| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Мишакова Екатерина Николаевна Обзор педагогической мысли дошкольного образования России конца XIX – начала XX вв.
Аннотация
Ключевые слова Анализ историко-педагогических источников показывает, что в развитии дошкольного образования дореволюционного периода обозначились четыре тенденции: трансформации религиозного содержания; наполнения содержания дошкольного образования идеями народности и национальными традициями; развития теории и практики свободного воспитания; осмысления проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования. В дореволюционный период самыми распространенными в практике и известными в теории были следующие педагогические системы: система «свободного воспитания» (идеальный детский сад К.Н. Вентцеля) и «разумного свободного воспитания» (детские сады М.Х. Свентицкой, А.С. Симонович, Л. Шлегер), система М. Монтессори (детский сад Ю.И. Фаусек) и Е.И. Тихеевой [1]. Ни одну из них нельзя признать окончательно сформировавшейся, все они переживали этап становления и оформления, поэтому без труда поддавались любому влиянию извне. В этом же заключается и положительное педагогическое явление, а именно взаимообогащение систем методами и приемами, что приводило к повышению качества воспитательно-психолого-педагогических теорий, тенденции развития дошкольного образования [2]. На первом этапе (с 1894 по 1905 гг.) развития дошкольного образования мы выделили две тенденции: трансформация религиозного содержания и наполнения содержания дошкольного образования идеями народности, национальными традициями как ведущими. Сторонники народной педагогики (Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.С. Симонович) целью дошкольного образования считали подготовку к жизни человека родной культуры. Они использовали элементы народной педагогики в построении содержания дошкольного образования: игру, фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки, которые отражали знания из жизни и быта русского народа. Педагоги считали необходимым условием образования и воспитания их целенаправленность, в то же время говорили о свободе выбора интересной и увлекающей ребёнка деятельности и занятий. Своеобразием системы построения дошкольного воспитания, предложенной А.С. Симонович, явилось введение занятий с детьми старшего дошкольного возраста «родиноведения и предметных уроков». А.С. Симонович считала, что детский сад должен быть народным, поэтому нельзя обучать детей иностранным языкам. В содержании образования преобладали игры народного характера: «Лебедь и сокол», «Земледельцы», «Заплетись, плетень», «Мышонок», «Петушок», а так же рассказы и сказки из жизни русского народа. Придерживаясь такой цели воспитательно - образовательной работы с детьми, как «подготовка будущего гражданина родины» [3, c.297}, и развивая идею народности, Е.Н. Водовозова впервые разработала методику использования русского фольклора. Отметим, что идея народности у Е.Н. Водовозовой воплотилась в теорию и методику развития речи детей. Она настаивала на воспитании с раннего возраста деятельной любви к людям, чувств, связывающих детей с народом, на развитии у них «горячей привязанности к ближнему». Е.Н. Водовозова писала, что «наши детские сады должны быть созданы на народной, русской почве» [4, c.317]. Своеобразием системы П.Ф. Лесгафта являлось то, что он в содержании физического образования детей центральное место отводил подвижным играм, отражающим народность. Он говорил, что у различных народов свои игры, ибо индивидуальная жизнь, перенимаемая детьми, различается по семьям, сословиям и местностям. В России на рубеже XIX - XX вв. религиозное содержание являлось основой дошкольного образования. Представители религиозного направления (Е.Н. Водовозова, В.В. Зеньковский) целью дошкольного образования считали наполнение души ребёнка религиозными образами, поэтому в содержание рекомендовали включать посещение богослужения в церкви, молитвенное общение с Богом, беседы на темы «из жизни Спасителя» [5, c.76]. В теории дошкольной педагогики существовала единая общепринятая позиция, касающаяся религиозного воспитания детей. Педагоги - методисты (Е.Н. Водовозова, М.Х. Свентицкая, А.С. Симонович, Л.К. Шлегер) считали, что религиозное воспитание является делом семьи, поэтому в их платных детских садах, в отличие от массовой практики, исключались элементы религиозного дошкольного образования [1, c.362]. На втором этапе (1905-1914 гг.) основным вопросом развития дошкольного образования становится разработка программно-методического обеспечения педагогического процесса. Это обусловлено появлением в педагогике различных теорий и направлений, каждое из которых для практического воплощения должно было предложить конкретную программу и методику. Сторонники теории свободного воспитания предлагали заменить школу и детский сад «Домом свободного ребёнка». К. Вентцель указывал, что «содержание образования будет определяться как природными дарованиями, так и наклонностями, вкусами и интересами каждого ребёнка» [6, c.80]. Иной точки зрения при построении содержания дошкольного образования придерживались представители «разумного свободного воспитания» М.Х. Свентицкая, А.С. Симонович, Л.К. Шлегер. Они считали свободной такую школу и детский сад, в которых детям предоставлялась возможность проявлять свободу в своей деятельности и уважать право на свободу других людей, а педагогам предоставлялась свобода по расширению и сокращению программы, в выборе содержания, методов и форм образования. По-иному «разумное свободное воспитание» представлено у Е.И. Тихеевой. Задача педагога заключается в создании предметной среды, которая способствует развитию ребёнка. Е.И. Тихеева наряду с организованными взрослым занятиями предлагала включать игру. На третьем этапе с 1914 по 1917 гг., ввиду военных действий, остро встал вопрос о развитии национального самосознания. Поскольку в детских садах в этот период основной задачей являлось укрепление здоровья детей, образовательные задачи отодвигались на второй план. На этом этапе дальнейшее развитие идеи народности в дошкольном образовании можно показать на примере детского сада Ю.И. Фаусек (1913 г.). Она адаптировала систему М. Монтессори к русским условиям. На начальных этапах ее работы имели место отступления от дидактических принципов М. Монтессори. Так, за неимением дидактического материала, его готовили сами педагоги, которые отражали в нем особенности русской национальной культуры. На третьем этапе военно-политический фактор являлся основополагающим в развитии содержания дошкольного образования. Дошкольное образование не могло не реагировать на военные действия, его содержание всецело зависело от политических, социально-экономических, психолого-педагогических условий [5, c.79]. В нем преобладающей стала национально-патриотическая тематика. Наряду с национально-религиозным и свободным воспитанием становится приоритетным патриотическое воспитание дошкольников. Литература
Рекомендавано к публикации: _____
Ekaterina N.
Mishakova Overview of educational thought preschool Russia in the late XIX - early XX centuries Stand development stages of pre-school education in Russia in the late XIX - early XX centuries. Revealed the main trends in its content. Characterized by the idea of pre-school teachers' pedagogical thinking of the period. Keywords: preschool education, pedagogical systems, contents of the preschool formation, preschool institutions, children of the preschool age | |||
| |||
Copyright (C) 2011, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2011 г. № 0421100031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |