| |||
The Emissia.Offline Letters Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) | |||
Издается с 7 ноября 1995 г. Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588 | |||
| |||
Недосекина Алевтина Григорьевна Проблемы управления художественным воспитанием студентов в высшей школе
Аннотация
Ключевые слова Одним из важнейших факторов современного развития общества является усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование. Необходимость усиления диктуется, с одной стороны тем, что именно культура выступает границей свободы индивида, страхует его от проявления асоциальных, аморальных, преступных деяний и поступков. С другой стороны, происходят изменения в сфере художественного творчества, в эстетических и художественных вкусах людей. Изменения особенно ощутимы в условиях распространения информационных технологий. Меняются эстетическое мироощущение, средства художественной деятельности, представления об искусстве, что объективно требует поиска инновационных форм, методов художественного воспитания, а соответственно разработки системы такого воспитания в вузах. Всё это актуализирует задачи художественного воспитания. Художественное воспитание представляет собой «целенаправленно осуществляемый обществом процесс формирования способности чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им и оценивать художественные ценности» [1]. По содержанию художественное воспитание включает в себя три основных направления: художественное образование и самообразование, самодеятельное художественное творчество и общение с искусством [2]. Каждое из направлений художественного воспитания по содержанию и целям взаимно обогащают и обусловливают друг друга, что требует организации системы такого воспитания, включая и процесс управления [3]. В настоящее время управление процессом художественного воспитания студентов вузов представляет собой одну из серьезнейших проблем и важных задач. Являясь составной частью образовательного процесса вуза в целом, художественное воспитание во многом зависит не только от общих процессов управления в высшей школе, но и от специального управления, необходимость которого продиктована целым рядом причин [4]. Во-первых, самим содержанием художественного воспитания, которое вбирает в себя различные направления. Во-вторых, учетом всех существующих и возникающих в процессе художественного воспитания взаимосвязей, зависящих от очень многих факторов, учесть и предвидеть которые становится все труднее. В-третьих, наличием целого коллектива людей, которые работают в различных подразделениях вуза (ректорат, деканат, кафедры, лаборатории, мастерские, центры, студенческий клуб или Дворец студентов, факультет общественных, дополнительных профессий, культурно-спортивный комплекс, профком, музей, библиотека, фотолаборатория и др.) В-четвертых, открытостью, динамичностью, подвижностью системы художественного воспитания, которое во многом зависит не только от постоянно-изменяющейся внутренней, но и внешней среды, оказывающей существенное влияние на художественно-эстетическое развитие личности. В-пятых, получением эффективности и результативности развития художественно-эстетической культуры студентов при наименьших производственных затратах и издержках. Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что вопросы управления процессом художественного воспитания студентов являются чрезвычайно актуальными и требуют своего решения. В этой связи целесообразно остановиться на тех современных проблемах управления художественным воспитанием студентов, которые имеют место в практике высшей школы. Первое – художественное образование - предполагает усвоение студентами знаний в области культурологии, мировой художественной культуры, эстетики, искусствоведения, всевозможных спецкурсов и спецсеминаров по проблемам теории и истории искусства. Вся эта работа находится в сфере учебной деятельности вуза. Отсюда ее организация, контроль за исполнением, методическое обеспечение находятся в ведении учебного отдела и заведующих кафедрами, где сосредоточено преподавание дисциплин художественно-эстетического и культурологического циклов. Самодеятельное художественное творчество относится, главным образом, к сфере досуга молодежи. Его организация, как правило, сосредоточена в студенческом клубе или Дворце культуры студентов, в профкоме, на факультетах общественных профессий или факультетах индивидуальной, дополнительной специализаций, а также в воспитательной работе того или иного факультета вуза. Управление здесь осуществляют руководители этих подразделений. Наконец, «живое» общение студентов с искусством предполагает их непосредственное участие в прослушивании и просмотре художественных произведений [5]. Эту работу должны вести все, кто, так или иначе, занимается художественно-эстетическим воспитанием в вузе. Кроме того, нельзя не учитывать и факт того, что приобщением студентов к «живому» искусству занимаются не только внутривузовские подразделения, будь то кафедры, ФОП, клуб, профком, деканаты и др., но и внешние организации в лице филармоний, театров, учреждений культуры и искусства, которые распространяют в вузе билеты, приглашая студентов на тот или иной концерт, спектакль, вечер, конкурс. Эта работа сегодня, как правило, не имеет четкого планирования, подвержена стихийности, плохо организована и мало управляема. Таким образом, само художественное воспитание требует четкой организации и управления. Однако педагогическая практика показывает, что именно здесь лежат многие беды и многие проблемы приобщения студентов к искусству, повышения их уровня художественно-эстетической культуры. Первая проблема (по порядку, а не по содержанию) заключается в том, что художественное воспитание в вузе не рассматривается его руководством как одно из важнейших направлений воспитательной работы, требующей специального управления. Подтверждением является все понижающийся уровень художественно-эстетической культуры студенческой молодежи, который не может не сказываться на общей и профессиональной культуре будущих специалистов и никак не может способствовать повышению профессионального мастерства, ибо оно, не в последнюю очередь, зависит от уровня общей культуры человека, от его мировоззрения и нравственности. Отсюда в вузе встает серьезная проблема пересмотра не только места и роли художественно-эстетического воспитания студентов в формировании профессиональной культуры будущего специалиста, но и управления этим процессом в целом. Вторая проблема связана с тем, что в настоящее время вся работа по художественно-эстетическому воспитанию в вузе «разбросана» по различным его подразделениям, кафедрам, службам, участкам, направлениям. В частности, художественное образование сосредоточено на имеющих место в вузе кафедрах: культурологии, теории и истории культуры, эстетики, мировой художественной культуры, методики преподавания искусства, искусствоведении, живописи, рисунка, литературы и мн. др. Самодеятельное художественное творчество сосредоточено в студенческих клубах или Дворцах культуры, на ФОПе, в профкоме, в процессе воспитательной работы, которую ведут деканаты, подчас имея в своей структуре коллективы художественной самодеятельности, художественной практики и т.д. Организацией общения студентов с «живым» искусством также занимаются самые различные подразделения как внешние, так и внутренние. Современная практика показывает, что между всеми вышеобозначенными подразделениями нет взаимодействия, согласования, скоординированности действий. Они плохо информированы о деятельности друг друга, не говоря уже о том, чтобы работать вместе и оказывать взаимовлияние на все стороны эстетического развития личности студента. Например, имеющие место в одном вузе факультеты филологии, художественно-графические, искусствоведения, музыкальные, архитектуры практически не взаимодействуют и не оказывают влияния не только друг на друга, но и на другие факультеты: физико-математический, технологический, факультет информатики, истории, социологии, иностранных языков и т.д. Все это свидетельствует о том, что сегодня в вузах нет системы эстетического воспитания, куда органично входит и воспитание художественное. На основе вышесказанного четко просматривается и третья проблема управления художественным воспитанием – это наличие в вузе координирующего центра, где бы, как в фокусе, сходились все проблемы и принимались соответствующие решения взаимодействия и совершенствования системы художественного воспитания. К настоящему времени в целом ряде вузов введена должность проректора по воспитательной работе, содержание которой предусматривает координацию действий различных направлений воспитательной работы вуза. Однако пока эта должность введена далеко не во всех вузах – это, во-первых. А, во-вторых, основное место в деятельности проректоров по воспитанию студентов занимает работа в общежитиях (быт, материальная база, гигиенические условия, борьба с пьянством, наркоманией, сотрудничество с МВД, спортивно-оздоровительная работа и т.д.). Менее всего здесь уделяется внимания вопросам художественно-эстетического воспитания. Четвертой проблемой является сама культура управления. Качественной характеристикой такого типа управления является то, что здесь первостепенное значение имеют не функции перспективного планирования и контроля над выполнением планов, а ситуативное управление, самоуправление и самоорганизация, не руководство, проверки и фиксации результатов, а поддержка инициатив [6]. В связи с этим современная система управления вузом требует инновационных методов. Во-первых, культура управления должна выражать ценностное отношение ко всем структурным, прежде всего учебно-воспитательным подразделениям, создающим условия для их культуросообразного функционирования, поддерживающего культуросозидающий потенциал образования. Во-вторых, управление, сообразно культуре гуманной педагогики, должно стать не проявлением манипуляции и администрирования, а инструментом сотрудничества со всем педагогическим коллективом. В-третьих, современное управление должно открывать возможности реконструкций, изменения, дальнейшего роста и нововведений в каждом из элементов учебно-воспитательного процесса и вуза в целом. В-четвертых, в культуре управления должны преобладать самоорганизация и такие ее свойства, как самопроизвольность, спонтанная инициативная активность, равноправность отношений субъектов образования разных уровней, нестандартность решений, признание автономности образовательных подразделений и мн. др. В-пятых, культура управления предполагает такую качественную определенность принципов и способов взаимодействия отдельных компонентов образования по вертикали, которая наилучшим образом обеспечивает целостность, идентичность и функционирование всей системы. В-шестых, чрезвычайно важной в культуре современного управления является культура управленческих кадров и, в первую очередь, деятельность первых лиц. Именно от них, их общей и нравственно-эстетической культуры во многом зависит судьба образовательных учреждений, включая высшие учебные заведения, их трудовые коллективы. Наконец, культурная модель управления начинает действовать тогда, когда существует заинтересованность структур управления в разнообразии всех образовательных подразделений, их уникальности, когда в каждом из них есть собственные традиции, дух сотрудничества преподавателей и студентов, нравственная атмосфера их общения и когда с помощью этих условий достигается высокое качество образования и воспитания. Достичь высокой культуры управления можно только расширяя разнообразный опыт демократической жизни вуза, практики ее самоуправления, обеспечивая открытость и демократизм принятия всех управленческих решений сверху до низу. Поэтому речь должна идти об использовании культурного потенциала не только в качестве проведения ударных ярких, титульно-представительных дел и мероприятий вуза, эффективного вовлечения сферы культуры в контекст вузовского образования, его непосредственных потребностей, а еще и о том, что культура вуза – это, в конечном счете, и есть реальная культура его коллектива, где стоит задача обеспечить преемственность между культурным наследием и современной культурой. Литература
Рекомендовано к публикации: _____
Alevtina G.
Nedosekina Management problems of art education students in university Represented by the need to manage the special arts education of high school students as part of the educational process. Problems are discussed familiarizing students to art, to increase their level of artistic and aesthetic culture. Provided the problem of the management culture of the university educational process.
Key words | |||
| |||
Copyright (C) 2011, Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 2011 г. № 0421100031 Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн ". Эл.почта: emissia@mail.ru Internet: http://www.emissia.org/ Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873 Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а |