедийного средства. Графический интерфейс пользователя (Graphical User Interface) — тип интерфейса, организованный следующим образом: сведения о программах, файлах, режимах работы (опциях) и т.п. отображаются на экране монитора в виде графических символов (пиктограмм) и всплывающих меню [4, с. 21]. Графический пользовательский интерфейс мультимедийных учебных средств должен включать: курсор; рабочее поле; ползунок прокрутки; главное меню; панель инструментов с иконками, кнопками, вкладками для быстрого выполнения операций; визуальное представление системы файлов, документов; ссылки на поиск по тексту и помощь (справка); возврат предыдущего состояния (история операций); схемы диалога; управляющие элементы; выход из приложения. При этом необходимо учитывать основные свойства интерфейса: унифицированность, дружественность, структурированность диалога, способность обнаруживать и обрабатывать ошибки пользователей. Разработка дизайна учебного мультимедиа средства включает решение следующих основных задач:
Отбор содержания мультимедиа средства позволяет перейти к следующему этапу. Этап 3. Реализация учебного мультимедийного средства. Этап реализации предполагает: наполнение содержанием предметной области элементов модели мультимедиа средства учебного назначения, установление навигационных связей между элементами и опытную эксплуатацию мультимедиа средства в учебном процессе. Результатом данного этапа является законченное в функциональном и содержательном планах учебное мультимедиа средство. Работа на этапе ведется с использование различного программного и аппаратного обеспечения. В данном случае для педагога важно умение оперативно реагировать на изменения происходящие в компьютерной индустрии, то есть самостоятельно осваивать вновь появляющиеся программные и аппаратные средства для создания учебных мультимедийных средств. В качестве программного обеспечения рекомендуется использовать авторские системы. Применение авторской системы – это, фактически, ускоренная форма программирования, где нет необходимости вникать в тонкости языка или в детали работы API (Application Programming Interface – интерфейс прикладных программ). Для разработки мультимедийного средства в авторской системе требуется значительно меньше времени, чем при использовании средств чистого программирования. Тем более что на создание компонентов мультимедиа (графика, текст, видео, звук) выбор авторской системы не влияет. Уменьшение времени при подготовке конечного продукта достигается за счет применения готовых шаблонов мультимедийного средства обучения. Рассмотренная технология представляет собой обобщенный алгоритм разработки учебного мультимедиа средства. Предложенный алгоритм не зависит ни от предметной области, ни от выбранной авторской системы, с помощью которой будет создаваться учебное мультимедийное средство. Литература
Рекомендовано к
публикации: -----
Anna V. Kaysina Technology working out of multimedia educational means The article is devoted to working out of the model multimedia educational means. Training of given technology will allow to generate of professional competence at the future teachers. Keywords: multimedia, interactive, multimedia means, software packages, information technology | |||
| |||
Copyright (C) 2011, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2011 г. № 0421100031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |