| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Берестовицкая Светлана Эрленовна Мировоззренческое самоопределение юношества: к определению понятия
Аннотация
Ключевые слова О мировоззренческом смысле образования, о необходимости педагогической поддержки юношества в решении смысложизненных проблем сегодня говорится немало. В связи с особой актуальностью проблемы мировоззренческого самоопределения в новых культурно-образовательных условиях и растущим научным интересом к данному феномену возникла необходимость в его определении. Понятие мировоззренческое самоопределение стало употребляться в научной (философской, психолого-педагогической) литературе сравнительно недавно. Частотность его употреблений растет с каждым годом, однако в работах ученых мы не находим даже попыток дать определение этого феномена. Мы ставим перед собой задачу дать определение этого понятия, выявить его сущность, определить его место среди других типов самоопределения и выделить особенности его функционирования в условиях кризисной реальности современной жизни. Анализ современных научных трудов, посвященных проблемам мировоззрения, самоопределения, мировоззренческого самоопределения, позволяет сделать следующее предварительное замечание. Говоря о мировоззрении детей и юношества, ученые не употребляют столь характерное для педагогики советского периода выражение «формирование мировоззрения». В диссертационных исследованиях, научных и методических статьях говорится о «ценностно-мировоззренческих ориентациях», «мировоззренческих ориентирах», «мировоззренческих представлениях», «мировоззренческом сознании», «мировоззренческих ценностях», «мировоззренческих убеждениях», «мировоззренческой культуре личности», «мировоззренческом развитии личности» и т.д. в сочетании со словами «педагогическая поддержка», «создание педагогических условий», «педагогическое содействие». Уже этот факт говорит о новом понимании становления мировоззрения как глубоко личностном, индивидуальном процессе, которым невозможно управлять, руководить, но который, однако, нуждается в бережной поддержке, содействии, направлении. Чтобы дать толкование понятия мировоззренческое самоопределение, обратимся к понятиям мировоззрение и самоопределение в их современной трактовке. Проблема мировоззрения освещена в исследованиях таких ученых, как М.П. Арутюнян [1], Д.А. Леонтьев [2], В.В. Налимов [3], М.М. Прохоров [4], Н.С. Рыбаков [5], В.Н. Сагатовский [6], А.Г. Спиркин [7], А.И. Столетов [8], Н.С. Розов [9]. В их работах мировоззрение характеризуется целостностью, системностью; его структурными компонентами являются представления, взгляды, отношение, знания, опыт, ценности, идеалы, убеждения, вера; ему присуща рефлексия; оно определяет принципы деятельности человека. «Мировоззрение предстает ментальным каркасом культуры, «духом эпохи» (К.Мангейм), является формой и основой самопознания человека, самосознания и личностного роста», - пишет М.П. Арутюнян [1, С.32]. Особенность мировоззрения, обусловленная духовно-практической природой бытия человека, – в его амбивалентности, «составляющей целостность противоположностей: ментального - визуального, рационального - внерационального, научного - вненаучного, повседневного - культуроемкого, личностного - социального, конечного - бесконечного, трансцендентного - имманентного, вечного - преходящего и т. д.» [1, С.21]. Анализ трудов по проблеме мировоззрения в философии, педагогике и психологии привел к убеждению, что наиболее полным его определением можно считать определение, данное философом А.Г. Спиркиным: «Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей» [7, С.9]. В процессе рефлексии, направленной на осмысление своих личностных особенностей и своего места в мире, взаимоотношений с другими людьми и обществом, представлений о мире, вере или неверии в Бога, личность формирует основные структурные компоненты собственного мировоззрения: опыт, представления, отношения, взгляды, знания, идеалы, убеждения, веру, которые, благодаря воле, реализуются в деятельности. Исходя из самой структуры понятия мировоззрение, можно выделить мировоззренческие проблемы, которые встают перед человеком.
В постановке и решении этих вопросов и заключается смысл мировоззренческого самоопределения. Процесс самоопределения изучается наукой на разных уровнях: философском, социологическом, психологическом, педагогическом. Л.И. Божович [10, С.380-388] рассматривает потребность в самоопределении как потребность слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о самом себе и тем самым определить смысл своего собственного существования. «Суть процесса самоопределения, - по мысли С.В. Савеловой, - состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения» [11]. Наиболее емко мировоззренческий аспект процесса самоопределения, с нашей точки зрения, сформулирован А.Л. Журавлевым и А.Б. Купрейченко: «… под самоопределением понимается поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе воспринимаемых, принимаемых или формируемых (создаваемых) им во временной перспективе базовых отношений к миру, другим людям, человеческому сообществу в целом и самому себе, а также на основе собственной системы жизненных смыслов и принципов, ценностей и идеалов, возможностей и способностей, ожиданий и притязаний» [12, С.7]. В научной литературе рассмотрены различные виды самоопределения. Наиболее часто упоминаются личностное, жизненное, ценностное, социальное, профессиональное самоопределение. Выделяются также и другие виды самоопределения (религиозное, гражданское, семейное, сексуальное, информационное и т.д.), каждый из которых по своему объекту соотносится с определенной сферой жизни человека. Необходимо отметить, что единая, общепринятая классификация видов самоопределения в научной литературе отсутствует, более того, отсутствует и единое понимание, что подразумевается под терминами личностное, жизненное, ценностно-смысловое самоопределение. Например, М.И. Гинзбург отождествляет понятия личностное и ценностно-смысловое самоопределение [13], тогда как С.В. Савелова связывает включение личности в определенную систему ценностей с жизненным самоопределением [11], и подобных примеров различного понимания идентичных терминов можно привести немало. Что же такое мировоззренческое самоопределение, какова его функция в развитии личности, какое место оно занимает среди других видов самоопределения, каковы особенности его функционирования в кризисной реальности современной жизни? Мировоззренческое самоопределение – это процесс личностного решения основных смысложизненных проблем (отношение к себе, другому человеку, обществу, миру, Богу), главной из которых является проблема смысла жизни; это внутренняя духовная деятельность, направленная на создание собственной философии, живой процесс ориентации в мире, осуществляемый при помощи философского осмысления действительности, рефлексии. Процесс этот состоит из нескольких этапов, которые циклически повторяются: неудовлетворенность собой и миром – постановка мировоззренческих вопросов – поиск решения – обретение смысла – неудовлетворенность обретенным смыслом, постановка новых вопросов (или тех же самых) – поиск решения – обретение смысла – неудовлетворенность и т.д. По отношению к другим видам самоопределения мировоззренческое самоопределение занимает главенствующее место, интегрируя личностное, жизненное, ценностное и другие виды самоопределения, поскольку определить свою позицию по отношению к себе, жизни, социуму, ценностям, религии, выбору профессии, семье, экологии, информации и т.д. и реализовать ее в образе жизни – значит построить собственное мировоззрение. Построение целостного мировоззрения, в котором «формируются, трансформируются, преобразуются миры человеческого бытия, происходит «упорядочивание» первичного хаоса бытия, прояснение «непонятного мира» до его смысловой «прозрачности» - в целом идентификация человека и его адаптация к условиям внешней среды» [1, С.21-22], является результатом процесса мировоззренческого самоопределения. Интенсивность этого процесса зависит от личной активности человека, от его осознанного стремления состояться как личность, от понимания «необходимости себя» [14], стремления «на свой лад пребывать в мире» [15]. По мнению психологов, мировоззренческое самоопределение начинается в раннем юношеском возрасте, а затем, если человек выбирает личностный путь развития, длится на протяжении всей жизни, и его результат – сложившееся на данный момент мировоззрение – никогда не является окончательным. Что оказывает влияние на процесс мировоззренческого самоопределения юношества сегодня, в условиях кризиса мировоззрения? Современное юношество поставлено перед самостоятельным выбором идеалов, ценностей, смыслов, которые сосуществуют в обществе и нередко противоречат друг другу. Это проявляется в острой непримиримости религиозного и светского образования, противоречием между религиозным и научным объяснением мира. Предпринимаемые в последние годы попытки их диалога и согласования не привели к снятию противоречий в мировоззренческом состоянии общества. Противоречия между национальными и общечеловеческими ценностями, между прагматическими, гедонистическими устремлениями массового сознания и высокими целями Бытия, проповедуемыми религией, философией и искусством, разнонаправленные влияния семьи, школы, средств массовой информации усугубляют сложность мировоззренческого самоопределения юноши. В силу эклектизма, плюрализма общественного мировоззрения, молодой человек часто не может найти точку опоры в своих исканиях. Ему не всегда понятен предмет выбора, ему не хватает религиоведческих, философских знаний, у него много источников информации, но он далеко не всегда способен ее проанализировать. В таком сложном мире у юношества появляется соблазн остановиться на обыденном, житейском мировоззрении, отказавшись от решения «проклятых» вопросов Бытия, от активного и осознанного мировоззренческого самоопределения. Человек с обыденным, бытовым мировоззрением, лишенный личных убеждений, не выработавший в себе потребность рефлексировать, сомневаться, задавать вопросы, теряет способность «ориентироваться в мире», легко становится жертвой, «рабом случайных обстоятельств» [15] средством многообразных манипуляций. Педагогическая поддержка мировоззренческих исканий юношества становится одной из первоочередных задач современной педагогики. «В сфере образования наряду с процессом передачи знаний происходит и другой процесс - передачи способов самоопределения. Образование становится той сферой, в которой создаются прецеденты и образцы самоопределения», - пишет С.В. Савелова [11]. Из этого следует, что сегодня возникла насущная необходимость в создании педагогической концепции мировоззренческого самоопределения юношества. Литература
Рекомендовано к
публикации: -----
Svetlana E. Berestovitskaya
berest40@mail.ru
| |||
| |||
Copyright (C) 2011, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2011 г. № 0421100031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |