Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2011

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  1635  

Август 2011 г.

Маминова Наталья Владимировна
соискатель по кафедре педагогики, Владимирский государственный гуманитарный университет, г. Владимир

maminova82@mail.ru

Отражение идей педагогики американского прогрессивизма в профессионально-педагогической подготовке учителя в России в конце XIX-первой трети ХХ веков

Аннотация
Статья характеризует отражение идей педагогики американского прогрессивизма в подготовке учителя в России в конце
XIX-первой трети XX в. В статье объясняются предпосылки, способствующие заимствованию идей, рассматриваются конкретные примеры использования содержания учебных предметов, организационных форм и методов прогрессивного образования Северо-Американских Соединенных Штатов в педагогических учебных заведениях нашей страны.

Ключевые слова
педагогика американского прогрессивизма, педагогическое образование, организационные формы и методы обучения, педагогическая практика

Реформы 60-х годов XIX столетия положили начало процессу демократизации образования. Право на образование получили мальчики и девочки всех сословий. В этой связи внимание к педагогическому образованию, необходимость его коренной перестройки встала особенно остро. Не будет преувеличением сказать, что в стране система подготовки педагогических кадров отсутствовала. А.С.Пругавин отмечал, что «почти повсюду большинство учителей составляют крестьяне, которые во многих местностях составляют 2/3 всех занимающихся обучением» [1, с.67]. В числе учителей можно было встретить лиц, занимающихся нищенством, отставных чиновников, пастухов, и других лиц, не имеющих специальной педагогической подготовки. По данным Тверской губернии на 1988 г. количество учителей, обучившихся в гимназиях, реальных училищах, духовных семинариях, в учительской семинарии и в корпусах составляло 7,3 % [там же, 69]. Иными словами, процент учителей, получивших подготовку непосредственно в учительских семинариях, был ничтожно мал. Подготовка учителей в существовавших тогда учебных заведениях характеризовалась религиозным догматизмом, пассивностью методов обучения, акцентом на знание предмета и приемов воспитания. Творческий, исследовательский и психологический компоненты в подготовке учителя практически полностью отсутствовали. 

Теоретики и практики отечественного образования начали вести активный поиск идей, которые легли бы в основу системы подготовки учителей. Они изучали опыт подготовки педагогических кадров в Германии, Великобритании, Франции и в других европейских странах. В Северо-Американских Соединенных Штатах (САСШ) в это время возникло реформаторское движение, которое получило название «педагогика прогрессивизма». Ее идеи изучались отечественными учеными, и нашли благоприятную почву в системе отечественного школьного и педагогического образования. 

Примером для отечественных педагогов являлось то, что в САСШ факультеты педагогических наук были основаны почти во всех университетах. Забота о непрерывном образовании учителей в Северной Америке вызывала у них особое восхищение. «И что особо назидательно», - отмечал Г.А. Фальборн, – «Гюйо, Паульсен, Компаре, Ушинский менее известны у себя на родине, чем в Америке. Миллионы экземпляров их сочинений распространены среди всего учащего персонала северо-американских школ» [2, с.28]. Г. Компэйрэ в свою очередь писал, что ни Франция, ни Германия не могли соперничать с Северной Америкой в отношении количества серьезных сочинений по теории и практики образования. «Даже политические и литературные периодические органы печати, как например “Forum” не стесняются посвящать целые столбцы вопросам педагогики», - отмечал он [3, с.58]. 

Революция 1905-1907 гг. усилила процессы демократизации школы. Корневыми основами российской педагогики становятся напряженный интерес к личности ребенка, стремление познать его во всех проявлениях. Идеи прогрессивной педагогики САСШ, проповедовавшей принцип педоцентризма, пали в России на благоприятную, подготовленную почву. Развитие капиталистических производительных сил с конца XIX века обусловило отказ от ремесленной школы Г. Кершенштейнера и ориентации на индустриальную трудовую школу.

В связи с этими тенденциями влиянию американского прогрессивизма подверглась подготовка учителя в России. Перечислим те черты педагогики прогрессивизма, которые нашли отражение в подготовке российского учителя. Прежде всего, это использование активных методов обучения, таких как исследовательский метод, метод проектов, замена пассивной лекции на лекцию-обсуждение, «обучение посредством делания», увеличение психологической подготовки, усиление связи теории обучения с практикой, а также связи обучения с жизнью и производительным трудом. Стоит отметить, что влияние прогрессивного образования отнюдь не было повсеместным, скорее фрагментарным. Консервативные традиции и религиозный догматизм в то время доминировали в российском образовании.

Рассмотрим примеры внедрения идей американской педагогики прогрессивизма в практику подготовки отечественного  учителя. После революции 1905-1907 гг. в некоторых передовых педагогических учебных заведениях была усилена педагогическая и психологическая подготовка. Так, например, в Педагогической Академии в Петербурге, учрежденной на базе Педологических курсов в августе 1907 г. изучалась педагогическая психология, история педагогики, патологическая педагогика, введение в педагогику, психология [4, с.12]. С 1906 г. в программу курсовой подготовки были введены беседы по психологии [5]. 

Русских педагогов начал привлекать исследовательский метод, разработанный Д. Дьюи. Призывы к его использованию стали звучать в отечественной печати. «Искра исследовательского духа – драгоценное сокровище не только в ученом, но также в учителе и ученике народной школы; и эту святую искру научного познания надо не тушить и засаривать, а поддерживать и развивать», - писал Е.А. Звягинцев [6,66]. Исследовательский метод применялся в подготовке учителей в вышеупомянутой Педагогической Академии [4, с.41].

I всероссийским съездом по вопросам народного образования (1914 г.) было постановлено введение в каждой школе принципа активности, трудового принципа, систематических экскурсий, развитие инициативности, самодеятельности и творчества детей. В связи с этим съезд счел необходимым введение в курс педагогических учебных заведений ряда предметов, дающих необходимую теоретическую и практическую подготовку [7,15-18]. Так, например, в учебные планы учительских семинарий, двухгодичных и трехгодичных курсов были введены программы обучения будущих народных учителей способам сельскохозяйственной деятельности, местным ремеслам и промыслам, которыми занимались жители тех мест, где учителю предстояло работать [8, с.72-74]. Практически повсеместно на педагогических курсах проводились экскурсии.

Отечественных педагогов заинтересовала организация в Северной Америке летних педагогических курсов. «Кажется, что во время вакаций, которые в других странах являются временем полного бездействия, американские учителя работают более, чем когда-либо», - отмечал Габриэль Компэйрэ [3, 70]. Эта идея получила распространение  в нашей стране в конце XIX века в виде повсеместной организации летних педагогических курсов. Разные по срокам и направлениям, они вносили существенную помощь в дело повышения квалификации учителей.

Таким образом, некоторые идеи педагогики американского прогрессивизма начали прививаться в России еще в дореволюционный период, однако педагогическое образование того периода все еще характеризовалось догматизмом, пассивностью обучения и репродуктивным характером.

Революционные потрясения 1917 г., способствовали изменению массового сознания,  уменьшению религиозности и распространению научного знания. Перед новым обществом встала задача подготовки человека, обладающего креативностью мышления, творческим потенциалом и способного активно и конструктивно участвовать в социальной жизни.

Решение этой задачи требовало кардинально новой системы подготовки учителей, от которых теперь зависел культурный и образовательный уровень всех слоев населения. Выполнению задачи благоприятствовала усилившаяся после 1917 г. открытость российской образовательной системы, открывшаяся возможность искать решение возникающих проблем в новом зарубежном опыте. В этот период в Северо-Американских Соединенных Штатах интенсивно развивается демократическое общество и соответствующая этому обществу школьная система. Усиливается влияние педагогики прогрессивизма на школьное и педагогическое образование Советской России.

Один за другим в нашей печати появляются переводы работ Д. Дьюи,  представителя одного из основных постулатов прогрессивизма – прагматизма  («Психология и педагогика мышления» 1919, «Введение в философию воспитания» 1921, «Школы будущего» 1922, «Школа и ребёнок» 1923 и др.). Опубликованы переводы работ У. Килпатрика («Метод проектов» 1925, «Основы метода» 1928), Э. Паркхерст («Воспитание и обучение по Дальтонскому плану»), Е. Коллингс («Опыт работы американской школы по методу проектов» 1926). Отечественные исследователи издают собственные труды, раскрывающие идеи прогрессивного образования (Беляева Е. «Виннетка-план» 1927, Иванов С. «Трудовые процессы в американских школах» 1922, Комаровский Б. «Философские предпосылки педагогики Дьюи. Прагматизм и педагогика» 1927) и др. [9, 78-489]. Немало внимания в советской периодической печати того периода уделяется вопросам педагогического образования в САСШ.

Активными проводниками идей педагогики прогрессивизма в практику подготовки советского учителя были такие видные педагоги того времени, как С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.Г. Калашников, А.В. Луначарский, А.П. Пинкевич, В.Н. Шульгин, М.Н. Покровский, М.М. Рубинштейн, Б.Б. Комаровский. Участвуя в разной степени в подготовке учителей, все они в той или иной мере использовали в своей деятельности идеи педагогов-прогрессивистов САСШ.

Изучение положений педагогики прогрессивизма укрепило уверенность отечественных педагогов в увеличении психологической составляющей подготовки учителей. Количество часов, отводимых на изучении психологии, значительно выросло. В системе подготовки учителей сместились акценты на политехническое образование. В ряде случаев в учебный план была включена индустриально-педагогическая студия, которая имела целью дать общее политехническое образование, ознакомить слушателей с современной техникой. В учебные планы по подготовке учителей под разными названиями повсеместно были включены предметы,  раскрывающие принципы трудовой школы. Трудовой компонент, «обучение посредством делания» стали неотъемлемой частью подготовки учителей.

Движение «непрерывной практики», возникшее в 20-е годы в системе педагогического образования в Северной Америке, способствовало увеличению удельного веса педагогической практики в педагогических учебных заведениях нашей страны. В 1924 г. был принят новый учебный план педтехникумов, усиливший профессионально-педагогическую подготовку учащихся. Повышался удельный вес педпрактики, которая должна была начинаться с 1 курса. Разработанные Д. Дьюи фазы организации педагогической практики,  были взяты за основу при организации педагогической практики в нашей стране. Критическое обсуждение пробных уроков практикантов под руководством методиста, предложенное Д. Дьюи, стало частью практической подготовки советского учителя. Создание школ-лабораторий при педагогических учебных заведениях, основанное на идее создания таких школ при педвузах США, значительно облегчило организацию педагогической практики в нашей стране.

Исследовательский метод, разработанный Д. Дьюи, получил широкое распространение в педагогических вузах 20-х гг.  С 1924 года во всех вузах страны, в том числе и в педагогических, были введены обязательные дипломные работы.

В педагогическом образовании Северной Америки лекция как форма обучения была подвергнута резкой критике и на первое место вышли более свободные формы обсуждения. В некоторых молодых вузах нашей страны с новым преподавательским составом под влиянием активных методов обучения отказались от лекций и заменили их семинарскими и лабораторными занятиями [10, с.83].

Идеи прогрессивного образования САСШ будоражили умы советских ученых до начала 30-х гг. В 1932 г. постановление ЦК ВКП (б) прекратило процесс творческого заимствования.

Стоит отметить, что использование идей прогрессивного образования САСШ не решило всех проблем отечественной системы подготовки учителей, нередко чрезмерное увлечение этими идеями создавало новые трудности. Также педагогика прогрессивизма была далеко не единственным влиянием, которому подвергалась подготовка отечественного учителя. Однако  изучение и освоение активных методов педагогики американского прогрессивизма в значительной степени обогатило знания учителей в культурном, техническом и практическом плане, сблизило их обучение с жизнью, способствовало их раскрепощению и более успешной самореализации в процессе профессиональной деятельности.

Литература

  1. Пругавин А.С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. С.-Петербург, 1895. – С. 67.

  2. Фальборн Г.А. Всеобщее образование в России. Москва, 1908. – С. 28.

  3. Компэйрэ Г. Народное образование в Соединенных штатах. // Русская школа. - №7, 1899.  – С.-Петербург. – С. 58.

  4. Труды С.-Петербургской Педагогической Академии. Выпуск I. Начало дела. Возникновение Педагогической Академии, общие основы ее организации и первые работы слушателей. – С.-Петербург, 1910. – С.12.

  5. ГАРФ Ф. 450. Оп. 2. Д. 13. Л. 24.

  6. Звягинцев Е.А. Народная жизнь и школа. / Статьи по вопросам преподавания в начальной школе. М., 1912. – С.66.

  7. Резолюции I всероссийского съезда по вопросам народного образования. // Учитель и школа. – 1914. - №1. – С. 15-18.

  8. Смирнов В.И.  Педагогическое образование в России конца XVIII-начала XX вв. // Педагогика. – 2002. -  №5 -  С. 72-74.

  9. Пискунов А.И. Советская историко-педагогическая литература (1918-1957). Систематический указатель. - М., Изд. АПН РСФСР, 1960.  – С. 78-489.

  10. Васильев К.И. Очерки по истории высшего педагогического образования в РСФСР (1918-1932 годы) / К.И. Васильев. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1966. – с. 83.

Рекомендовано к публикации
Е.Ю.Рогачёва, доктор педагогических наук, научный руководитель работы
Е.В.Пискунова, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Natalja V. Maminova ,
С
ompetitor on faculty of pedagogics, Vladimir State University for Humanities, Vladimir
maminova82@mail.ru

Reflection of the ideas of the pedagogy of American progressivism in teacher training in Russia at the end of the 19th - first third of the 20th century

The article describes the reflection of ideas of the pedagogy of American progressivism in teacher training in Russia at the end of the 19th - first third of the 20th century. The article explains the background contributing to this borrowing, describes specific examples of the use of content of school subjects, organizational forms and methods of the pedagogy of American progressivism in teacher training institutions of our country.

Keywords: Pedagogy of American progressivism, teacher training, organizational forms and methods of teaching, teaching practice.


Copyright (C) 2011, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 20
11 г. № 0421100031
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100