| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Анфимова Екатерина Борисовна Диагностическая программа изучения профессионально-творческой позиции будущих архитекторов и дизайнеров в вузе
Аннотация
Ключевые слова
Актуальность исследования профессионально-творческой позиции будущих архитекторов и дизайнеров обусловлена необходимостью готовить студентов к вхождению в профессиональную среду, воспитывать у них качества, способствующие творческому разрешению возникающих проблем [1 - 8]. Среди этих качеств особое значение имеет профессионально-творческая позиция, представляющая собой сложное структурно-уровневое образование, совокупность социальных, эстетических, нравственных регуляторов в сфере архитектурно-дизайнерской деятельности, которые возникают в результате рефлексии и обеспечивают гуманистическую и творческую направленность труда, детерминируют высокие качества его продуктов. В структуре профессионально-творческой позиции мы условно выделяем пять взаимосвязанных компонентов: мотивационный, когнитивный, ценностный, эмоциональный, операциональный. Исследовательская работа требовала выявления и фиксации уровней сформированности профессионально-творческой позиции, которых достигают студенты в результате проведенных диагностического и формирующего экспериментов. С этой целью нами были разработаны критерии и показатели, а также программа диагностики уровней сформированности профессионально-творческой позиции будущих архитекторов и дизайнеров. Мы обратились к опыту педагогических исследований А.В. Гуторовой, М.Э. Елютиной, Е.Г. Лаптевой, развивающих мысль о том, что диагностика должна учитывать все сферы проявления позиции во взаимосвязи [6 - 8]. Мы придерживаемся мнения Е.Г. Лаптевой, что позиция определяется характером составляющих ее компонентов и способом их взаимодействия. По результатам проведенного теоретического исследования профессионально-творческой позиции художника-проектировщика (архитектора и дизайнера), мы предлагаем использовать комплексный критерий, отвечающий следующим методологическим требованиям: объективность; наблюдаемость проявлений; определенность качественно-количественных признаков; возможность измерений. Комплексным критерием можно считать сочетание социальной направленности и художественной выразительности, уникальность, зрелость и полнота проявления всех компонентов профессионально-творческой позиции, обеспечивающих ее культуросообразность. Под культуросообразностью профессионально-творческой позиции понимается адекватность всех ее компонентов их требованиям, предъявляемым к процессу и результату художественно-проектной деятельности. Показателями комплексного критерия станут следующие проявления компонентов профессионально-творческой позиции:
Диагностика уровней сформированности профессионально-творческой позиции проводилась в рамках гуманистической образовательной парадигмы с применением ситуационного, герменевтического и диагностического подходов. В рамках ситуационного подхода основным методом диагностики является наблюдение, в рамках герменевтического подхода - «вчувствование» в духовную сущность воспитанника и происходящих событий, в ходе которого диагностируются понятия, суждения и умозаключения; поступки; выражения переживаний - творческие работы и другие «проявления жизни» [4]. Диагностический подход целесообразен в тех случаях, когда отсутствует необходимая информация для системного анализа, а также при локальных исследованиях, имеющих целью оценку конкретных параметров, которые, в соответствии с гипотезой, в наибольшей степени влияют на изменение качеств объекта. Содержание профессионально-творческой позиции выявлялось нами посредством специально подобранного и адаптированного к задачам исследования инструментария. В констатирующем и формирующем экспериментах были применены следующие методы, которые могут предоставить объективную информацию о наиболее значимых проявлениях профессионально-творческой позиции студентов: педагогическое наблюдение, беседа, интервью, опрос, анализ и интерпретация студенческих работ. Диагностировались основные показатели, входящие в комплексный критерий, характеризующий профессионально-творческую позицию (осмысленная активность; теоретическая и практическая профессиональная база; целеустремленность и творческий подход; личная эмоциональная включенность; эстетическое и ценностное отношение к действительности). При разработке диагностического инструментария программы мы опирались на результаты теоретического исследования проблематики формирования профессионально-творческой позиции будущего архитектора и дизайнера, на диагностические методы, зарекомендовавшие свою надежность и охарактеризованные в работах А.А. Мелик-Пашаева, Г.А. Федотовой, Джона Равена [5, 9, 10], и другие. Рассмотрим более подробно применявшиеся в экспериментальной работе диагностические методы. Для выявления уровня способности к постановке целей, активности и целеустремленности в их достижении у студентов нами использовались педагогическое наблюдение в специально инициированных педагогом ситуациях выбора. Такими ситуациями выбора является предложение сдавать экзамен в альтернативной форме, принимать участие в самостоятельной учебной и внеучебной деятельности, индивидуально выбирать тему для выполнения отчетной работы и другие. Для выявления уровня сформированности научного и конкретно-образного кругозора, способности к саморефлексии и саморазвитию мы обратились к статистике успеваемости студентов по теоретическим и практическим дисциплинам профессиональной направленности. Показатель оценивался экспертами по результатам промежуточного контроля знаний (в виде аналитических работ), самостоятельных творческих работ (отчетов, рефератов), итогового семестрового контроля знаний, выполнения задания «Копия произведения живописи». Социальная направленность деятельности, умение осуществлять выбор и принимать решения, ответственность, критическое, творческое и эстетическое мышление оценивалось при помощи педагогического наблюдения, тестирования, анализа учебных работ. Творческий подход студентов проявляется в выборе нестандартных тем для выполнения работ, в поиске нового подхода к выполнению заданий, в попытках делать выводы и проводить параллели с другими областями знаний. Для выявления эстетической направленности использовались адаптированные нами к особенностям архитектурно-дизайнерского образования модифицированные тесты А.А. Мелик-Пашаева [9]. Посредством тестирования выявлялся способ, применяемый студентами для классификации предметов: используются ли ими образные ассоциативные ряды, либо предметы классифицированы на основе очевидного общего признака - материала, цвета, назначения и других. В ходе экспериментальной работы использовалась широко известная методика «синквейн», применяемая педагогами в различных интерпретациях. Данная методика может быть легко адаптирована к любой дисциплине учебной программы, дает возможность отслеживать умение студентов подбирать аналогии и точные краткие образные определения, подводить итоги, считывать символическое содержание объектов. Для диагностики гуманистического мировоззрения, духовности, увлеченности, нравственности и толерантности мы проводили письменное интервью, в котором студентам предлагалось обсудить разделяемые ими ценности культуры, высказать свое мнение о практикуемых преподавателями формах работы, о преимуществах и недостатках, которые они могут выявить в своей и чужой учебной деятельности. Происходило наблюдение поведения студентов в ходе аудиторной работы, в ходе которого отслеживался сделанный ими выбор тематики самостоятельных работ, корректность высказываний в адрес выступлений других студентов на семинарах, заинтересованность и включенность в аудиторную работу. Проводился авторский опрос «Эмоциональная вовлеченность студентов». Ориентация на общечеловеческие, эстетические и профессиональные ценности выявлялась при помощи бесед и разработанных нами вопросников «Выявление личностных ориентаций» и «Выявление профессиональных ценностных ориентаций». Данные вопросники позволили охарактеризовать ценностную направленность будущего архитектора или дизайнера, его мотивацию, самооценку, степень самокритичности удовлетворенности собой и своей деятельностью, наличие саморефлексии, планов на будущее и ряд других характеристик. Для самодиагностики студентов в контрольной и в экспериментальной группах применялась программа «Самооценка сформированности профессионально-творческой позиции студентов художественно-технического вуза». Для выявления сформированности компонентов профессионально-творческой позиции был использован вопросник, составленный нами на основе методики исследования гражданской позиции студентов технического вуза, предложенной С.З. Мирветалиевой и Г.А. Федотовой [5]. Самооценка студентов проводилась по пяти блокам, каждый из которых соответствует одному компоненту профессионально-творческой позиции и включает три вопроса. В каждом вопросе студенту предлагается оценить по десятибалльной шкале проявление у него того или иного профессионально-значимого навыка или качества. Оцениваемые в вопроснике навыки и качества являются выявленными в теоретической части нашего исследования показателями сформированности компонентов профессионально-творческой позиции: способность работать в коллективе, толерантность, профессиональный кругозор, креативность, ориентация на профессиональные ценности, стремление создавать социально и художественно значимые проекты, и так далее. Таким образом, в результате анализа данных самодиагностики студентов мы получили баллы, отражающие степень сформированности каждого из компонентов профессионально-творческой позиции, а затем суммарный балл, отражающий степень сформированности профессионально-творческой позиции в целом на каждом из этапов эксперимента (в самооценке студентов). При подведении итогов диагностики происходило сопоставление данных, полученных посредством применения вышеперечисленных методик, что позволило получить комплексную оценку сформированности профессионально-творческой позиции студентов кафедр Архитектура и Дизайн Политехнического института в составе Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, принимавших участие в исследовании. Особенностью предложенной нами диагностической программы является ее многофункциональность. Программа не только позволила получить оценку сформированности профессионально-творческой позиции, интегрирующую точки зрения всех участников экспериментальной работы – студентов, педагогов, экспертов, но и послужила средством педагогического воздействия на процесс формирования профессионально-творческой позиции студентов. Этому эффекту способствовало постоянное активное участие будущих архитекторов и дизайнеров в различного рода учебной и внеучебной деятельности, организованной преподавателем с целью активизации и развития различных компонентов профессионально-творческой позиции. Ситуации выбора и принятия решений, рефлексия и саморефлексия в ходе проведения интервью и опросов, различного рода творческие выступления, исследовательская деятельность – все это является необходимыми условиями для формирования профессионально-творческой позиции будущих архитекторов и дизайнеров [1 - 8]. Кроме того, результаты работ, степень и качество участия студента в их создании, являющиеся предметом анализа в контексте исследования профессионально-творческой позиции, позволяют преподавателю производить промежуточный и семестровый контроль успеваемости студентов по дисциплине, в рамках и на материале которой происходит данная деятельность. Таким образом, рассмотренная выше программа в нашем исследовании выполняет диагностическую, формирующую и контрольную функции. Применение предложенной диагностической программы позволило: собрать данные, необходимые для выявления у студентов синкретического, фрагментарного, социально-направленного, интегративного и культуросообразного уровней сформированности профессионально-творческой позиции; подтвердить эффективность разработанной в ходе исследования модели формирования профессионально-творческой позиции будущего архитектора и дизайнера в вузе. Литература
Рекомендовано к
публикации -----
Ekaterina B.
Anfimova
Diagnostic program of studying professional and creative attitudes of future architects and designers in high school The article describes the diagnostic program, developed and used by the author in the pilot study of professional and creative attitudes of future architects and designers in high school. The program includes methods to diagnose the most significant manifestations of professional and creative attitudes needed to detect the levels of their forming. Keywords: architectural and design education, professional and creative attitude, diagnostics | |||
| |||
Copyright (C) 2011, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2011 г. № 0421100031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |