Письма в

 Эмиссия.Оффлайн

2012

 The Emissia.Offline Letters           Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал)  

Издается с 7 ноября 1995 г.  Учредитель и издатель: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. ISSN 1997-8588

ART  1711  

Январь 2012 г.

Дорошенко Светлана Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир

cvedor@mail.ru

Периодизация развития церковно-певческого образования Древней Руси и Русского царства (X – первая половина XVII вв.) с позиции взаимодействия духовно-культурных центров

Аннотация
Выделяются и рассматриваются четыре периода в истории церковно-певческого образования Древней Руси и Русского царства с позиций взаимодействия духовно-культурных центров, переноса столиц и формирования предпосылок рассмотрения истории музыкального образования в России как диалога столицы и провинции.

Ключевые слова
Церковно-певческое образование, Древняя Русь, столица, периодизация.
 

Взаимодействие духовно-культурных центров Древней Руси во многом легло в основу формирования провинциального и столичного самосознания последующих эпох. Оно является основой становления принципа народности музыкального образования, русской музыкальной школы и музыкальной педагогики в самом широком смысле. Более того, в ряде древнейших русских городов – Киеве, Новгороде, Владимире – древнерусский культурный расцвет до сих пор служит мощным «энергетическим толчком» автономизации, порождает сегодняшнюю полифоничность теории и практики отечественного музыкального образования [1].

Задачей предлагаемой периодизации является выявление особенностей развития  древнерусского церковно-певческого образования с учетом таких факторов, как перенос столиц, роль региональных певческих образовательных центров, соотношение политической и духовно-культурной столичности, позиция столичной певческой школы по отношению к местным вариантам распевов и к задаче их изучения, трансляции. Основаниями периодизации являются следующие детерминанты: историко-политические («эстафета столичности», политические отношения между духовно-культурными центрами, интенсивность связей); историко-церковные (формирование церковной иерархии и духовных центров на Руси, роль Руси в христианском мире); историко-дидактические (особенности обучения церковному пению); образовательно-управленческие (формирование наиболее значимых церковно-певческих школ; акты, обусловливающие развитие церковно-певческого образования). Существующие периодизации [2, 3] осуществлены на другой предмет, и поэтому несколько отличаются от нашей и хронологически, и содержательно. 

По отношению ко всем рассматриваемым периодам мы ограничиваем понятие «музыкальное образование», относя к нему только специальную подготовку в области церковного пения. Остальные музыкальные явления (скоморошеская инструментальная музыка, народная песня) с наших методологических позиций не входят в круг образовательных феноменов, ибо по отношению к ним не совершаются целенаправленные действия, подчиненные рефлексируемой социально и государственно значимой  цели.

Период христианизации Киевской Руси Х-XII вв. нужно считать первым периодом организации и формирования содержания церковно-певческого образования, хотя сведений о нем очень мало. Первый митрополит Русской Церкви Михаил, осуществляя крещение жителей иных (по отношению к Киеву) земель, везде «устроял» клирос, то есть приготовлял (ставил) церковных певчих. Певчих первоначально выписывали из Византии. Систематизация обучения богослужебному пению на Руси, формирование его школы связывается со временем княжения Ярослава и с прибытием к нему греческих певцов. Трех греческих певцов, прибывших в 1037 или в 1053 году, можно считать одними из первых педагогов, определивших традиции и систему отечественного церковно-певческого образования. Исследователи предполагают, что в летописи речь идет о трех различных певческих группах с руководителями [2]. Уже в этот период существовал другой значимый центр церковно-певческого образования – Новгород.

Содержание певческого образования, его методы и формы были получены от Византии: готовый, установившийся текстовый материал на все службы годового круга (существовал перевод на славянский язык); готовые осмогласные напевы Православного Востока в крюковом изложении, имевшемся в богослужебных нотных книгах, способы и виды одиночного и хорового пения, святоотеческие взгляды на задачи церковного пения, отрицание музыкально-певческих течений Запада [4, с.130].  По отношению к этому периоду точные сведения есть лишь о певческой школе в Киеве, которая ориентировалась на возможно более точное воспроизведение греческого содержания, методов и форм обучения.

Приведем теоретико-педагогические соображения по поводу вероятности существования церковно-певческих школ в других городах. В ее пользу свидетельствует принципиальное отличие византийской церковно-певческой традиции от традиции народно-песенной. Противоположность выражалась в разнице типов музыкального мышления. «Когда в народе слагалась новая песня, то никто не задумывался над тем, как ее создать. Она получалась «сама» и при этом всегда в полном соответствии с неписанной теорией народной музыки. Вот и сказывается различие между церковной и народной музыкой: первая, в понимании народном, не имела никакой «теории», а вторая имела совершенно определенные теоретические основы, хотя и не осознанные самим народом» [5, с.64]. Сопоставление «стихийного» и «рефлексивного» начала дает очевидную проекцию в сферу образования: там, где возникает рефлексия, свод правил, теория (даже не зафиксированная вербальными способами), там начинается процесс обучения; а значит должна существовать школа. В этом смысле начало обучения церковному пению в древнерусских городах можно связывать с датами освящения первых храмов. Стихийно-подражательный механизм освоения греческих распевов очень сомнителен. Певческое образование осуществлялось при храмах.

Второй период (XII – начало XIV вв.) характеризуется развитием ведущих церковно-певческих школ в Киево-Печерской лавре, в Новгороде, во Владимире. К этому времени была полностью сформирована система уставного русского богослужебного пения. Обратимся к линии, связывающей политическую столичность и деятельность образовательных центров. В XII веке она презентуется возвышением Владимира и постепенным «взращиванием» в нем столичного начала. Андрей Боголюбский пригласил из Киева доместика Луку. Лука получил образование в школе доместиков у греков и был непосредственным носителем греческой образовательной традиции. Стремление апеллировать непосредственно к Константинополю «через голову» Киева было одной из характеристик не только художественной, но и духовной, и административной политики князя. В.И. Мартынов пишет, что выражение летописи «Луцина чадь» дает основания предполагать активную педагогическую деятельность Луки, обучившего множество учеников-певчих [2, с.108], конечно, местных жителей (не греков и не киевлян).

В 1274 году Собор епископов, состоявшийся во Владимире и руководимый митрополитом Кириллом II, постановил, чтобы пение и чтение отправлялось исключительно лицами, получившими на то благословение и посвящение от архиерея. Во Владимирской Руси певец стал обязательно принадлежать к клиру. Посвящение в певца (хиротесия) возвышало социальное положение человека, осуществляющего этот вид служения, предполагало повышение профессиональных и духовных требований к нему. Посвященным певцом мог стать только мужчина. Для того чтобы приступить к посвящению, нужна была готовность к выполнению этой обязанности, которая и формировалась в процессе специального церковно-певческого образования, включенного в контекст духовного образования в целом.

Третий период (XIV - начало XVI вв.) характеризуется возвышением Москвы. Как и в период переноса столицы из Киева во Владимир, мы видим диахроническое несовпадение феноменов духовной, культурной и политической столичности. При этом духовная и культурная столичность не только сохраняются предыдущим центром, но и являются характеристиками других достаточно независимых городов. Важную роль в развитии певческого образования продолжал играть Новгород, не пострадавший от татарского нашествия. Третий период развития церковно-певческого образования  характеризуется сначала длительной задержкой в духовно-культурном строительстве Руси, а потом подъемом этого строительства, связанным с обновлением монашеской жизни. Возвышение центров церковно-певческого образования (Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белозерский монастырь) было связано с уровнем развития духовной жизни в монастырях.

В контексте нашего исследования надо противопоставить рассмотренные периоды развития церковно-певческого образования на основе ведущей духовно-культурной идеи. Если в X-XII вв.  (первый период) в церковно-певческом образовании доминировали процессы ученичества, воцерковления и восприятия греческих образцов церковного пения, то в третий период формировалась идея «Москва – третий Рим». Эта идея воплотилась в становлении масштабной самостоятельной певческой системы, а также во введении в эту систему (уже в качестве элементов) киевского, греческого и болгарского распевов.

«Кризис столичности», предшествовавший утверждению Московской Руси, поначалу повел к некоторому «разброду» в деле певческого образования. В XV веке на Руси возникло много частных школ, в которых преподавалось церковное пение. Несистематичность преподавания, отсутствие строгих единых требований к учителям снижало качество образования.

В дальнейшем данный период нужно рассматривать в контексте возвышения московской певческой школы. Важным событием для музыкального образования было создание в начале XVI века хора государевых певчих дьяков (впервые упоминается при великом князе Василии III). Певческий коллектив не при монастыре или соборе, а при великом князе должен был поддерживать и возвышать идею именно политического величия князя и его столицы – Москвы. Параллельно существовал и хор митрополичьих певчих (он вел свою историю от Киева и Владимира). Наряду с Московским, центральное место в церковно-певческом образовании Руси занимал архиепископский хор Софийского собора Новгорода Великого.

По отношению к третьему периоду развития церковно-певческого образования нужно сказать, что он, являя собой еще древнерусскую модель взаимодействия духовно-образовательных певческих центров, создал предпосылки для создания нового типа отношений Москвы и других регионов: Москва, осознававшая себя «Третьим Римом», начинает осуществлять политику централизации церковно-певческого образования и патернализма по отношению к региональным аспектам его развития.

Четвертый период (от начала XVI до середины XVII вв.) характеризуется утверждением Москвы в качестве столицы Русского царства, установлением патриаршества на Руси. Это период начала становления раннего русского многоголосия. Он характеризуется также систематизацией церковно-певческого образования. Стоглавый собор (1551 г.) вынес постановление об учебных мероприятиях в отношении богослужебного пения: были созданы специальные училища, где, кроме чтения и письма, учили церковному чтению и пению.

В период XVI-XVII веков одной из духовных тенденций возвышения Москвы был прогосударственный процесс канонизации общерусских святых, начавшийся еще в XIV веке. Помимо высокого сакрального смысла, существовал и государственно-объединительный смысл создания общерусского пантеона, представленного подвижниками благочестия из разных русских земель. Канонизация повлекла за собой создание новых циклов церковных песнопений, а также официальное церковное признание местных вариантов распевов. Эти местные варианты стали включаться в содержание певческого образования, осуществляемого в ведущих хорах Руси. Помимо этого, Макариевские соборы по отношению к некоторым святым установили местные празднования, например, Константину, Михаилу и Феодору в Муроме, Петру и Февронии в Муроме, святителю Арсению в Твери, Прокопию и Иоанну на Устюге. Праздники, возникшие в связи с постановлениями этих соборов, потребовали создания певческих циклов (в целом к середине XVII века было создано более 150 новых русских праздничных певческих циклов). Новые тенденции в жизни русской церкви, естественно, предъявляли новые требования к церковно-певческому образованию «на местах».

Объединительное духовно-политическое влияние Москвы на развитие церковно-певческого образования нельзя идентифицировать с его собственно дидактической стороной. Позицию о ведущей роли московской церковно-певческой школы в XVI-XVII веках вполне может оспаривать Великий Новгород, а также другие певческие образовательные центры. Новгородская церковно-певческая школа подготовила целый ряд выдающихся учителей церковного пения, которые продолжали новгородские образовательные традиции в других регионах Руси. В рассматриваемый период это Варлаам Рогов (младший брат возглавлявшего школу Саввы Рогова), впоследствии митрополит Ростовский, игумен Маркелл (Безбородый), Стефан Голыш, Иван Шайдур. Новгородская школа была представлена на Урале: главой усольской (строгановской) школы был ученик Стефана Голыша Иван Лукошко, впоследствии архимандрит Владимирского Богородице-Рождественского монастыря Исайя. Первым уставщиком  сибирского (Тобольского) архиепископского хора был певчий дьяк хора Государевых певчих дьяков С. Евтихеев. В Москву в 1615 году С. Евтихеев был взят из Великого Новгорода, где служил певчим дьяком у новгородского владыки. Таким образом, и в Тобольске (в Сибири) мы видим влияние на становление певческого образования Новгородской школы. О С.Евтихееве известно, что он был не просто искусным певцом, а именно педагогом: «научил у архиепископа Киприяна петь станицу певчих дьяков и другую станицу подьяков троестрочному пению» [6]. Собственно московская традиция была представлена деятельностью головщика Троице-Сергиева монастыря Логгина Коровы (Шишелева) и диакона той же обители Ионы (Зуя).

В Александровской слободе (ныне Владимирская область) при Иване Грозном был создан певческий образовательный центр, в который входили распевщики со всей Руси. Центр возглавлялся Иваном Носом и Феодором Христианином. Распевщики осуществляли не только исполнительскую, но, прежде всего, педагогическую деятельность.

Тверскую певческую школу XVI-XVII веков представлял хор певчих дьяков Тверского Владычнего двора. Имя одного из тверских певчих дьяков выявлено музыковедом Н.К. Дроздецкой: это Никита Шило, служивший у тверского епископа Акакия и воспитавший пятерых сыновей, один из которых, Григорий Шилов, впоследствии служил государевым певчим дьяком при дворе Ивана Грозного [7, с.28].

Существенное влияние на развитие церковно-певческого образования на Руси XVI-XVII вв. оказала Западнорусская митрополия. Здесь богослужебное пение существовало в двух формах: знаменный распев и партесное пение (с конца XVI в.). Начиная с 80-х годов XVI века православные украинско-белорусские братства стали открывать греко-славянские или греко-латино-славянские школы (в Остроге, Львове, Луцке, Киеве), в учебные программы которых был введен предмет «мусикия», освещавший теоретические и практические аспекты нового партесного пения.

XVII век презентует столкновение западной и древнерусской традиций церковно-певческого образования, которое по своей масштабности заслоняет линии взаимодействия церковно-певческих школ русских городов Центральной Руси, Сибири, Урала. С позиций взаимодействия культурных центров это противостояние можно представить как оппозицию западной и центральной Руси, однако в гораздо большей степени эта оппозиция носит духовный смысл: сталкивается нововременное секуляризированное индивидуалистичное музыкальное мышление и идея певческого аскезиса как одной из форм молитвенного делания. Москва, так же, как и Киев, оказалась ареной противостояния этих тенденций. Духовная автономия подмосковных монастырей  в противовес собственно московской светской жизни сказывается здесь очень ярко. То же самое можно сказать и о Киево-Печерской Лавре, где не было принято партесное пение, а развивалось самобытное многоголосие. В некоторых монастырях на Западной Украине вообще сложилось устное народное церковное пение на 2-3 голоса (непартесное). В связи с изложенными соображениями нельзя упрощать проблему взаимовлияния древнерусских культурных центров, приписывая  Западнорусской митрополии только новаторское евпропеизированное влияние на церковно-певческое образование. Монодия продолжала господствовать в западноукраинских православных монастырях, при которых действовали начальные школы, где дети обучались монодическому пению по Ирмологионам [8].

Певческие «Азбуки» первой половины XVII века, выполняя функции учебных пособий, до некоторой степени представляли собой попытку компромисса между очевидной секуляризацией певческого искусства, повышением эстетических требований к нему и желанием сохранить самобытность знаменного распева.

Преобразования XVII века повели не только к возникновению новой образовательной системы, но и к формированию многовековой оппозиции между древнерусской певческо-образовательной традицией и западными музыкально-педагогическими течениями, которая во многом проецировалась на отношение «столичной» и «провинциальной» линий развития музыкального образования.

Взаимодействие духовно-культурных центров Древней Руси и Русского государства в процессе становления и развития церковно-певческого образования (его можно назвать полистоличностью) во многом легло в основу формирования провинциального и столичного самосознания последующих эпох. Это взаимодействие характеризуется спецификой на каждом из выделяемых нами четырех этапов развития церковно-певческого образования. Развитие церковно-певческих школ в древних духовно-культурных центрах Руси создало предпосылки для последующей музыкально-культурной идентификации этих городов, своеобразия задач и содержания певческого образования, взаимного обмена, диалога и сохранения ощущения столичного самосознания каждого из них в период более жесткой централизации и остро ощутимого противопоставления столицы и провинции (XVIII, XIX вв.).

Литература

  1. Дорошенко С.И. История музыкального образования во Владимирском крае (XIX – XX вв.) в контексте диалога со столичными музыкально-педагогическими идеями. – Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Июль 2011, ART 1617. - CПб., 2011 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1617.htm . – Гос.рег. 0421100031.  ISSN 1997-8588. – Объем 0.5 п.л. [дата обращения 10.08.2011].

  2. Мартынов В.И. История богослужебного пения: учебное пособие. – М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. 240 с.

  3. Николаева Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец Х – середина XVII столетия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.

  4. Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков. –  Журнал Московской Патриархии.  1994.  № 6.  С.111-130.

  5. Бражников М.В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева XII XVIII веков. – Л.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1949. 120 с.

  6. Белокрыс М.А. У истоков профессионального хорового исполнительства в Сибири (XVII век) [электронный ресурс] – URL: http://aziaros.narod.ru/muzika/stati/belokris.html. [дата обращения 13.09.2011].

  7. Дроздецкая Н.К. Музыкальная жизнь Твери и Тверской губернии до 1917 года: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02.  Санкт Петербург, 2006.  154 с.

  8. Шевчук Е.Ю. Церковное пение в Западнорусской митрополии (2-я половина XV XVII в.) [электронный ресурс] – URL: http://www.canto.ru/index.php?menu=public&id=medieval.encyc4. [дата обращения 7.09.2011].  

Рекомендовано к публикации:
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

-----

Svetlana I. Doroshenko
С
andidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department of Pedagogy, Vladimir State University,  Vladimir-city.
cvedor@mail.ru

Periodisation of the development of church-singing education of Old Russian State and Russian Kingdom (X - the first half of the XVII century) from the position of the interaction of spiritual and cultural centers

The author identifies and describes four periods of the history of the church-singing education of the Old Russia State and of the Russian Kingdom from the standpoints of the interaction of spiritual and cultural centers, of the transfer of the capitals and of the formation of prerequisites of the consideration of the history of musical education in Russia as a dialogue of the capital and provinces. 

Key words: church-singing education, Old Russian State, capital, periodisation


Copyright (C) 2012, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) 
ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 20
12 г. № 0421200031
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Письма в Эмиссия.Оффлайн
".
Эл.почтаemissia@mail.ru  Internet: http://www.emissia.org/  Тел.: +7-812-9817711, +7-904-3301873
Адрес редакции: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

Рейтинг@Mail.ru

    Rambler's Top100