| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Зубко Анна Юрьевна Методы работы над созданием изображения в системе формирования композиционной культуры у будущего художника-педагога
Аннотация
Ключевые слова Теория и практика подготовки специалистов изобразительного искусства в педвузах показывает, что до настоящего времени недостаточно разработана система формирования композиционной культуры у будущих художников-педагогов. Проведенный опрос учителей изобразительного искусства общеобразовательных и художественных школ Белгорода, Старого Оскола, Курска, Орла позволил выявить, что в реальной практике преподавания изобразительного искусства в школах педагогам не хватает конкретных знаний и умений в области композиции. В работе над композицией учителя, как правило, используют ранее наработанные стереотипы из своей собственной практики и предлагают учащимся шаблонные примеры того или иного решения композиции. Многие учителя изобразительного искусства признают, что знания в области композиции у них отрывочны, использование известных методов работы, таких как: метод наглядности, практического показа, сравнительного анализа, педагогического рисования [1-3] недостаточно, что тормозит обучение и развитие школьников. Эта проблема может быть решена, если в системе профессиональной подготовки будущего художника-педагога будет формироваться его композиционная культура. Мы определяем понятие «формирования композиционной культуры» как процесс системного овладения теоретическими знаниями, практическими умениями в области композиции и на этой основе - глубокого осознания связей и отношений явлений художественно-изобразительной деятельности, нацеленной на творческую самореализацию и развитие способностей личности будущего художника-педагога к передаче накопленного опыта подрастающему поколению. Таким образом, сущность формирования композиционной культуры у будущих специалистов данной области состоит одновременно в развитии их творческих способностей и педагогического мастерства в композиционной деятельности.
Анализ научных исследований в области педагогики и методики преподавания композиции позволяет заключить, что в композиционной деятельности устоялись некоторые достаточно строгие представления о сущности данного процесса. В методике преподавания композиции происходило постепенное накопление композиционных средств, выявлялись закономерности. Передаваясь от поколения к поколению, расширялся опыт создания художественно-творческой композиции. Особое внимание вопросам композиции уделено в теоретических трудах В.Ф.Фаворского [4], К.Ф.Юона [5], Н.Н.Волкова [1], Е.В.Шорохова [3]. Исследования Д.В. Брагиной, С.Н. Данилушкиной, В.В. Шульгиной [6-8] затрагивают принципы и приемы построения композиции, эффективность творческой деятельности студентов в учебном процессе. Изучение накопленного опыта позволяет понять, что решение проблемы формирования композиционной культуры связано с поиском специфических методов, направленных на развитие художественного видения, овладение структурой композиционной деятельности, а также - с процессом создания художественного образа, овладение основами педагогического мастерства в контексте композиционной деятельности. Мы полагаем, что формирование композиционной культуры осуществляется в процессе четырех этапов [9]:
В ходе научно-экспериментального исследования нами были выявлены наиболее важные специфические методы, активизирующие композиционную деятельность будущего художника-педагога. Мы применяли эти методы к процессу формирования композиционной культуры с учетом этапности данного процесса. 1. Метод анализа художественных качеств натуры в соответствии с учебно-творческой задачей. В композиционной деятельности со времен Возрождения анализ художественных качеств натуры всегда являлся для художников наиболее существенным фактором создания произведения [10]. Однако мы полагаем, что как метод формирования композиционной культуры он приобретает относительно новое звучание. Данный метод предполагает несколько вариантов особого подхода к анализу натуры в зависимости от этапов формирования композиционной культуры. На первом этапе, где студенту необходимо постоянно обращаться к натуре, анализ ее художественных качеств должен происходить через призму изучаемой учебно-творческой задачи. Здесь студент имеет возможность моделировать свою натурную постановку (переставлять предметы в постановке, менять точку зрения на нее, изменять характер освещения) так, чтобы откровенно доминировало именно то композиционное средство, которое в данный момент осваивается. В связи с этим открывается широкая возможность анализа натуры в соответствии с изучаемой закономерностью, и студент на этом этапе учится целенаправленно наблюдать и анализировать определенные художественные качества натуры. На втором этапе натура не является постановочной, поэтому студенту приходится активно наблюдать естественные ситуации в окружающей действительности с последующим их воспроизведением по памяти в решении того или иного эскиза композиции. Студент должен вести поиск в натуре тех взаимосвязей художественных качеств, которые необходимо изучить на основе учебно-творческих задач. Именно поэтому и тема композиции, и ее замысел должны быть ориентированы на возможность наблюдать варианты будущей композиции в повседневной жизни студента. На третьем этапе видение натуры претерпевает значительные изменения, и основное внимание при анализе окружающей действительности уделяется выявлению ее эмоционально-эстетических художественных качеств, возможности ее трактовки с точки зрения передачи определенных состояний. Для достижения этой цели студенты должны вести активный поиск и отбор художественных композиционных средств, передающих определенную эмоцию в изображении. На четвертом этапе натура воспринимается и анализируется каждым студентом через призму содержательных художественных обобщений. Единичное явление с помощью воображения автора, его ассоциативных способностей видится как целостное обобщение образов окружающей действительности. Таким образом, анализ художественных качеств натуры полностью строится на основе поиска выразительных средств создания целостного художественного образа в изображении и определяется теми учебно-творческими задачами, которые стоят перед студентом в данный конкретный период формирования композиционной культуры. 2. Метод дифференцированного освоения средств композиции. Применение этого метода необходимо только на первом этапе формирования композиционной культуры, когда студент должен понять и практически освоить определенные композиционные средства. Метод разработан Д.Е.Стариченко [11] применительно к процессу формирования у студента живописного видения. Мы использовали метод дифференцированного освоения средств композиции и убедились в его эффективности применительно к формированию композиционной культуры у будущего художника-педагога. На основе этого метода каждое новое средство композиции постигается с учетом освоенных ранее, но выделяется как доминирующее. Таким образом, выделяя то или иное композиционное средство в эскизе как главное, студент более глубоко и всесторонне осваивает его художественные функции. 3. Метод целостного освоения средств создания композиции. Метод разработан нами на основе одного из важнейших законов композиции – закона целостности [3]. По окончании каждого этапа студент выполняет итоговую композицию, в которой должен показать уровень и качество сформированности композиционной культуры. На каждом этапе этого процесса преподаватель должен акцентировать внимание студентов на необходимости переосмыслить весь освоенный учебный материал применительно к разработке и построению итоговой художественной композиции. Студент должен проанализировать пройденный период обучения несколько отстраненно от практики выполнения промежуточных форэскизов и эскизов, осмыслить весь приобретенный багаж знаний, умений и творчески подойти к решению итоговой работы, показать в ней целостные представления о сущности композиционной деятельности. 4. Метод взаимосвязи индивидуальной творческой работы студента с работой в учебном коллективе. Многие студенты разных курсов обучения стремятся выполнять композиционные задания самостоятельно, вне аудитории. Обычно это объясняется необходимостью сосредоточиться, получить вдохновение и т.п. Однако практика показывает, что в большинстве случаев студентом руководит неуверенность в собственных силах. В ходе экспериментальной работы мы выявили и доказали, что весь процесс формирования композиционной культуры необходимо строить так, чтобы у студента обязательно имелась возможность сочетать индивидуальную самостоятельную творческую работу с работой в учебном коллективе. Работая в аудитории, выполняя вполне конкретные учебно-творческие задачи, студент получает уникальную возможность наблюдать различные варианты решения этих задач в процессе работы сокурсников и учиться у них. Достижения одного студента почти мгновенно становятся достоянием всех членов коллектива и последующие поиски решения той или иной учебно-творческой задачи обретают новые художественные черты, обогащая тем самым новыми идеями каждого участника творческого процесса. Данный метод был разработан также и в связи с необходимостью формирования навыков педагогического общения. Использование данного метода осуществляется на каждом этапе формирования композиционной культуры у будущего художника-педагога, он позволяет студенту сравнивать результаты своей деятельности с работами своих сокурсников. Будущий художник-педагог должен уметь работать на глазах у окружающих, так как в дальнейшей, профессиональной деятельности ему часто придется демонстрировать свои умения. Таким образом, метод взаимосвязи индивидуальной творческой работы студентов с работой в учебном коллективе способствует развитию у них педагогического мастерства. 5. Метод обратной (вербальной и визуальной) связи между студентом и педагогом. Метод обратной связи между учеником и учителем известен в художественной педагогике [2] и по-своему используется каждым преподавателем в процессе занятий композицией. Более того, выполненные студентами эскизы становятся объектом обсуждения. В процессе бесед студента и преподавателя возникает возможность обмена мнениями. Преподаватель также может получить представление о степени освоенности учебного материала при индивидуальном или фронтальном опросе студентов. Однако в процессе формирования композиционной культуры студента мы обратили внимание на тот факт, что обдумывание учебно-творческого задания наиболее эффективно происходит в процессе выполнения форэскизов и эскизов композиции. Отличительная особенность использования данного метода в системе формирования композиционной культуры также состоит в необходимости фиксировать свои наблюдения, возникающие в ходе выполнения заданий, в виде коротких записей на полях эскизов и этюдов. Эти записи затем становятся замечательным объектом обсуждения в учебной аудитории и позволяют преподавателю выявить способности студента к рефлексии и активизировать развитие. 6. Метод сознательного отбора композиционных средств создания изображения. Отбор композиционных средств изображения чаще всего ведется студентом спонтанно, на основе анализа художественных произведений мастеров. В экспериментальной работе мы ввели систему, в которой студент обязан из определенного набора средств отбирать и творчески исследовать те, которые в данный момент являются актуальными с позиции конкретного этапа учебного процесса. Данный метод приобретает особое значение, начиная со второго этапа формирования композиционной культуры. В процессе композиционной деятельности у студента постепенно формируется представление о том, что выразительность изображения зависит от того, насколько точно и интересно отобраны художественные средства создания композиционного эскиза или этюда. И, если на первом этапе формирования композиционной культуры освоение определенной закономерности связано с системой познания основ композиции, то на втором и последующих этапах студент имеет возможность самостоятельно варьировать изучаемые средства, добиваясь тем самым оригинальности художественного решения и выразительности каждого эскиза и этюда. Применение вышеперечисленных методов в системе занятий композицией позволяет активизировать процесс формирования композиционной культуры каждого студента. Использование этих методов дает возможность глубоко и всесторонне овладевать необходимыми знаниями и умениями в системе формирования композиционной культуры, обеспечивающими возможность творческой самореализации и развитие педагогических способностей будущих художников-педагогов. Литература
Рекомендовано к публикации:
Н.К.Шабанов,
доктор
педагогических наук,
научный руководитель работы -----
Anna Yu.
Zubko Methods of work on image creation in system of formation of composite culture at the future artist-teacher Features of use of specific methods in system of formation of composite culture are considered: the analysis of art qualities of nature differentiated and complete development of means of a composition, interrelation of individual creative work of the student with work in educational collective, return (verbal and visual) communications, conscious selection of composite means of the image. Key words: Method, composition, image creation, shaping of composite culture, the artist-teacher. | |||
| |||
Copyright (C) 2011, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2011 г. № 0421100031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |