| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Арсеньев Кирилл Сергеевич Социальный wiki-проект как средство развития у студентов вуза критического отношения к информации
Аннотация
Ключевые слова:
Введение Термин «критическое отношение к информации» предложен нами [1, с. 25] как обозначение первого этапа формирования «критического мышления» при работе с молодёжной аудиторией. Анализ зарубежных и отечественных исследований последних десятилетий показал, что эффективное критическое мышление подразумевает высокий уровень интеллектуального и морально-нравственного развития, которые зависят, с одной стороны, от специальных умений и навыков, а с другой, от жизненного опыта. До тех пор пока критическое (то есть исследовательское) восприятие окружающего мира не стало нормой для человека, одной из важнейших задач является формирование критического восприятия любых информационных источников. Как считает Д. Халперн, «критическое мышление является противоядием против того самого контроля над мыслями, который так беспокоил Оруэлла. Обучение навыкам ясного мышления может помочь каждому распознать пропаганду и тем самым не стать ее жертвой, проанализировать ложные основания в аргументации, увидеть явный обман, определить надежность того или иного источника информации и обдумать правильным образом каждую задачу или принимаемое решение» [2, с. 25]. Критическое отношение к информации можно определить как исследование любых поступающих извне сведений на предмет их авторитетности логичности и этической корректности. Суть такого подхода заключается в том, что человек, сталкиваясь с незнакомыми данными, выполняет три последовательных действия:
Похожий методологический подход предложил в своё время В.Н.Брюшинкин в работе «Критическое мышление и аргументация»: «Критическое мышление – последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям. … Существуют уровни критического мышления, для каждого из которых есть свой вид аргументации, характеризующийся различными соотношениями логической и когнитивной компоненты: 1)эмпирический уровень – критическая проверка фактов; 2) теоретический уровень – критическая проверка теорий; 3) метатеоретический уровень – критическая проверка норм и ценностей» [3, с. 30]. Связь критического мышления и нравственного сознания В современной педагогической практике существует немало методик по формированию критического мышления на эмпирическом и теоретическом уровнях [4-7 и др.], однако наиболее важный, на наш взгляд, метатеоретический уровень, связанный с нормами и ценностями человека, до сих пор оставался без должного внимания. Вопросы этики и нравственности, относясь к духовной сфере человеческого бытия, в силу своей нематериальной специфики менее затрагиваются в прикладных научных исследованиях. Среди крупных психологов можно отметить работу американского учёного Л. Кольберга [8], который исследовал особенности человеческой нравственности. Согласно его теории, нравственное развитие имеет три последовательных уровня, каждый из которых включает две чётко выраженные стадии. На протяжении этих шести стадий происходит прогрессивное изменение оснований морального рассуждения. На ранних стадиях суждение выносится с опорой на некие внешние силы — ожидаемое вознаграждение или наказание. На самых последних, высших стадиях суждение уже основывается на личном, внутреннем моральном кодексе и практически не поддается влиянию других людей или общественным ожиданиям. Этот моральный кодекс стоит выше любого закона и общественного соглашения и может иногда, в силу исключительных обстоятельств, вступать с ними в конфликт. С целью уточнения своей теории Кольберг предпринял с первой обследованной им группой (48 мальчиков) двадцатилетнее лонгитюдное исследование, интервьюируя всех участников эксперимента каждые четыре года с единственной целью — определить уровень моральных суждений опрашиваемых. К концу 70-х это исследование практически исчерпало себя, полностью подтвердив гипотезы Кольберга. Развитие нравственного сознания Работу Кольберга продолжил его аспирант М. Блатт [9]. Он выдвинул гипотезу: если детей систематически вводить в область суждений на моральные темы на ступень выше их собственной, они постепенно проникнутся привлекательностью этих суждений, и это послужит стимулом к развитию их следующей ступени. Для проверки этой гипотезы Блатт провёл эксперимент с шестиклассниками воскресной школы. Он справедливо рассудил, что наиболее эффективный и в то же время наименее искусственный путь «представления» детям таких рассуждений на ступень выше их собственной состоит во включении их в групповое обсуждение моральных дилемм. При этом участники группы всегда будут находиться на разных ступенях суждений, неизбежно в ходе обсуждения прислушиваясь к мнениям, которые отражают более высокую ступень. Пытаясь убедить друг друга в правильности собственных суждений, дети тем самым будут обнаруживать присущую им ступень морального развития. Социальный медиа-проект «Разумный выбор» Опираясь на исследования Кольберга и Блатта, мы провели эксперимент с группой студентов 4 курса Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета. Участники эксперимента разрабатывали и создавали социальный медиа-проект для школьников «Разумный выбор» (ru.razum.3000.wikia.com), в ходе которого им предстояло выделить базовые принципы морально-нравственного поведения и подобрать медиа-материалы, способствующие их «присвоению». Предварительная диагностика по методу Кольберга участников эксперимента показала, что 90% студентов находятся на начальных уровнях нравственного развития, при которых поведение и поступки определяются не внутренним моральным кодексом, а внешними силами, ожиданием вознаграждения или наказания. Опросник критического мышления, разработанный сотрудниками АНО Центр психологических исследований «Антиманипуляция» г. Перми [10], выявил у опрошенных студентов склонность к конформности и внушаемости, что подтверждает взаимосвязь критического мышления и уровня развития нравственного поведения. В ходе работы над проектом студенты проанализировали различные этические системы, представленные в духовной и светской культуре человечества. Наиболее общий подход к вопросу нравственного поведения был обнаружен в литературе древней Индии, где упоминаются «четыре опоры», на которых основывается мирное и добропорядочное общество: правдивость, чистота, милосердие и самоограничение [11, с. 373]. Следующим этапом работы над проектом стал поиск методик для трансляции принципов гармоничного социума и защиты от влияния негативных факторов (азартные игры, наркотики, проституция и насилия [там же, с. 387]. За основу была взята методика сказкотерапии [12; 13], согласно которой притчи, сказки, песни и другие фольклорные формы могут выступать эффективным средством воспитания и социализации. Таким образом передача этических норм и ценностей происходит не напрямую, а опосредованно, через соответствующие литературно-художественные произведения (аудио-, видео- и текстового формата). Площадкой для представления данных медиа-материалов была выбрана интернет система Wikia (ru.wikia.com), позволяющая осуществлять коллективную работу над проектами по принципу вики-технологий (радикальная модель коллективного гипертекста). В основу литературной и фольклорной подборки легла притча о двух волках, – чёрном и белом – которые олицетворяют добро и зло в человеке. Все собранные художественные единицы были сортированы в соответствующие категории, символически олицетворённые различными персонажами: «Друзья Чёрного волка» («Золотой телец» - азартные игры; «Троянский конь» - интоксикации; «Свинья немытая» - нечистота в отношениях; «Цербер» - насилие по отношению к окружающим) и «Друзья Белого волка» («Лебедь» - чистота; «Дельфин» - правдивость; «Черепаха» - самоограничение; «Единорог» - милосердие). Каждую историю студенты снабдили гиперссылками на медиа-материалы, более полно раскрывающие проблему, например, статьи и ролики о вреде алкоголя, фильм о важности взаимоотношений и так далее. Результаты эксперимента В процессе работы над проектом студенты очень быстро освоили две первых составляющих критического отношения к информации. Они научились отделять факты от мнений, выделили основные критерии авторитетности источника информации, такие как научный статус, социальный статус, легитимность источника информации и др. Однако самое главное, что, имея перед собой цель помочь другим, они постоянно размышляли над важностью этического восприятия действительности и тем самым вплотную подошли к третьей важнейшей составляющей – этическому фильтру, который, как говорил Кларин, помогает выбрать «чему следует верить или какие действия следует предпринять» [14, с. 103]. Как показали рефлексивные эссе, написанные участниками эксперимента, сами они по завершению проекта серьёзно задумались о пересмотре жизненных ценностей и установок. «Коллективная, со-общная деятельность множества агентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий. Мы можем рассказывать студентам о том, что такое критическое мышление, а можем погрузить их в среду, где критическая дискуссия является необходимой» [15, с. 6]. Выводы Таким образом, критическое отношение к информации, формирование которого доступно в той или иной степени на всех уровнях образования, понимается нами как начальный этап развития критического мышления. В мире масс-медиа манипуляции критическое восприятие сведений, поступающих из СМИ, рекламы, неформальной среды, сможет оградить молодого человека от их негативного влияния. Одним из способов формирования критического отношения к информации мы выбрали метод сетевых просветительских проектов, в ходе которого студенты совместными усилиями создают на просторах интернет-системы Wikia электронную медиа базу «Разумный выбор» по профилактике асоциального поведения. В процессе поиска, редактирования и публикации подходящих материалов участники проектов учатся исследовать источники информации, анализировать сами информационные сообщения и сопоставлять заложенную в информации «программу действий» со своим собственным этическим кодексом. Важным плюсом этого метода является возможность постоянного пополнения медиа базы «Разумный выбор» и участия в этом проекте любого количества людей из любых уголков земного шара. Литература:
Рекомендовано к публикации
Kirill S.
Arseniev
The social project based on wiki technology as an effective
instrument for critical thinking development of students Key words: critical thinking, critical attitude to information | |||
| |||
Copyright (C) 2011, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2011 г. № 0421100031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |