| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Аль-Янаи Елена Константиновна Аксиологические основы формирования культуроведческой компетенции учащихся
Аннотация
Ключевые слова На современном этапе развития педагогики в условиях гуманизации образования особую актуальность приобретает аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность. Переход к ценностной парадигме «позволит сохранить традиционные гуманистические ценности отечественной педагогической теории и практики и использовать их в модернизации образования» [1, с. 3-4]. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Закон РФ «Об образовании» и другие законодательные документы отражают идеи гуманистического образования, цели и задачи воспитания граждан, обладающих высокой духовностью и уважением к национальной и иноязычным культурам [2, 3, 4]. В процессе обучения русскому языку как родному очевидна целесообразность применения аксиологического подхода в качестве методологической основы, придающей образовательному процессу ценностную направленность, поскольку именно ценности определяют сущность всесторонне развитой личности. Сегодня в методике преподавания русского языка сложилась противоречивая ситуация относительно вопроса формирования культуроведческой компетенции учащихся. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго поколения по русскому языку ориентирован на воспитание всесторонне развитой высокодуховной личности школьника, усваивающей язык как национально-культурную ценность на основе актуализации ценностных ориентиров. Согласно Стандарту, формирование культуроведческой компетенции включает «осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значение слов с национально-культурным компонентом» [5, с.6]. В то же время недостаточно разработана теоретическая и практическая основа ценностно-ориентированного преподавания русского языка. Разумное противодействие культурной деградации заключается в возрождении и утверждении самобытных форм духовности, в возвращении к собственным корням, в том числе и языковым. Формирование взгляда на родной язык как национальное достояние возможно на лингвокультурологической основе, которая отражает взаимодействие языка и культуры. Таким образом, аксиологическая направленность должна быть в первую очередь реализована в культуроведческом аспекте обучения и воспитания, который предполагает формирование знаний о языке и культуре в их взаимосвязи, об отражении в языке материальной и духовной культуры народа. Нами была разработана концепция ценностно-ориентированного обучения русскому языку, способствующая формированию культуроведческой компетенции девятиклассников. Результаты констатирующего эксперимента показывают, что учащиеся 9-х классов имеют низкий уровень культуроведческих знаний (более 65% обучаемых). По-нашему мнению, это обусловлено ограниченными возможностями существующего школьного курса русского языка, не ориентированного на формирование культуроведческой компетенции. Результаты диагностирования позволили определить методологию, основные методические средства, условия и принципы формирования отношения к языку как национальному достоянию. Принцип аксиологической направленности ориентирован на распространение и усвоение базовых ценностей культуры народа, созидание новых культурных ценностей. Культуроведческий принцип базируется на идее культуросообразности обучения и важнейшем общедидактическом принципе воспитывающего обучения. Сущность данного принципа заключается в отборе артефактов, способных приобщить школьников к культуре России. Принцип семантической ориентированности направлен на введение в тезаурус личности ценностно-маркированных лексем, а также формирование интереса и ценностного отношения к слову, обогащение учащихся национально-культурной лексикой. Принцип историзма опирается на понятие родного языка как историко-культурного феномена. Принцип коммуникативной направленности в преподавании русского языка, безусловно, предполагает и аксиологический аспект: развитие коммуникативных умений формируется в процессе использования родного языка, который и есть величайшая ценность народа. Содержание обучения русскому языку в школе с позиций коммуникативного принципа естественно дополняется русскими этикетными нормами в их исторической форме и современном функционировании как основа овладения культурой коммуникативного поведения в родном социуме и в процессе межкультурного общения путем знакомства учащихся с основами коммуникативного поведения других народов с акцентом на национальную специфику. Принцип текстоцентризма предполагает отбор аксиологически маркированных текстов, под которыми имеются в виду дидактические материалы, позволяющие приобщить учащихся к тем или иным ценностям в культуре народа. Принцип интеграции значительно повышает уровень культуроведческой компетенции учащихся. Таким образом, отбор дидактических материалов в соответствии с указанными принципами и систематическая работа в данном направлении формирует отношение к родному языку как национально-культурной ценности. На наш взгляд, целесообразно выделить три основные группы аксиологически ориентированного дидактического материала для уроков русского языка в 9 классе: культурные концепты, прецедентные феномены, культуроведческие тексты, хранящие знания о мире, отражающие духовную жизнь нации, ее культуру, а значит, и формирующие русскую языковую личность. Обучение языку как национально-культурному феномену предполагает тщательный отбор дидактического материала, ориентированного на важнейшие общечеловеческие духовные ценности. Предложенные нами основные группы аксиологически ориентированного дидактического материала (концепты, прецедентные феномены и культуроведческие тексты) аккумулируют культурные смыслы и являются средством приобщения школьников к национальной концептосфере. Реализации ценностно-ориентированного подхода способствуют такие виды уроков, как уроки-исследования, уроки-практикумы, дискуссии, в ходе которых ученикам предоставляются на выбор тексты для анализа и разнообразные задания аксиологической направленности. На основе грамотно подобранных прецедентных феноменов и культуроведческих текстов учитель имеет возможность привлечь внимание учащихся к особенностям национальной культуры. При этом ценностная картина мира каждого девятиклассника обогатится культурными концептами, которые являются компонентами русской национальной концептосферы. Актуализация ценностно-ориентированного осмысления и восприятия языка, диктуемая потребностями современного социума, требует изучать язык не только как систему (структуру) знаков, не только как средство получения информации, но и как национально-культурную ценность. Следует отметить, что аксиологический подход необходимо органично внедрять в основной курс русского языка, а не выносить на факультативные занятия. Каждый урок русского языка должен быть пронизан идеей аксиологизации, ориентированной на развитие отношения к родному языку как национально-культурной ценности. Нами выделены три основных направления работы с аксиологически ориентированным дидактическим материалом: концептуальный анализ, анализ прецедентного феномена и анализ культуроведческого текста. Каждое направление представляет собой комплексную систему упражнений, ориентированных на всестороннее изучение рассматриваемой языковой единицы. Результаты итогового среза подтверждают эффективность разработанной методики обучения русскому языку в аксиологическом аспекте. Сравнение средних результатов контрольного среза учащихся 9 классов свидетельствует о том, что уровень культуроведческой компетенции школьников экспериментальных классов значительно повысился в сравнении с показателями контрольного класса оставшимися практически на прежнем уровне (средний показатель уровня знаний в экспериментальных классах вырос на 23 %, в контрольном классе – всего на 6 %) (диаграмма 1). Диаграмма 1.Сравнение средних показателей уровня культуроведческой компетенции Учащиеся экспериментальных классов, в отличие от учащихся контрольного класса, демонстрируют достаточно сформированные навыки анализа концептов, прецедентных феноменов и культуроведческих текстов, заметное расширение культурной осведомленности. Таким образом, выдвинутая гипотеза об успешности формирования у школьников отношения к русскому языку как национально-культурной ценности при осуществлении аксиологически ориентированного преподавания получила подтверждение в ходе обучающего эксперимента и проявилась в повышении уровня культуроведческой компетенции девятиклассников. Литература
Рекомендовано к публикации: _____
Elena K.
Al-Yanai
Axiological foundations of the formation of cultural studies students' competence The problem of the formation of cultural studies students' competence in the Russian language lessons in terms of axiology. Value-based learning involves learning the Russian language in a cultural context that contributes to familiarizing students to the language as a national cultural values. Keywords: axiology, value-oriented education, cultural studies expertise, concept, precedent phenomenon, cultural studies text
| |||
| |||
Copyright (C) 2011, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2011 г. № 0421100031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |