Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2011

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  1541  

Март 2011 г.

Кошелева Наталия Петровна
аспирант кафедры психологии и социальной педагогики, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары.

nataliakosheleva@mail.ru

О формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций  старших школьников на основе этнопедагогики

Аннотация
Приводятся результаты анализа духовно-нравственных ценностных ориентаций старших школьников. Обсуждаются результаты эксперимента по формированию ценностных ориентаций старших школьников средствами этнопедагогики.

Ключевые слова
этнопедагогика, ценностные ориентации, духовно-нравственные ориентации, ценности, старшие школьники

За последние десятилетия в обществе произошли значительные социально-экономические перемены, повлекшие за собой появление всевозможных неформальных движений, рост преступности, аддиктивное и девиантное поведение в молодежной среде. Кризис культуры привел к утрате старых ценностей, размытости норм морали и нравственности, изменению представлений общества о социально желательных качествах, которыми должен обладать человек.

Воздействие на сознание формирующейся личности противоречивых ценностей различных культур и субкультур, распространенных на  современном информационном пространстве, дезориентирует, приводит к противоречивому духовно-нравственному развитию, последствия которого непредсказуемы. Разработка проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи приобретает особую актуальность.

Решение проблемы видится в применении средств и методов, выработанных в процессе общественного развития и адаптированных  к условиям сегодняшнего дня.

Целью нашего исследования является выявление возможности и условий формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков на основе этнопедагогики [1] – науки об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

По нашему мнению, потенциал народного воспитания сегодня остается недооцененным. В то же время, именно сейчас значение его для духовно-нравственного развития подрастающего поколения особенно велико, так как, теряя связь со своими корнями, молодежь остается без «духовного стержня» и становится восприимчива к негативным явлениям окружающей действительности.

Вопросы воспитания посредством народной педагогики рассматривались в работах целого ряда исследователей  (И.А. Арабов [2], Г.А. Аргунова [3], Х.Х.-М. Батчаева [4], Г.Н. Волков [1], М. Г. Харитонов [5] и др.). «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника» [6, с.161].

Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций старших школьников в ходе нашей экспериментальной работы, осуществлялось на основе этнопедагогики. В исследовании приняли участие 189 учащихся 9-11 классов средней общеобразовательной школы №2 г. Чебоксары.

На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по методике  С.С. Бубновой [7]. Было обнаружено преобладание следующих ценностных ориентаций:

  1. «высокое материальное благосостояние»

  2. «приятное времяпрепровождение, отдых»

  3. «высокий социальный статус и управление людьми»

  4. «признание и уважение людей и влияние на окружающих».

И, напротив, наименее значимыми оказались:

  1. «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе»

  2. «познание нового в мире, природе, человеке»

  3. «помощь и милосердие к другим людям»

  4. «поиск и наслаждение прекрасным».

Среднее положение заняли ценностные ориентации: «любовь», «общение», «здоровье».

Таким образом, старшие школьники принимают те ценности, которые воспринимают как наиболее адекватные окружающей реальности. Отсюда можно сделать вывод о том, что воспитательная работа в образовательных учреждениях не вполне адаптирована  к особенностям современной действительности.  

Структура программы формирующего эксперимента состояла из девяти этапов воспитания духовно-нравственной культуры, предложенных Н.Н. Лебедевой [8]:

  1. Самоактуализация опыта деятельности

  2. Освоение сути духовно-нравственной ценности объекта

  3. Формулирование гипотез о значимости, смысле духовно-нравственных ценностей

  4. Отсеивание гипотез о духовно-нравственной ценности объекта

  5. Извлечение знаний о духовно-нравственной ценности в виде понятий

  6. Оценка духовно-нравственной ценности объекта

  7. Деятельность на основе ценностных ориентаций

  8. Сравнение собственных ценностей с ценностями других людей

  9. Анализ последствий поступков, поведения.

Содержание воспитательных мероприятий на каждом этапе, осуществлялось на основе средств и методов этнопедагогики. Мы подбирали сюжеты народного творчества, чей нравоучительный смысл применим к реалиям сегодняшнего дня. В ходе обсуждений раскрывался поучительный смысл народных пословиц, поговорок, сказок, рассказов.  Через участие в играх, пение песен, подростки вовлекались в процесс изучения народной культуры.

Анализируя поведение героев народных произведений, учащиеся обнаруживали вечные общечеловеческие ценности. Понимание их значимости  в жизнеустройстве человеческого общества в те далекие времена и сейчас, приводило подростков к переоценке прежних ценностей и выстраиванию новой системы ценностных ориентаций, где духовно-нравственные ценности уже имели субъективно-значимый смысл.

На контрольном этапе эксперимента, были выявлены существенные изменения ценностных предпочтений подростков. Качественно обобщая результаты количественных замеров, отметим, что теперь среди наиболее выраженных ценностных ориентаций оказались:

  1. «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе»

  2. «общение»

  3. «здоровье»

  4. «любовь».

Менее значимыми стали:

  1. «приятное времяпрепровождение, отдых»

  2. «познание нового в мире, природе, человеке»

  3. «высокий социальный статус и управление людьми»

  4. «поиск и наслаждение прекрасным».

Среднее положение заняли ценностные ориентации:

«высокое материальное благосостояние», «признание и уважение людей и влияние на окружающих», «помощь и милосердие к другим людям».

Полученные результаты свидетельствуют о существенном позитивном влиянии методов и средств этнопедагогики на формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций старших подростков. Связь жизненного опыта народа с проблемами, волнующими современного подростка, обеспечивает его личную вовлеченность в процесс познания духовно-нравственных ценностей и делает их субъективно-значимыми.

 Литература

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

  2. Арабов И.А. Этнопедагогика (культурологический аспект) И.А. Арабов, Г.Ю.Нагорная. Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 1999. – 215 с.

  3. Аргунова Г. А. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков на морально-этических традициях адыгов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. – Карачаевск, 2005. – 195 с.

  4. Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). – Казань: Изд-во Казанского унив., 2002. – 417с.

  5. Харитонов М. Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы: Монография. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2004. – 330 с.

  6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения : в 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. – М. : Педагогика, 1988. – Т.2. – 496 с.

  7. Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентации личности. М., 1995. – 49 с.

  8. Лебедева Н.Н. Развитие компетентности педагогов в воспитании духовно-нравственной культуры детей и молодежи // Сб. статей. - Омск: Министерство образования Омской области. –2009. – С. 3-9.

 Рекомендовано к публикации:
М.Г.Харитонов, доктор педагогических наук,
научный руководитель работы
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

 -----

Natalia P. Kosheleva
postgraduate student of the Chair of Psychology and Social Pedagogics,  Chuvash State Pedagogical University named after I.Y. Yakovlev, Cheboksary - city

nataliakosheleva@mail.ru

About formation of spiritually-moral valuable orientations of senior students on the basis of the
ethnopedagogics
 
 

Results of the analysis of spiritually-moral valuable orientations of the senior students are resulted. Results of experiment on formation of valuable orientations of the senior students by means of ethnopedagogics are discussed

Keywords: ethnopedagogics, valuable orientations, spiritually-moral orientations, values, senior students

 

Copyright (C) 2011, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 20
11 г. № 0421100031
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100