| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наймарк Елена Александровна Обучение исследовательской деятельности при изучении школьниками курса «Новая культура XVIII века»
Аннотация
Ключевые слова
Изменения, происходящие в современной жизни и деятельности заставляют пересматривать роль и значение исследовательского поведения человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. Становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательской деятельности требуются не только тем, кто связан с научной работой, они необходимы каждому человеку. В современном российском образовании это выражено в новых стандартах образования, которые ставят задачей развития у школьников метакогнитивных умений. Отечественная педагогика разрабатывает новые образовательные технологии, построенные на исследовательской деятельности учащихся в процессе образования. Предметом нашего исследования стали специальные предметные технологии по истории и обществознанию, связанные с исследовательской и проектной деятельностью старшеклассников. Для разработки образовательных технологий с элементами исследовательской и проектной деятельности были использованы формы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, апробированные в ряде центров образования Москвы: модульные уроки, элективные курсы, индивидуальное руководство проектами школьников, подготовка к конкурсам (олимпиадам0, конференциям, групповая работа с целью разработки механизмов внедрения учебных проектов в образовательную, научную, социальную среду [1; с.391]. Внедрение этих форм организации обучения планируется посредством одного из компонентов учебной дисциплины «Методология научных исследований», частью которого является элективный курс «Новая культура XVIII века. Обучение исследовательским проектам». Наиболее противоречивые сквозные сюжеты прошлого — одна из ключевых проблем гуманитарного образования. В настоящее время отмечается снижение интереса учащихся к «новой культуре» XVIII века [7; с. 93–111; 3; с. 18; 10; 125–132]. Курс призван повысить интеллектуальный уровень и мотивацию молодежи, способствовать развитию исторического мышления учащихся при изучении культуры России. Преподаванию истории культуры и проблемно-исследовательским технологиям уделяется значительное внимание в педагогической науке [1; с. 8–11; 9; с. 152–158; 13; с. 16–19]. Однако в практике школьного образования использование историко-культурных исследований в обучении не распространено. В современной методике обучения социальным наукам выделяется ряд проблем. Во-первых, не в достаточной мере используются современные подходы к исследованию истории культуры (ценностный, искусствоведческий, эстетический, диалогический, личностно-ориентированный, герменевтический) [2; с. 3–7]. М.В.Короткова противопоставила комплексное использование этих подходов «господствующему» в большинстве школ персоналистскому принципу [2; с. 3]. Вторая проблема состоит в том, что многие учителя отделяют культуру от широкого исторического фона. Поэтому видится необходимым рассматривать культуру в русле исторических сюжетов, а не только как особую сферу—мировую художественную культуру [1; с. 11].. Элективный курс «Новая культура XVIII века. Обучение исследовательским проектам» предлагается для изучения в 10-м классе. В этом данном возрасте учащиеся уже способны создавать исследовательские проекты и решать первые научные проблемы. На первых 10–15 уроках у учащихся формируются основы критического мышления На теоретических и практических занятиях анализируются несколько вариантов решения научных проблем (Таблица, тема 1). Базовый алгоритм стимулирования проблемного мышления учащихся включает:
С этой целью в пропедевтической части курса необходимо использование дискуссионных технологий с целью выделения периодизации русской культуры, ее генезиса. Важно научить учащихся использовать результаты фундаментальных исторических и культурологических исследований в этой области. На следующем этапе обучения учащиеся «погружаются» в прояснении такого исторического сюжета как «слом» средневековой ментальности и рождения светского, модернизированного социума ( Таблица 1, темы 2, 3). Организуется «brain storm», когда команды учащихся вовлекаются в обсуждение дуализма русской культуры XVII–XVIII вв. В дальнейшем учащиеся учатся использовать методы научного моделирования, определяют свою программу дальнейших исследований и создания проектов при изучении истории культуры в царствования Петра Великого (см. Таблица 1, темы 3, 4). Ученики приобщаются к многоплановому анализу картин, семантическому исследованию памятников живописи, скульптуры, архитектуры, декоративного искусства, в частности эмблем фейерверков. Учащиеся обучаются основным приемам сравнительного аналитического рассмотрения историографии «новой культуры» первой четверти XVIII века. Значительная часть программы посвящена изучению периода царствования Анны Иоанновны (Таблица 1, тема 6). В этом блоке программы изучается связь политической целесообразности культурного восстановления Санкт-Петербурга после повторного переноса в этот город столицы в 1730 году. После сопоставления основных направлений официальной «новой культуры» учащиеся овладевают методами системно-структурного анализа, учатся интерпретировать произведения «новой культуры», в частности эмблематических фейерверков и од к ним 1730-х годов. Учащиеся решают две исследовательские задачи. Выполняют сравнение основных оды и описаний к фейерверкам, выявляют основные идеи. Также они должны установить выступала ли Анна Иоанновна в эмблематическим картинах «превосходительницей» Петра Великого или она осталась «славной продолжательницей, расширительницей» его преобразований. В коронационном фейерверке 1732 г, описания которого опубликованы отдельной брошюрой и в «Приложениях к «Санкт- Петербургским ведомостям» это важное событие описано следующим образом: солнце в виде Анны разогнало врагов (предателей, которыми считались авторы «кондиций») [12] и осветлило империю миром [6] . Из анализа данных описаний фейерверков учащиеся получают сведения для выполнения первой задачи: определяют, что основные социально-культурные ценности 1730-х годов: бесстрашие, поражение врагов, при этом в культуре отражается торжество мира, просвещения. С 1737 года намечаются неявные попытки объявить Анну Иоанновну «превосходительницей» успехов Петра Великого. Учащимся показан социально-культурный контекст, в котором академики Академии наук интерпретировали идею преимуществ последующих царствований после 1725 года. 28 апреля 1737 г. после «богатой потехи» на воде императрица отправилась смотреть корабли в Адмиралтейские верфи Чрезвычайно символично то, как описывали новый стопушечный корабль «Анна Иоанновна» авторы «изъяснения»: «Своей добротою и великостью и протчею презрядною работою едва ли не лучше самого большого линейного корабля именуемого «Петр Великий»» [12; л. 195 (с. 380)]. С помощью анализа данного «текста культуры» учащиеся выполняют вторую проблемную задачу. Академики не случайно акцентируют внимание читателя на том, что Анна Иоанновна не уступает по величию Петру I. Однако на основании сравнительного анализа фейерверков и парадного искусства 1737–1740 гг. учащиеся понимают, что даже, порой, полное отсутствие упоминания о первом русском императоре в некоторых «планах» фейерверков не свидетельствует о прославлении собственной программы Анны Иоанновны — она оставалась «расширительницей» политического наследия своего дяди.
В курсе также создаются социальные проекты учащихся, проекты, которые имеют общественную ценность. В обсуждении с учениками отбираются наиболее интересные проектные идеи. Например, в 2010–2011 учебном году один из выбранных интересных проектов был выбран проект, обобщающий исследование «Парадное искусство царствования Елизаветы Петровны» в форме серии выездных экскурсий по Санкт-Петербургу по большинству мест «памяти» официальной живописи 1740–1760 гг. (Таблица 1, тема 7). Тема «новой культуры» времени царствования Екатерины II (Таблица, тема 8) интерпретирована как переходный этап от «новой культуры» XVIII века к расцвету романтизма XIX столетия. Практика показала, что это одна из самых сложных, противоречивых и в то же время интересных тем для исследователей-школьников. Таблица 1. Почасовая программа «Новая культура XVIII века. Обучение исследовательским проектам » (35 часов).
Методический потенциал курса значителен. Наибольшая мотивация учащихся обнаруживается при исследовании наиболее проблемных сюжетов истории культуры. Литература
Рекомендовано:
О.Б.Соболева, кандидат
педагогических наук,
научный руководитель работы -----
Elena A. Najmark
Training of research activity at studying by schoolchildrens of a course «New culture of XVIII century»
The article shows the implementation of innovative technology course
"new culture of XVIII century." Through
analysis of contemporary developments of teaching methods, archival
documents, the development of thematic planning mechanisms
established a school research project on the history of culture. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright (C) 2011, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2011 г. № 0421100031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |