| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Ярычев Насруди
Увайсович Конфликтологическая культура учителя: сущность и движущие силы развития
Аннотация
Ключевые слова Педагогическая деятельность учителя общеобразовательной школы насыщена стрессогенными факторами, многие из которых обусловливают эмоциональное выгорание и профессиональные деструкции, связанные с большими эмоциональными затратами в ситуациях постоянного общения и высокого чувства ответственности. Среди подобного рода стрессогенных факторов: фактическое отсутствие «права на ошибку», неудовлетворенность профессиональным статусом, страх потерять работу, недооценка профессиональной значимости со стороны руководства и коллег, отсутствие условий для самовыражения и самореализации и т.д. Механизмом снижение роли стрессогенных факторов в профессиональной деятельности мы рассматриваем развитие конфликтологической культуры учителя. Понятие «конфликтологическая культура учителя» рассматривается нами в контексте основных подходов к определению культуры: с позиции ценностей, деятельности, творчества, знаковых систем и сущностных сил человека. В этом плане наиболее полезными оказались исследования М.К. Мамардашвили, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, А.К. Уледова [1–4], основным лейтмотивом которых является положение о том, что культура неотделима от деятельности человека. Именно в процессе деятельности человек, с одной стороны, опираясь на познанное и достигнутое, преобразует материальные и духовные предпосылки своего существования. С другой стороны, осваивая эти предпосылки и получая при этом дополнительные знания, он обогащает свои сущностные силы, которые опять же требуют реализации. В результате человек создает вокруг себя разнообразный и богатый мир предметов, в котором отражаются физические и духовные возможности человека. При этом продукты человеческого труда (умственного или физического) выступают культурными ценностями. В сущности, культура представляет собой систему деятельности и ее продуктов, которая выступает сферой формирования и проявления сущностных сил человека и является качественной характеристикой общественного развития. Такое понимание культуры основывается на наиболее общих позициях и отражает возможные выражения реальных аспектов культуры как универсальной характеристики человеческого существования, многообразных проявлений ее исходной сущности. Культура осуществляет социально-гуманитарную роль; она представляет единство деятельности и ее результатов. Кроме того, понятие «культура» не подменяет понятие «социальное», поскольку культура является функцией общества и одной из ее характеристик. Раскрывая видовое отличие определяемого понятия, мы опирались на представления Г.С. Бережной, О.А. Ивановой, С.С. Учадзе о профессиональной деятельности учителя в конфликтогенной среде [5–7]. В результате мы пришли к выводу, что задача «конструирования» здорового образовательного социума требует от учителя умения направлять педагогические конфликты в конструктивное русло. Акцентируется внимание на том, что учитель, который не избегает конфликтов, а направлен на их разрешение, приобретает неоценимый личный опыт деятельности в конфликтогенной образовательной среде. К нему приходит понимание мотивов поведения субъектов педагогического взаимодействия. Понимание этих проблем дает реальную возможность учителю направлять энергию межличностных конфликтов на совершенствование педагогического процесса. Поэтому умение регулировать уже возникшее противостояние для учителя оказывается недостаточным. Важное место здесь занимает создание условий для предупреждения конфликта. Хорошо поставленная педагогическая работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения деструктивных конфликтных ситуаций. Анализ реальной педагогической практики показывает, что вся деятельность по предупреждению конфликтов представляет собой одно из конкретных выражений человеческой способности обобщать имеющиеся теоретические и эмпирические данные и на этой основе предсказывать и прогнозировать будущее. Иными словами, предупреждение конфликтов состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем. В результате родовидового анализа под конфликтологической культурой учителя мы понимаем интегративное личностное образование, включающее систему конфликтологических знаний, умений и способов деятельности, которые необходимы для осмысленного осуществления педагогических функций в конфликтогенной образовательной среде и разрешения противоречий, возникающих между различными субъектами педагогического взаимодействия. Данное определение фиксирует следующие два момента. Во-первых, речь идет об осмысленном осуществлении учителем педагогических функций, которые не сводятся к обучению и воспитанию учащихся, а выходят за рамки основного образовательного процесса и касаются взаимодействия с родителями учащихся, коллегами-учителями и администрацией общеобразовательного учреждения. Такое представление о педагогических функциях учителя позволяет снять необоснованные выводы о выполнении учителем функций в рамках преподаваемого предмета. Во-вторых, предполагается направленность деятельности учителя на разрешение противоречий, возникающих между различными субъектами педагогического взаимодействия. Эта позиция определяется нашим стремлением подчеркнуть роль учителя именно в предотвращении конфликтов. Умение именно не доводить дело до конфликтов, как раз, и отражает отличительную черту конфликтологической культуры. Учителю важно создавать такие условия, чтобы нивелировались признаки конфликтной ситуации. А для этого ему необходимо грамотно обнаруживать и идентифицировать противоречия, возникающие между различными субъектами педагогического взаимодействия. Исследование внутреннего строения конфликтологической культуры учителя целесообразно осуществлять в соответствии с представлениями Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева об общей культуре личности, соответствующая модель которой отражает отношение человека к миру, себе, другим, труду, природе и определяет три основных плана рассмотрения: культура личности, культура деятельности и культура социального взаимодействия [8; 9]. Конкретизируя такое понимание общей культуры человека к особенностям деятельности учителя в конфликтогенной среде, в качестве структурных составляющих конфликтологической культуры мы выделяем когнитивный, перцептивный, аксиологический, мыследеятельностный и коммуникативно-творческий компоненты. Основу когнитивного компонента составляет совокупность смыслов, т.е. теоретических представлений о педагогических конфликтах, причинах их возникновения и способах преодоления. В силу этого конфликтологические знания, став элементом профессионального мировоззрения учителя, обусловливают выбор им конструктивных, а, следовательно, «культурных» профессиональных действий. Перцептивный компонент фиксирует уровень усвоения и соблюдения учителем в педагогическом взаимодействии этико-эстетических норм оформления внешности, применения и расширения знаний в области эффективного восприятия человека человеком. Аксиологический компонент представлен системой ценностей, выстраивающихся вокруг таких главных ценностей, как «жизнь», «ценность Я» и «ценность Другого». Мыследеятельностный компонент проявляется в способности мышления учителя перерабатывать информацию и принимать решения, а также в осуществлении действий, направленных на конструктивное предотвращение конфликтов. Коммуникативно-творческий компонент определяет «культуру участия» учителя в педагогическом взаимодействии в конфликтогенной среде, а также отражает его коммуникативные навыки и творческие силы. В данной статье мы хотели бы остановиться и на вопросе о сущности развития конфликтологической культуры учителя. За основу нами принята позиция, в соответствии с которой развитие представляет собой процесс прогрессивных изменений чего-либо, связанный с его совершенствованием, приобретением новых положительных качеств и свойств. В результате развития образуется новое качественное состояние объекта, которое отличается от предыдущего и по составу, и по структуре. На этом основании развитие конфликтологической культуры учителя определятся нами как взаимосвязанный и развертываемый во времени процесс направленного изменения когнитивного, перцептивного, аксиологического, мыследеятельностного и коммуникативно-творческого компонентов, которые в своей совокупности обеспечивают возможность осмысленного осуществления учителем профессиональной деятельности в конфликтогенной среде. С целью определения психолого-педагогического механизма развития конфликтологической культуры личности нами осуществляется опора на идею Л.С. Выготского о «культурном восхождении и расширении личности» посредством овладения собой через знак и текст культуры, путем преодоления противоречия между индивидуально-психологическим и культурно-историческим [8]. Осмысление развития конфликтологической культуры учителя в аспекте «культурного восхождения» позволяет рассматривать его и как процесс реализации стремления культуры к совершенству. Движение культуры к «акме» символизирует смену равновесных и неравновесных ее состояний. При этом процесс смены равновесных и неравновесных состояний мы связываем с рассмотрением конфликтологической культуры учителя как самоорганизующейся, саморазвивающейся и самоуправляемой системы. Смена равновесных и неравновесных состояний раскрывает «психологическую природу» развития конфликтологической культуры учителя как процесса формирования новообразований. Это обусловлено тем, что новообразования как разноуровневые качества и свойства, в своей совокупности образующие конфликтологическую культуру учителя, определяют такие состояния, которые обладают высоким и низким энергетическим содержанием, т.е. являются неравновесными состояниями. Эти неравновесные состояния и являются основной причиной появления психологических новообразований в личности учителя. Такое понимание «природы» возникновения психологических новообразований позволило определить три этапа в развитии конфликтологической культуры учителя: зарождение, закрепление и преобразование. На этапе зарождения формируются психические процессы, в которых данное новообразование проявляется в конкретных аспектах педагогического взаимодействия. На этапе закрепления новообразование становится более выраженным и устойчиво проявляется в деятельности учителя. Обнаруживается это, в частности, в том, что данное новообразование присутствует в различных ситуациях взаимодействия учителя с различными субъектами образовательного процесса. На этапе преобразования данное новообразование как составной элемент конфликтологической культуры учителя обусловливает появление других психических новообразований, которые способствуют проявлению функций конфликтологической культуры в самых разных, в том числе и нестандартных, ситуациях педагогического взаимодействия. Представление конфликтологической культуры в виде интегрального образования высокого уровня обобщенности и этапный подход к ее развитию позволили говорить о существовании следующей иерархической «лестницы» восхождения к культуре «грамотность – компетентность – культура» (Н.И. Исаева, Н.В. Самсонова, Е.В. Селезнева) [10–12]. При этом содержательный аспект элементов данной «лестницы» базируется на субъективных факторах, которые имеют влияние на характеристики конфликта и определяют способ деятельности человека в условиях конфликтогенной среды. Такое выражение этапности в развитии конфликтологической культуры является определенной интерпретацией идеи Л.С. Выготского о «культурном восхождении и расширении личности» [8]. Психологический механизм развития конфликтологической культуры определяется внутренней активностью личности учителя, его направленностью на преобразование своих взглядов и внутреннего мира по отношению к различимым потенциальным субъектам конфликтных ситуаций. На передний план при этом выдвигается активное качественное преобразованием учителем своего внутреннего мира, которое приводит к принципиально новому его строю и способу педагогической деятельности в конфликтогенной образовательной среде. Таким образом, ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно; более того, наличие конфликтов есть показатель нормального развития. Нередко ни учителю, ни учащемуся не хватает культуры и техники взаимодействия, что приводит к взаимному отчуждению. Поэтому необходимо ставить вопрос о развитии конфликтологической культуры учителя, а для этого важно разобраться в ее сущности и психологических механизмах развития. Предложенные материалы являются результатом теоретического осмысления проблемы развития конфликтологической культуры учителя. Мы исходили из того, что в понимании конфликтологической культуры умение регулировать уже возникшее противостояние оказывается недостаточным. Важное место здесь занимает создание условий для его предупреждения. Решение этой сложной задачи требует осуществления системной работы по развитию у учителя способов практической деятельности по заблаговременному распознаванию, устранению или ослаблению конфликтогенных факторов и эффективному осуществлению педагогических функций в конфликтогенной образовательной среде. А для этого следовало разобраться в сущности конфликтологической культуры учителя и определиться с движущими силами ее развития, что собственно и было сделано в настоящей статье. Литература
Рекомендовано к
публикации -----
Nasrudi U. Yarychev Conflictological culture of a teacher: the essence and driving forces of development The essence and inner structure of conflictological culture of a teacher are considered in accordance with modern ideas about human’s general culture. Psychological interpretation of development of teacher’s conflictological culture connected with the idea of L.S. Vygotsky about “cultural ascending and personal expansion”. Key-words: culture, prevention of conflicts, conflictological culture, “cultural ascending”, development of conflictological culture | |||
| |||
Copyright (C) 2011, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2011 г. № 0421100031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |