Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2011

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  1551  

Март 2011 г.


Зверева Татьяна Викторовна
аспирант  кафедры теории и методики профессионального образования, Шадринский государственный педагогический институт, г.Шадринск, Курганская область.
zverev@shadrinsk.net  

Педагогические условия активизации проектно-исследовательской деятельности студентов художественных специальностей


Аннотация

В статье рассматриваются вопросы создания педагогических условий, необходимых для активизации проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством.

 

Ключевые слова

обучение специальным художественным дисциплинам, обучение декоративно-прикладному искусству, проектная деятельность, исследовательская деятельность, активизация проектно-исследовательской деятельности студентов, учебно-творческие задачи, педагогические условия

Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства должна быть ориентирована не только на приобретение необходимого объема знаний, умений и навыков по художественным дисциплинам, но и на развитие способности будущих специалистов к самостоятельному поиску и применению новых знаний и технологий в условиях быстро меняющейся окружающей действительности. Это требует от них подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению профессиональных задач. Необходимым условием подготовки будущих учителей изобразительного искусства в соответствия с этими требованиями является увеличение доли проектно-исследовательской деятельности в процессе их обучения специальным художественным дисциплинам.

Особое место в процессе модернизации художественного образования занимает декоративно-прикладное искусство. Эта отрасль изобразительного искусства наиболее тесно связана с использованием в процессе художественного творчества материалов, инструментов и технологий, спектр которых непрерывно расширяется благодаря новым научным и технологическим достижениям.

Именно поэтому декоративно-прикладное искусство и в аспекте профессиональной художественной деятельности, и в аспекте обучения этому виду искусства, в наибольшей степени нуждается в том, чтобы в его структуре развивались компоненты исследовательской и проектной творческой деятельности. А это, в свою очередь, требует модернизации традиционных форм обучения декоративно-прикладному искусству и предполагает возрастание значимости организационно-педагогического обеспечения активизации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе.

Как показал анализ известных научных трудов, специфика проектно-исследовательской деятельности студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству и проблема активизации этой деятельности исследованы пока не в полной мере. Причём степень изученности рассматриваемой в нашем исследовании проблемы невозможно охарактеризовать без сопоставления результатов исследований по двум  традиционно выделяемым в педагогической науке проблемам: по проблеме организации и развития проектной деятельности обучаемых и по проблеме организации и развития их учебно-исследовательской деятельности.

Сущность и структура проектной деятельности, в том числе в контексте личностно-ориентированного обучения, рассматривалась в работах Н.В.Матяш [1], Н.Ю.Пахомовой [2], Е.С.Полат[3], Н.П.Сибирской[4], Н.Л.Чечеля[5] и др.  Обобщая многочисленные определения проектной деятельности субъектов образовательного процесса, можно определить её как особую форму учебно-познавательной, творческой активности обучаемых, проявляющуюся в достижении сознательно поставленной цели по созданию материальных или духовных объектов, имеющих личностную или общественную значимость. При этом в ней обеспечивается единство и преемственность различных сторон процесса обучения, и развитие личности субъекта учения. Проектная деятельность субъектов образовательного процесса несет в себе некоторые черты профессионального проектирования и проектировочной деятельности, однако имеет и собственные качественные особенности, включая отличия в мотивации, целях, ее результатах, обусловленных ее видовыми свойствами – свойствами учебной деятельности.

Понятие исследовательской деятельности, подходы к пониманию её смысла, значения и структуры рассмотрены в трудах С.Л.Белых [6], А. Н.Поддьякова [7], А.И.Савенкова [8] и др. В условиях образовательного процесса исследовательская (или учебно-исследовательская) деятельность рассматривается как специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, целью которой является получение новых для учащихся знаний об объекте исследования, формирование новых способов деятельности, исследовательских умений и познавательных мотивов. При этом она характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, а её структура соответствует структуре научной деятельности. Особенностью рассмотрения исследовательской деятельности в работах Л.С.Выготского [9], А.В.Леонтовича [10], А.В.Обухова, Л. Ф. Фоминой [11] является то, что она рассматривается, прежде всего, как деятельность по решению творческой исследовательской задачи.

Сравнение результатов известных исследований по развитию проектной и развитию исследовательской деятельности обучаемых, как относительно независимых феноменов, показало, что проектирование и исследование рассматриваются большинством авторов как взаимосвязанные, но разные по целям, смыслу и содержанию виды деятельности. Но уже в работах А.И. Савенкова, А В. Леонтовича, А.С. Обухова и др. обосновывается мысль о том, что на современном этапе развития этих видов деятельности они всё чаще рассматриваются в плане их синтеза, интеграции, особенно в условиях современного образовательного процесса. Это позволяет говорить о выделении интегративного способа организации учебной деятельности – проектно-исследовательской деятельности, и рассматривать её как новый феномен процесса образования, который до сих пор не получил достаточного теоретического обоснования, несмотря на то, что термин «проектно-исследовательская деятельность» всё чаще и с самым различным смысловым наполнением встречается в публикациях учителей-практиков.

Проведенный нами анализ литературы, показал также, что на сегодняшний день нет специальных исследований, посвященных вопросам организации проектно-исследовательской деятельности студентов художественных специальностей. А организация такой деятельности на занятиях декоративно-прикладного искусства не нашла отражения ни в научных публикациях, ни в публикациях, обобщающих или представляющих опыт преподавателей-практиков. Сопоставив этот факт с указанными выше требованиями к подготовке учителей изобразительного искусства и возможностями рассматриваемого интегративного способа организации учебной деятельности в плане приведения уровня  подготовки учителей в соответствие с этими требованиями, мы пришли к выводу об актуальности исследуемой проблемы совершенствования содержания проектно-исследовательской деятельности студентов художественных специальностей в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Решение этой проблемы с большой вероятностью приведёт к появлению инновационных форм, методов и средств повышения качества художественного образования будущих учителей.

Исходя из контекста художественного образования, мы рассматриваем проектно-исследовательскую деятельность как такой вид учебно-познавательной деятельности, который интегрирует в себе необходимые для решения проектных задач декоративно-прикладного искусства компоненты проектной и исследовательской деятельности, направленные на объекты декоративно-прикладного искусства, а также на решение соответствующих задач проектирования содержания обучения декоративно-прикладному искусству.

Аналогично, с целью дальнейшего уточнения, было принято рабочее определение процесса активизации проектно-исследовательской деятельности студентов художественных специальностей. Она понимается нами как процесс увеличения интенсивности взаимодействия субъектов художественного образования, направленный на развитие проектно-исследовательской деятельности, на повышение активности, инициативности студентов в поиске и решении учебно-творческих задач, содержательно связанных с декоративно-прикладным искусством.

Процесс активизации любой учебной деятельности сам по себе не возникает, а является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации необходимых педагогических условий. К таким условиям мы относим, прежде всего,  разработку и реализацию организационно-педагогической модели  активизации проектно-исследовательской деятельности студентов.  При этом в отличие  от понимания модели в гносеологическом смысле, т.е. как теоретического средства изучения, мы, говоря о педагогических условиях, рассматриваем модель активизации проектно-исследовательской деятельности как образец, как эталон организации педагогического процесса обучения декоративно-прикладному искусству (в соответствии с представленным в Большой советской энциклопедии первым значением термина «модель», он – термин, может трактоваться как мера, мерило, образец, норма, как образец, служащий эталоном (стандартом) для серийного и массового воспроизведения [12], в том числе как эталон организации процесса обучения).

Предложенная нами модель включает в себя следующие основные компоненты: проектный, исследовательский и проектно-исследовательский.

В проектном компоненте, выделяем в качестве цели обучения декоративно-прикладному искусству – формирование у студентов когнитивной (познавательной) базы проектной деятельности, которая предполагает опору на принципы, нормы и правила проектирования, что в совокупности позволяет организовать деятельность студентов  от идеи до ее практического воплощения.

Рассматривая исследовательский компонент в структуре обучения декоративно-прикладному  искусству, мы выделяем в качестве цели этого компонента - формирование когнитивного базиса исследовательской деятельности.

Это предполагает организацию самостоятельной работы студентов  по  овладению знаниями и практическими умениями в области исследовательской деятельности. А для этого необходимо организовать процесс решения специальных учебно-творческих задач исследовательского характера и методически обеспечить самостоятельную дополнительную работу студентов над задачами. Поэтому определяющим моментом  для данного компонента является организация самостоятельной деятельности студентов по вычленению, сопоставлению и комбинированию различных способов решения учебно-творческих задач

Это способствует тому,  что  в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, у студентов формируется способность к усмотрению новых способов создания декоративных изделий, новых технологий декоративно-прикладного искусства.

Целью же  проектно-исследовательского компонента обучения декоративно-прикладному искусству является интеграция  в процесс творческого преобразования объектов декоративно-прикладного искусства (т.е. в процесс, реализуемый в структуре проектного компонента) результатов,  полученных в структуре исследовательского компонента. Эта интеграция производится посредством мысленного и практического комбинирования (как этапа проектирования)   известных и ранее не приводимых во взаимодействие технологий, знания о которых были получены в процессе самостоятельного исследования. При этом для студентов результатом проектно-исследовательской деятельности является не только достижение учебных целей (формирование знаний, умений, навыков и в целом компетенций профессиональной деятельности в сфере декоративно-прикладного искусства), но и разработка  оригинального объекта декоративно-прикладного искусства и соответствующей оригинальной технологии.

Именно представленная структура модели проектно-исследовательской деятельности, представленные взаимосвязи её компонентов, являются основными ориентирами для организации учебного процесса, обеспечивающего достижение описанных выше результатов. Поэтому реализация данной модели становится необходимым условием активизации проектно-исследовательской деятельности студентов. 

Не менее важным и связанным с предыдущим условием является разработка системы учебно-творческих задач. Педагогическая организация процесса их решения является необходимым компонентом предложенной выше  модели.

Эта система  включает в себя следующие виды взаимосвязанных и последовательно выполняемых  задач на:

  • преобразование природных объектов  в объекты декоративно-прикладного искусства с помощью сочетания известных  (стилизации, трансформации, упрощения и т.д.)  и новых оригинальных приемов;

  • комбинирование различных техник  декоративно-прикладного искусства;

  • комбинирование отдельных операций из различных технологий изготовления изделий в декоративно-прикладном искусстве;

  • совершенствование технических средств и выбор новых материалов для реализации техник и технологических процессов декоративно-прикладного искусства.

Задачи первого вида предлагаются студентам после изучения теоретических основ  декоративно-прикладного искусства. Они направлены на организацию самостоятельной работы студентов по исследованию выразительных средств и приемов,  как важнейших компонентов декоративного образа, а также по экспериментальному проектированию, комбинированию и материальному воплощению найденных образов.

Формирование и развитие умений и навыков применения техник и технологий обработки материалов, организация творческого проектирования и изготовления изделий по отдельным видам декоративно-прикладного искусства реализуется посредством организации самостоятельной работы студентов по решению задач второго вида. Эта самостоятельная художественно-творческая проектная деятельность также предполагает проведение дополнительных самостоятельных исследований и позволяет студентам активно применять теоретические знания на практике.

По мере изучения отдельных видов декоративно-прикладного искусства учебно-творческие  задачи усложняются и организуется работа студентов по решению задач третьего вида. В ходе их  решения студенты должны продемонстрировать высокое качество выполнения неординарных проектов декоративных изделий с  применением техник и технологий нескольких видов декоративно-прикладного искусства, а также изготовление этих изделий с использованием различных, в том числе нетрадиционных материалов.  При этом основным компонентом их деятельности является комбинирование различных операций из различных техник и технологий изготовления объектов декоративно-прикладного искусства.

Завершение проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладного искусства организуется как процесс решения задач четвёртого вида с последующей рефлексией, проведением дополнительных исследований и интеграцией всех ранее полученных результатов в заключительном проектном решении. В процессе решения задач четвёртого вида главное внимание обращается на совершенствование технических средств для реализации технологических процессов декоративно-прикладного искусства. Это требует от студентов совершенного владения навыками работы с инструментами, высокого уровня сформированности  оригинального стиля применения и комбинирования технических средств и  свободного применения инструментов в соответствии с творческим замыслом проекта декоративного изделия.

Ещё одним условием активизации проектно-исследовательской деятельности студентов художественных специальностей  является уточнение специфических компонентов в организационной структуре этой деятельности, которое удалось внести благодаря проведённым нами исследованиям.

При этом и педагогическая и специальная (технологическая) составляющая подготовки учителя изобразительного искусства в процессе проектно-исследовательской деятельности наиболее продуктивно реализуется на основе контекстного подхода. Предложенная форма обучения декоративно-прикладному искусству, реализуемая посредством интеграции учебной и проектно-исследовательской деятельности и организованная как процесс последовательного решения взаимосвязанных учебно-творческих задач, позволяет преобразовать учебную деятельность в деятельность квазипрофессиональную (А.А.Вербицкий [13]). А в ней удаётся организовать два направления профессионального развития будущих учителей изобразительного искусства: специальный (собственно деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства) и педагогический (подготовка к организации проектной деятельности учащихся) [14]. Это обеспечивается организацией самостоятельной работы студентов, направленной не только  на решение предложенных преподавателем учебно-творческих задач, но и на их самостоятельный поиск, самостоятельную разработку их содержания. Так как содержание задач разрабатывается в соответствии с содержанием профессиональной подготовки, а сам процесс проектно-исследовательской деятельности студентов в основных его компонентах также максимально приближен по своей структуре, этапам и содержанию к реальному профессиональному проектированию и созданию объектов декоративно-прикладного искусства, то это даёт основание рассматривать его как процесс квазипрофессиональной деятельности. Причём предусмотрено преобразование этой деятельности в деятельность учебно-профессиональную и профессиональную, включая творческие аспекты, что  является в соответствии с контекстным подходом А.А. Вербицкого одним из основных элементов активизации обучения.

Результативность этого процесса обеспечивается применением эвристических методов (метод синектики, метод фокальных объектов, метод гирлянд ассоциаций и метафор, морфологический анализ и др.) и ассоциативно-синектической технологии развития креативности (автор С.А. Новосёлов [15]).

Проведённая опытно-поисковая работа по проверке выделенных педагогических условий позволила уточнить содержание понятия «проектно-исследовательская деятельность студентов художественных специальностей». Предложено рассматривать её как вид учебно-познавательной деятельности, интегрирующий в себе компоненты проектной и исследовательской деятельности, при этом ведущей деятельностью выступает проектирование учебных, квазипрофессиональных и профессиональных объектов и технологий декоративно-прикладного искусства и соответствующих учебно-творческих задач, содержательно связанных с этими объектами и технологиями. При этом, каждый этап такой деятельности сопровождается исследованием, самостоятельным поиском субъективно и объективно новых знаний, как об объекте проектирования, так и о способах решения учебно-творческих задач.

Литература

  1. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый- Брянск, 1999. – 379с

  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в  системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 272 с.

  4. Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н.П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. – М., 1999. – Т.2. – С. 344-345.

  5. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям// Методология учебного проекта. — М.: МИПКРО,  2001.

  6. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / Под ред. А.С, Обухова. – Ижевск:УдГУ, 2008

  7. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.

  8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. - 80 с.;

  9. Выготский Л.С. Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте // Избран, психол. исследования. М., 1982. Т.1. С.24

  10. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогических технологий// Школьные технологии – 1999 - №1-2 с. 132-137

  11. Алексеев Н. Г., Леонтович  А. В., Обухов  А. В., Фомина  Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.

  12. Большая советская энциклопедия 1974, с. 399

  13. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991. – 204 с.

  14. Краюхина О.Е., Новосёлов С.А. Активизация профессионально ориенти-рованного творчества студентов профессионально-педагогического вуза // Образование и наука. – 2008. - №8(56). – С.81-90.

  15. Новосёлов С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997.

Рекомендовано к публикации:
С.А. Новосёлов, доктор педагогических наук,
научный руководитель работы
С.А. Писарева, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

 ----- 

Tatyana V. Zvereva
Postgraduate student,   faculty of  theory and methods of professional education, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk, Kurgan region
zverev@shadrinsk.net

Pedagogical conditions of activisation of project-research activity of the students of art specialities

The article deals with the questions of creation  of pedagogical conditions which are necessary for activization of the project and research activity of students on decorative-applied art classes

Keywords: education of special art disciplines, education of decorative-applied art, project activity, research activity, activization of project and research activity of students, educational and creative tasks, pedagogical conditions

 


Copyright (C) 2011, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 20
11 г. № 0421100031
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/ 
Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100