Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2011

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  1574  

Май 2011 г.

Сапугольцев Вячеслав Юрьевич
соискатель по кафедре теории и методологии образования, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

svm-98_75@mail.ru

Педагогическое сопровождение развития креативности будущих дизайнеров костюма

Аннотация
Представлены возможности  организованного в вузе педагогического сопровождения  процесса  развития креативности – индивидуально-личностного качества будущих дизайнеров костюма.

Ключевые слова
креативность, будущие дизайнеры костюма,  развитие креативности, педагогическое сопровождение

Произошедшие  на рубеже XXXXI веков кардинальные  изменения в общественной идеологии и системе ценностей российского общества   привели  к необходимости поиска нового концептуального обоснования педагогических условий  компетентностного развития  будущих  специалистов. Ведущей стратегической задачей российского высшего образования становится подготовка специалистов, профессиональная компетентность которых основана на  предельной мобилизации  личностных качеств и, в первую очередь, творческих способностей.

Творческое своеобразие профессиональной деятельности дизайнера костюма требует индивидуального подхода к подготовке каждого отдельного специалиста,   отрицая, тем самым,  массовый характер тиражирования  применяемых педагогических технологий. В этой связи  для высшей профессиональной школы чрезвычайно  актуальна   востребованность  апробированных педагогических условий развития креативности будущего  дизайнера костюма, являющихся  основой построения индивидуальных  и индивидуализированных  образовательных программ вузовской подготовки.

Опытно-экспериментальное исследование, проведенное в Оренбургском государственном университете,  позволило сделать вывод о том, что креативность   дизайнера костюма будет развиваться  с большей эффективностью, если подготовка будущего специалиста  в вузе будет строиться на основе педагогического сопровождения, включающего комплекс методов, средств и технологий организации  индивидуальной и  групповой работы студентов,  предусматривающих  достижение   позитива совместного    эмоционального   переживания   результатов творческой деятельности.

Основываясь на концептуальных положениях научной школы О.С.Газмана [1-3],   нами была разработана  и  успешно апробирована    в  образовательном процессе  модель   педагогического  сопровождения   развития креативности студентов – будущих дизайнеров костюма.

Педагогическое сопровождение процесса развития креативности студентов - будущих дизайнеров костюма  включало  семь этапов-шагов [4]:  

  • входная диагностика уровня развития креативности;   

  • расширение когнитивно-эмоционального поля;   

  • помощь в выстраивании личностного отношения к предстоящей деятельности;    

  • построение индивидуальной программы творческой деятельности;   

  • реализации индивидуальной программы творческой деятельности;   

  • обеспечение адекватной самооценки;  итоговая диагностика уровня развития креативности .

Первый шаг педагогического сопровождения был связан с диагностикой исходного  уровня креативности  студентов-первокурсников, который   выявлялся  методами наблюдения, собеседования, анкетирования, тестирования.   Подобная информация  была  необходима не только для  построения  адекватных учебных  стратегий индивидуальной работы преподавателя  с  каждым студентом, но и  способствовала  конкретизации  содержательных  ориентиров  педагогического сопровождения процесса развития креативности  будущих дизайнеров костюма, начиная,   буквально,  с первых шагов пребывания в университете.  Основной образовательной целью этого  этапа  педагогического сопровождения, реализуемой  в дальнейшем  на протяжении всего периода вузовской подготовки,   явилось многостороннее  способствование становлению профессионально-творческого    опыта  будущего специалиста,  в том числе в аспекте  педагогически значимой  поощрительной помощи  авторитетного специалиста в разработке   и реализации собственных  дизайнерских идей.

Педагогическое сопровождение осуществлялось в двух направлениях. В  первом из них  нами продуктивно  использовались развивающие  возможности внеаудиторных занятий, связанные с направленным  созданием педагогических ситуаций включения первокурсников в  деятельность  по  организации  и оформлению  тематических выставок студенческих работ в университете и на городских площадках,  участие в   презентациях-показах  результатов  дипломных работ  старшекурсников на кафедре помогали студентам  ощутить себя  в качестве активных субъектов    творческой университетской среды.

Реализация второго направления педагогического сопровождения на диагностическом этапе  осуществлялась в режиме консультационной работы,  предполагала  актуализацию в ходе собеседования   по результатам  курсовых работ по дисциплине  «Конструирование костюма»  таких  методов  и приемов креативного  дискурса, как  спор, дискуссия, нахождение творческих компромиссов.  Так, обсуждение конечного продукта  курсовой работы – электронного  варианта   расчетов  параметров конструкции основы изделия и самого  макета изделия, выполненного  в натуральную величину из натуральной небеленой ткани, который мог  стать основой в коллекции собственной одежды, выступало   не только показателем   успешности    самостоятельной интегрированной работы студентов с материалом, изучаемым на других дисциплинах, но  способствовало раскрытию творческого потенциала будущих специалистов: они предлагали интересные варианты дополнения и совершенствования макета, обсуждали вместе с преподавателями  возможные приемы   компоновки с другими частями  личного  гардероба, учились обоснованно  отстаивать свою точку зрения в ответах на «провокационные» вопросы педагогов, побуждающие к креативному размышлению.

Целевая составляющая   педагогического  сопровождения  процесса  развития креативности студентов второго курса   была ориентирована на   расширение когнитивно-эмоционального поля  будущих дизайнеров костюма.

Исходя из того, что система предпосылок развития креативности базируется на личностных факторах,  предполагает   активное творческое саморазвитие студентов как субъектов  не только профессиональной, но  и  российской,     мировой  культуры, мы  стремились к   многостороннему   расширению и углублению  новых знаний,  достижению уровня небезразличного, переживаемого понимания и принятия     общечеловеческих ценностей и идеалов.

В режиме аудиторных занятий этому  способствовало содержание одного из базовых курсов  второго года обучения  «Конструктивное моделирование костюма», освоение которого предполагало творческое развитие  у студентов аналитических умений, художественно-эстетической  восприимчивости и чувствительности.

В аспекте педагогического сопровождения  обозначенные задачи курса диктовали   необходимость создания  на занятиях  особой психологической  атмосферы, позволяющей    студентам быть  более раскованными  и уверенными в себе, обмениваться  мнениями, личностными отношениями, ценностными переживаниями,   свободно общаться  в группе и с преподавателем с использованием  адекватной   профессиональной терминологии.  Успешному достижению целей педагогического сопровождения на этом этапе способствовало активное применение интерактивных методов обучения,  включая  использование  на занятиях экспресс-метода  расчетов конструктивного построения чертежей будущего  изделия с помощью стандартных таблиц, а также приемов   изменения стандартных чертежей по индивидуальным меркам.

Во внеаудиторной работе  расширение когнитивно-эмоционального поля  будущих дизайнеров костюма  наиболее успешно  осуществлялось  в  развивающем пространстве  российско-зарубежной  музейной   практики,  в качестве которого в нашем исследовании выступили путешествия по городам «Золотого кольца» России, поездки во Францию, Италию, Германию и Польшу.

Грамотно выстроенное педагогическое сопровождение музейной практики    выступило  не только основой  формирования творческого взгляда  студентов на многообразие явлений культуры и искусства,  но и явилось  важным условием развития креативности  будущих дизайнеров костюма, поскольку предполагало действенную помощь   студенту со стороны преподавателя  в осуществлении   анализа  когнитивного («я этого не знал/узнал») и эмотивного («мне это понравилось/не понравилось»)  состояния с целью формирования индивидуального опыта творческих идей и замыслов («я бы смог это сделать!»).

Основным   содержанием   следующего  этапа  педагогического сопровождения развития креативности  будущих дизайнеров костюма  явилось оказание   помощи  студентам  со стороны преподавателей  в выстраивании  положительного  личностного отношения    к предстоящей  профессиональной  деятельности.

Образовательная  работа  в этом направлении  преимущественно  осуществлялась в формате индивидуального собеседования и групповых занятий с использованием интерактивных методов, способствующих адекватности соотнесения индивидуальных  потребностей и желаний с наличным уровнем  способностей,    умений и навыков. Главная   задача  преподавателя  на данном этапе  педагогического  сопровождения  –  ознакомить будущих специалистов  с  личной  системой  ценностного отношения к профессии дизайнера и, путем доверительных, профессионально-ориентированных   индивидуальных  собеседований  помочь будущему специалисту в построении индивидуальной программы творческого  саморазвития.  Основным показателем  возможности перехода  студентов на новый этап творческой деятельности  выступило   устойчивое желание выполнить оригинальный проект на высоком качественном уровне.

Педагогическое сопровождение процесса развития креативности будущих дизайнеров костюма – студентов третьего курса  –  на этапе  построения  индивидуальной программы творческой деятельности  было направлено на   формирование осознанного и устойчивого желания к реализации   продуктивной  активности модельного формотворчества.

Третий курс обучения характеризуется усложнением изучаемого материала  и осваиваемых практических навыков конструирования и моделирования  при содержательном освоении   дисциплины  «Проектирование костюма».

По завершении третьего курса, на занятиях по конструкторско-технологической практике студенты разрабатывали   тематическую коллекцию одежды, состоящую из семи эскизов, три из которых необходимо было  представить модели, изготовленные  в ткани. Тематика коллекций   выбиралась  самостоятельно. Наибольший интерес вызвали студенческие коллекции   историко-этнографического профиля, созданные  в период проведения нашей опытно-экспериментальной  работы:   «Исторический костюм» (2006); «Русский народный костюм XIII XIV веков» (2007);   «Костюм по мотивам русского декоративно-прикладного искусства» (2008);    «Оренбургский казачий костюм середины XIX – конца XIX века» (2010). Со студенческой   работой 2009 года «Русский народный костюм XV XVI веков»  мы принимали участие в Европейском фестивале Средневековья, который проходил в августе этого же года в городе Хорсёнс королевства Дания.

На этом этапе  педагогического сопровождения мы активно использовали  образовательный потенциал  принципа  ситуативности творчества, реализуемого   в   конкурсных  ситуациях и актуализирующего    процессы  креативной  напряженности дизайнерского поиска, повышающие    мотивацию   к проективной творческой деятельности в целом.

Создание конкурсных ситуаций в группах  студентов, где признанными победителями становились те  из  участников, кто предлагал    не одну, а несколько оригинальных,   несущих  повышенную  смысловую и эстетическую нагрузку идей, способствовало утверждению профессионально-личностной  и образовательной значимости овладения (владения)  алгоритмами построения  индивидуальной программы творческого саморазвития.

Педагогическое сопровождение  на этом  этапе осуществлялось также и в формате индивидуального консультирования, в ходе которого преподаватели помогали студентам в освоении следующих профессиональных  умений проективной направленности: использование изобразительно-графического потенциала рисунка  в составлении композиций нового костюма;  творческий  поиск вариантов выражения замысла костюма в ткани и цветовом решении; разработка  макетных  образцов  проектной модели;  расчет и конструирование  технологического  режима  изготовления демонстрационного образца костюма; составление  спецификации требований к инженерному исполнению модели в промышленном масштабе; разработка  комплекса функциональных и композиционных решений подиумного представления.

Одной из   сфер образовательной реализации  содержания  данного этапа педагогического сопровождения явилась  консультационная  организация   и наставническое сопровождение (внеаудиторной) самостоятельной  работы  студентов   по созданию коллекций детской одежды, нередко выходящих на уровень   подлинных  «студенческих шедевров».

В качестве наиболее ярких  творческих примеров   можно привести   коллекцию  «Божья коровка», в которой не только переданы природные сочетания красок и форм, но и осуществляемые моделями характерные движения,  копирующие  неуклюжесть, тяжеловесность и, одновременно,   легкость двигательного облика насекомых,  достигаемого  использованием тонких летящих тканей. Коллекция «Солнечный зайчик», выполненная  с помощью ярких «брызгающих» красок,  удачно передавала непосредственность детского восторга и  игривое настроение, эскизная разработка которой была отмечена педагогами высшим баллом за  высокий профессиональный уровень. Коллекция «Индейцы» оказалась наиболее популярной у юных моделей в связи с сочетанием ряда характеристик: яркий колорит индейского орнамента на тканях; используемые характерные аксессуары – перья, ремни, шнуры, браслеты; удобство  носки – одежда не сковывала   движения. Коллекция «Арбуз» покорила зрителей, экспертов и педагогов тем, что ее  автору удалось композиционным решением оформления подиума и используемыми аксессуарами (сумки, зонтики, шляпки, обувь) создать настроение большого полиэтнического базара и традиционного  праздника сбора урожая.

Следующий, чрезвычайно важный  этап педагогического сопровождения развития креативности студентов – будущих дизайнеров костюма  был связан с  реализацией  индивидуальной программы творческой деятельности, начиная  от рождения замысла   и формулирования  идеи проекта,   и заканчивая    предметным образом  ожидаемого  (готового) продукта.

В своем образовательном осуществлении  данный  этап  педагогического сопровождения опирался на принцип личностного целеполагания,   обеспечивающий осознанную  согласованность целей творческой работы  студента и преподавателя, а также предполагал  принцип  свободы выбора индивидуальной творческой траектории. В последнем случае  сопровождающая роль педагога заключалась в  поддерживающем  курировании систематической  индивидуально-групповой  самостоятельной деятельности студентов  посредством  дифференцированного применения  соответствующих педагогических  технологий.

При выполнении  студентами  четвертого  года обучения   курсового  задания  дисциплины «Выполнение проекта в материале»  потенциал креативности будущих дизайнеров костюма  реализовался   не только и не столько в крое, стиле и шитье задуманного изделия, сколько в создании целостного образа модели. Поэтому одним из важнейших  условий  и показателей   развития креативности будущих специалистов   на  этом  этапе  педагогического сопровождения  явилось   становление  опыта профессионального  взаимодействия студентов с преподавателями кафедры, обладающими высоким уровнем творческой индивидуальности  и  дизайнерской харизмы. 

К числу обязательных     курсовых  проектов  следует отнести  творческую  работу  по созданию мужской коллекции и коллекции, выполненной в этническом стиле. Творческая реализация  казахских, мордовских и  татарских  мотивов  в костюмах курсовых  проектов студентов  четвертого курса получила  высокие оценки  преподавателей-экспертов. Достаточно интересным и   предполагающим высокий уровень развития креативности   являлся  студенческий  проект  «Моя семья (мама, бабушка, тетя)»:  требования усложнения кроя (на нестандартную фигуру и фигуру пожилого человека) на этом этапе сопутствовали желанию  угодить вкусу заказчика,  создать качественную, модную и удобную одежду.

Основными показателями  образовательной  успешности   данного  этапа педагогического сопровождения  выступили   победы студенческих работ в конкурсах и выставках,  предметных олимпиадах по проектированию и рисунку,   творческих показах (Актобе, Тюмень, Самара, Хорсёнс), а также  благосклонные отзывы членов  конкурсного  жюри о  высоком  качестве и оригинальности замысла, исполнения и презентации  творческих работ, представленных нашими студентами.

Следующий шаг-этап  педагогического сопровождения был направлен на обеспечение адекватной самооценки собственной творческой деятельности студентов, являлся важнейшим фактором профессионально-личностного самоутверждения  будущего дизайнера костюма, играющим   важную роль в  его дальнейшем творческом  самосовершенствовании. В процессе публичной демонстрации полученного продукта, будущий специалист   готовился к признанию значимости  своей  творческой деятельности и собственной личности.

Образовательным основанием этого шага педагогического сопровождения являлся принцип обязательной рефлексии, обеспечивающий выявление внешних (практических) и внутренних (личностных) приращений студента, формулирование выводов, оценку способов деятельности, обнаружение  позитива ее эстетико-технологических особенностей,  даже в случае   отрицательной внешней оценки.

При изучении дисциплины «Выполнение проекта в материале» от студентов пятого курса требовалось  создание коллекционного ряда по избранной тематике на основе   анализа  культурно-исторического наследия и использования элементов креативной  идеи в современном костюме, а также проявление  индивидуального (авторского)  почерка при создании коллекции. Необходимо было изготовить в материале не менее пяти изделий разработанной коллекции, подготовить группу манекенщиц (учитывая возраст, темперамент, габариты), оформить подиумную презентацию коллекции (музыка, свет, макияж, обувь, аксессуары), представить демонстрационный планшет с эскизами коллекционного ряда, а также разработать концепцию коллекции с обоснованием авторского взгляда на актуальность, практичность и перспективность идеи.

Основным   содержанием   завершающего  этапа педагогического сопровождения  процесса развития креативности студентов шестого курса являлось  многостороннее образовательное содействие со стороны преподавателей в успешной  защите  дипломного проекта    –  итоговой    диагностике   уровня развития креативности,   выступающей  кульминационным моментом   демонстрации развитой креативности будущих дизайнеров костюма.

Успешная реализация студентами обозначенных целей и задач дипломного проектирования,  подтвержденная  высокими  оценочными баллами компетентных членов государственной аттестационной комиссии,  стала возможной благодаря использованию не только образовательного резерва учебных занятий,  но и вследствие  объемной, креативно-центрированной   консультационной  работы, проведенной преподавателями со студентами во внеаудиторное время.

Позитивная динамика  сравнительной диагностики показателей  развития креативности студентов – будущих дизайнеров костюма  подтвердила образовательную эффективность разработанной системы педагогического сопровождения и позволила определить   педагогические  закономерности  ее  успешной  содержательно-практической  реализации:

  • создание педагогической среды  образовательного  единства процессов обучения, воспитания и развития будущих специалистов;

  • учет личностных свойств и индивидуальных особенностей студентов;

  • личная и социальная обусловленность целей, содержания и процесса формирования готовности будущих дизайнеров костюма к творческой профессиональной деятельности, базовой основой которой является развитая креативность.

Литература

  1. Газман О.С. Педагогика свободы - путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман // Новые ценности образования. – Вып. 6. – М.: Инноватор, 1996. – С. 10-39.

  2. Крылова Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования. – Вып. 4. – М.: Инноватор, 1996. – С. 132 - 152.

  3. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е.А. Александрова. – Ростов-на-Дону:  Феникс,  2010. – 336 с.   

  4. Сапугольцев В.Ю. Модель развития креативности студентов – будущих дизайнеров костюма в образовательном процессе вуза : сборник статей VI Международной научно – практической конференции «Образование в XXI веке: Проблемы и перспективы» / В.Ю. Сапугольцев. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. – С. 97-102. 

Рекомендовано к публикации:
В
.В. Кузнецов, доктор педагогических наук, научный руководитель работы
С.А. Писарева, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

-----

Viacheslav  Yu.  Sapugoltsev
Applicant of chair of the theory and methodology of education
, Orenburg State University , Orenburg
svm-98_75@mail.ru

Pedagogical support of development of creativity by the future designers of a suit

Possibilities to present the organized pedagogical support in high school for development of creativity - individually-personal quality of the future designers of a suit.

Keywords: creativity, the future designers of a suit, development creativity the future designers of a suit, pedagogical support.

 

Copyright (C) 2011, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 20
11 г. № 0421100031
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100