Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2011

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  1619  

Июль 2011 г.

Зубко Анна Юрьевна
аспирант кафедры художественного образования и истории искусств, Курский государственный университет, г. Курск.

zuanna@bk.ru 

Этапы формирования композиционной культуры в системе профессиональной подготовки будущего художника-педагога 

Аннотация
Установлено, что процесс формирования композиционной культуры  в системе профессиональной подготовки будущего художника-педагога включает четыре структурных компонента: художественное видение окружающей действительности, владение спецификой композиционной деятельности, представление о структуре художественного образа, контекстное владение основами педагогического мастерства и осуществляется в процессе обучения последовательно, в системе четырех этапов.

Ключевые слова
композиционная культура, композиция, художник-педагог, компоненты композиционной культуры, этапы формирования композиционной культуры.
 

Задача овладения композиционной культурой становится особенно значимой в подготовке художника-педагога, который должен будет передавать базовые знания и умения художественной деятельности своим ученикам, а не быть лишь их индивидуальным обладателем. Такой художник (педагог) должен хорошо знать все особенности, пути и этапы формирования композиционной культуры – в этом главный залог успехов его будущих учеников.  

Под композиционной культурой мы понимаем процесс системного овладения теоретическими знаниями, практическими умениями в области композиции и на этой основе глубокое осознание связей и отношений всех явлений художественно-изобразительной деятельности, нацеленной на творческую самореализацию и развитие способностей к передаче накопленного опыта подрастающему поколению. 

В современной художественной педагогике накоплен богатейший объем научно-теоретической и учебно-методической информации о законах, правилах, различных приемах и средствах создания композиции,  особенностях проведения занятий, посвящённых композиции см., например, [1-11]. Несмотря на это, задача  формирования композиционной культуры в системе профессиональной подготовки будущих художников-педагогов  решается не вполне удовлетворительно. У студентов слабо формируется художественное видение окружающей действительности, недостаточно последовательно и систематично развиваются представления о структуре художественного образа. В процессе занятий композицией недостаточное внимание обращается на формирование мастерства решения композиционных задач у будущих художников-педагогов. Студенты далеко не всегда вовлекаются в коллективное обсуждение результатов выполнения учебных заданий и проведение самостоятельного анализа композиций. Все это препятствует полноценному развитию у будущих художников-педагогов целостного представления о сущности композиционной деятельности, о путях творческой и педагогической самореализации личности в процессе решения задачи формирования композиционной культуры.

В.В. Шульгина полагает, что "Композиционная культура -  универсальная характеристика художника-профессионала, духовное становление которого находится в постоянном процессе постижения профессиональных тайн через освоение универсальных законов гармонизации произведений, в самосовершенствовании себя как мастера" [11, с.33]. Однако это определение правомерно лишь для характеристики профессиональной подготовки художника-профессионала. Формирование композиционной культуры у будущего художника-педагога требует контекстного развития художественных и педагогических способностей в общей системе профессиональной подготовки. 

Сущность формирования композиционной культуры у будущих художников-педагогов заключается в необходимости обеспечить, с одной стороны, их творческую, художественную состоятельность, а с другой стороны, - основы профессионального педагогического мастерства в системе занятий композицией.

На основе проведенного нами теоретического и экспериментального педагогического исследования было установлено, что процесс формирования композиционной культуры  в системе профессиональной подготовки будущего художника-педагога включает четыре структурных компонента:

  1. художественное видение окружающей действительности;

  2. владение спецификой композиционной деятельности;

  3. представление о структуре художественного образа;

  4. контекстное владение основами педагогического мастерства (в процессе композиционной деятельности).

Формирование композиционной культуры студента осуществляется в процессе обучения последовательно, в системе четырех этапов. Их содержательная характеристика опирается на процесс освоения структурных компонентов композиционной культуры. 

Первый этап. Дифференцированное освоение элементарных основ создания композиции в системе формирования композиционной культуры. На этом этапе студент получает общие представления о структурных компонентах композиционной культуры. Особое значение приобретает формирование художественного видения окружающей действительности. Композиционные эскизы натюрморта выполняются студентом с натуры в процессе работы над каждым заданием. 

Овладение спецификой композиционной деятельности осуществляется в процессе теоретической и практической работы, где каждая новая закономерность или средство должны осваиваться будущим художником-педагогом всесторонне, с использованием различных выразительных средств создания изображения. Прежде всего, необходимо сформировать у студента представления о сущности некоторых наиболее важных элементарных средств построения изображения, таких как: масштаб, формат, композиционный центр, категории композиции. При этом закономерности должны осваиваться дифференцированно для того, чтобы студент мог более полноценно понять их сущность [8]. Выполнение большого количества зарисовок требует от студента многообразия вариантов решения поставленной учебно-творческой задачи и одновременно определенной качественной завершенности выполняемого эскиза или этюда. 

Представление о структуре художественного образа формируется посредством стимулирования активного стремления студента к поиску оригинального решения поставленных перед ним задач. Это способствует развитию у будущих специалистов мотивации к художественно-композиционной деятельности. 

Формируются прочные представления о том, что существует система знаний и умений, освоение которых дает возможность студенту реализовать свои творческие способности и в дальнейшем использовать их в педагогической деятельности. На данном этапе необходимо стимулировать участие студента в обсуждении собственных работ и работ коллег. В целом первый этап создает базу для полноценной работы студента на последующих этапах обучения и закладывает фундамент его будущей профессионально-педагогической деятельности. 

Второй этап. Освоение взаимодействия композиционных средств создания изображения в системе формирования композиционной культуры. На этом этапе осуществляется формирование представления студента о взаимодействии композиционных средств в решении художественного противоречия картинной плоскости и пространства картины. 

Процесс освоения художественного видения строится на основе наблюдения натуры, но в данном случае натура не носит постановочного характера. Натурные зарисовки как поисковая работа выполняются лишь на первых стадиях этапа и в дальнейшем используются студентом для художественного композиционного поиска и решения поставленных учебно-творческих задач. 

Одним из основных аспектов овладения спецификой композиционной деятельности является осознание функций взаимодействия художественных закономерностей и средств в изображении. Нахождение ритма плоскостного и пространственного решения композиции является одной из основных забот будущего художника-педагога. В результате на втором этапе у будущего художника-педагога формируется понимание процесса композиционной деятельности и стремление к целенаправленному развитию собственных художественных способностей. Сознательное стремление к созданию художественного образа в композиции, к осмыслению собственной изобразительной деятельности и деятельности своих коллег создает основу для следующего этапа развития. 

В процессе освоения основ педагогического мастерства на данном этапе важным является составление понятия о том, что композиционные знания и умения осваиваются более успешно в том случае, если учебный материал построен с учетом дидактических принципов системности, последовательности и доступности. Этой цели служит активное участие студента в коллективном обсуждении заданий в учебной деятельности. Понимание логики построения учебного процесса необходимо будущему художнику-педагогу в его дальнейшей профессиональной деятельности. 

Третий этап. Формирование композиционной культуры в процессе освоения эмоционально-эстетических особенностей создания изображения. На этом этапе будущий художник-педагог должен освоить эмоционально-эстетические функции композиционных средств. Формирование художественного видения претерпевает некоторые изменения. Выполнение первых эскизов по воображению с выявлением совокупности художественных качеств изображения, несущих эмоциональную выразительность, дает возможность сформировать основной замысел композиции. Обращение к натуре осуществляется после того как замысел композиции решен. Это позволяет студенту настроиться на эмоционально-эстетическое восприятие окружающей действительности. 

В овладении спецификой композиционной деятельности на данном этапе большое значение имеет понимание роли художественных средств в поиске эмоционально-эстетического наполнения изображения. Студент должен осознавать, что художественное средство может выступать в композиции как выразитель определенной эмоции. Например, светотень может выражать и радость, и грусть, и тревогу. В этом аспекте происходит практическое освоение различных композиционных закономерностей и средств. Постепенно у будущего художника-педагога формируется представление о том, что законченная композиция влияет на зрителя, который невольно поддается тому художественному прочтению, которое заложил в нее автор [2, 9]. Ритмическое, пространственное построение, характер тонального решения, особенности пластики форм, создание ощущения легкости или тяжести атмосферы и т.д., – все это воздействует на зрителя на ассоциативном уровне и позволяет автору активно влиять на сознание зрителя, передавать ему свои эстетические чувства через изображение. 

На протяжении третьего этапа постепенно развивается представление о структуре художественного образа. В это время особое значение имеет стремление будущего художника-педагога к поиску новых сочетаний композиционных средств передачи эмоциональной выразительности в композиции. Однако этот процесс сам по себе корректируется рамками полученного студентом задания по разработке конкретной темы, будь то иллюстрация к художественному произведению или создание образа городского пейзажа. 

К концу третьего этапа у студента должен быть накоплен достаточно богатый опыт анализа произведений искусств, он должен уметь рассказывать о закономерностях и средствах композиции в изображении. На данном этапе формирования композиционной культуры уровень представлений о выразительных возможностях художественных средств должен быть достаточно высоким для осуществления многостороннего, глубокого анализа композиций. Освоенные знания студент должен уметь использовать в сравнительном анализе собственных композиционных работ и работ коллег, а также учебно-творческих рисунков детей. Активность студента в процессе анализа композиций является показателем приобретения основ педагогического мастерства. 

Четвертый этап. Формирование композиционной культуры в процессе освоения выразительных средств создания целостного художественного образа в изображении. На этом этапе особое значение приобретает формирование у студента представления об изобразительных и выразительных возможностях композиционных средств передачи целостного художественного образа.

Формирование художественного видения осуществляется через призму поиска содержательного наполнения композиции. Разработка композиции ведется в основном по воображению. Однако на определенном этапе работы над эскизами возникает необходимость обращения к натуре для более тонкой и детальной разработки персонажей в сюжетной композиции. Предварительные эскизы композиции обсуждаются в учебной группе, студент отстаивает собственное видение решения темы. На данном этапе наиболее полно развивается и реализуется творческое воображение будущего художника-педагога. 

В овладении спецификой художественно-творческой деятельности композиционные закономерности и средства осваиваются в процессе создания целостного содержательного художественного образа через призму собственного мировосприятия. Постановка учебно-творческих задач требует детальной и активной исследовательской изобразительной деятельности. Сформированный к этому времени уровень мастерства позволяет чувствовать тонкости художественной деятельности, моделировать в сознании результат и достигать его практически. В это время особенно важным является формирование у будущего специалиста представления о том, что в создании художественного образа отражается определенный жизненный опыт автора, переданный изобразительными композиционными средствами.

В развитии представления о структуре художественного образа в композиции наступает самая ответственная фаза: у студента формируется понимание того, как функционирует его собственное образное мышление в процессе создания художественного образа. Композиция ценится не по ее «сделанности», а по тому, как, какими средствами передано то особенное в изображении, что владело мыслями и чувствами художника. Постепенно в эскизах просматривается проекция человеческих отношений, появляется реальное отражение личности ее создателя и времени, в котором он живет. Именно в этом постепенно выкристаллизовывается художественная состоятельность личности каждого студента.

Освоение основ педагогического мастерства на четвертом этапе приобретает свое конкретное проявление в непосредственном преподавании изобразительного искусства во время педагогической практики. В связи с этим у студента должно быть сформировано глубокое понимание сущности композиционной культуры, возможностей построения учебного процесса так, чтобы основы этого явления закладывались в самой содержательной ткани каждого занятия. 

Структура процесса формирования компонентов композиционной культуры представлена таблицей 1.  

            Таблица 1. Четырехэтапная структура формирования компонентов композиционной культуры будущего художника-педагога
 

компоненты

 

 

этапы

Художественное видение окружающей действительности

Владение спецификой композиционной деятельности

Представление о структуре художественного образа

Контекстное владение основами педагогического мастерства

1 этап

формирование дифференцированного видения художественных качеств натуры

последовательное систематичное освоение элементарных закономерностей создания композиции

формирование представления, о том, что художественный образ является производным внимательного наблюдения окружающей действительности

развитие способностей к коллективному анализу композиций

2 этап

формирование художественного видения связей и отношений частей и целого в натуре и в изображении

освоение способов решения противоречия между картинной плоскостью и пространством картины с использованием взаимодействия композиционных закономерностей и средств

формирование понимания, что художественный образ является результатом передачи взаимосвязей закономерностей и средств, предметов и явлений между собой

развитие способности самостоятельно сравнивать работы по определенным художественным параметрам

3 этап

формирование художественного видения эмоционально-эстетических особенностей натуры и изображения

освоение выразительных композиционных средств эмоционального воздействия изображения на зрителя

формирование понимания, что художественный образ является результатом эмоционально-эстетического переживания автора

развитие способностей к самоанализу и анализу композиций с выявлением эмоционально-эстетических особенностей передачи изображения

4 этап

формирование видения целостных содержательных связей и отношений объектов окружающей действительности

освоение средств создания содержательного  художественного образа в композиции как целостной системы

формирование представления о том, что художественный образ является совокупностью владения графическими, живописными, композиционными  средствами и художественно-образного мышления автора

развитие способностей к самоанализу и анализу композиций с выявлением особенностей создания целостного художественного образа; формирование умений объяснять задания

Последовательное, систематическое формирование компонентов композиционной культуры позволяет будущим художникам-педагогам системно овладевать необходимыми знаниями и умениями, обеспечивающими возможность творческой самореализации и развитие педагогических способностей. 

Литература

  1. Ветрова И.Б. Формирование художественно-образного мышления в процессе композиционной деятельности будущего педагога изобразительного искусства: Дисс. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / И.Б.Ветрова – М., 2004. – 369 с.

  2. Волков Н.Н. Восприятие картины. Пособие для учителя. Под ред. д-ра пед. наук И.П. Глинской. Изд. 2-е, доп. М.: Просвещение, 1976. – 32 с.: ил.

  3. Волков Н.Н. Композиция в живописи – М.: Искусство, 1977 – 264 с.

  4. Данилушкина С.Н. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции : Дисс. … канд. пед. наук : 13.00.02 / С.Н. Данилушкина – Алматы, 1999. – 216 с.: прил.

  5. Михайлов И.А. Формирование эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства в процессе выполнения композиции натюрморта : Дисс. … кан. пед. наук : 13.00.02 / И.А. Михайлов – Курск, 2005. – 198 с.: прил.

  6. Паранюшкин Р.В. Композиция / Серия «Школа изобразительных искусств». – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2001. – 80 с.: ил.

  7. Проблемы композиции. / В.В. Ванслов, С.А. Гавриляченко и др. – М.: Изобразительное искусство, 2000. – 292 с.

  8. Стариченко Д.Е. Формирование живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства в педвузе. : Дисс. … кан. пед. наук : 13.00.02 / Д.Е. Стариченко – Курск, 2009. – 283 с.: прил.

  9. Стариченко Н.Л. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графического факультета. : Дисс. … кан. пед. наук : 13.00.01 / Н.Л. Стариченко – М., 1984. – 130 с.: прил.

  10. Шорохов Е.В. Основы композиции / Учеб. пособие для студентов пед. Институтов / М.: Просвещение, 1979 – 303 с.

  11. Шульгина В.В. Формирование композиционной культуры студента-художника в условиях вуза. : Дисс. … кан. пед. наук : 13.00.08 / В.В. Шульгина – Магнитогорск, 2006. – 192 с.

Рекомендовано к публикации
Н.К.Шабанов, доктор педагогических наук,
научный руководитель работы
А.С.Роботова, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Anna Yu. Zubko
Post-graduate student of faculty of art formation and histories of arts, Kursk State University, Kursk.

zuanna@bk.ru

Stages of formation of composite culture in system of vocational training of the future artist-teacher

It is established, that process of formation of composite culture in system of vocational training of the future artist-teacher includes four structural components: art vision of the surrounding validity, possession of specificity of composite activity, representation about structure of an artistic image, contextual possession of bases of pedagogical skill also is carried out during training consistently, in system of four stages.

Key words: composite culture, composition, artist - teacher, components of composite culture, stages of formation of composite culture, system of vocational training


Copyright (C) 2011, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 20
11 г. № 0421100031
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100